Мастер-класс музыкального руководителя
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Чанина Марина Ивановна

Музыкальная физика или эксперименты со звуком, как средство развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в ходе музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx20.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР -  КЛАСС МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ЧАНИНОЙ МАРИНЫ ИВАНОВНЫ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗИКА ИЛИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ СО ЗВУКОМ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Музыкальная физика или эксперименты со звуком, как средство развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в ходе музыкальной деятельности».

Физика считается точной наукой, а музыка – это что-то более возвышенное, создающее настроение. Но… между физикой и музыкой много общих точек соприкосновения. И при творческой организации образовательного процесса, средствами музыкального воспитания можно достичь формирования у дошкольников познавательной активности и основ инженерных компетенций.

В нашем детском саду в ходе музыкальной деятельности мы с ребятами старшего дошкольного возраста, знакомимся с физическими явлениями – звуком, шумом, узнаем различные характеристики звука, способы звукоизвлечения даже из тех предметов, которые не относятся к музыкальным инструментам.

Хлопки в ладоши, щелчки пальцами, притопывания – все это звуки, которые при желании можно облечь в музыкальную форму! Здесь также вход могут идти палочки, камешки, ракушки и т.д. К слову сказать, ведь именно таким образом появились первые музыкальные инструменты.

1 УПРАЖНЕНИЕ С ПЛАСТИКОВЫМИ СТАКАНЧИКАМИ

       Мы все знаем, что звук отражается от любой поверхности (плоской, вогнутой, выпуклой). Даже пластиковые стаканчики являются отличным проводником звука. И сейчас я предлагаю вам, коллеги, в этом убедиться. Для этого я приглашаю на нашу сцену 6 человек.

(вокруг круглого стола рассаживаются участники мастер-класса, которым раздаю по 2 твердых пластиковых стаканчика)

- Сейчас я покажу , как могут звучать пластиковые стаканчики в сочетании с хлопками в ладоши, а также хлопками по коленям. Т.о. может прозвучать веселый оркестр, который понравится детям.

Итак, сначала мы разомнем наши пальчики, вот так… (показать).

Затем нужно верно прохлопать в ладоши и по коленям вот так под счет «Раз, Два, раз-два-три» и переставить стаканчик правой рукой вперед. Теперь снова прохлопываем этот же ритм и возвращаем стаканчик назад. Вот так. (показ сначала без музыки в медленном темпе под счет).

А сейчас ускоряем темп и исполняем под музыку.

Спасибо, коллеги!

(участники мастер-класса присаживаются на свои места. Убрать стаканчики)

- В процессе такой игры, мы делаем вывод, что от размера предмета зависит извлекаемый звук. Так же не маловажно для нас, музыкальных руководителей, что дети, изучая в игровой форме физические явления, максимально участвуют в процессе: не рассматривают себя в зеркале, не копируют ошибки других. Они внимательно слушают ритм, при этом активизируют внимание, развивают координацию движений, ну и, конечно, у всех поднимается настроение.

2 УПРАЖНЕНИЕ С ПАКЕТАМИ

Фантазия детей просто безгранична. И вот еще один пример. Я предлагаю вашему вниманию игру с самыми обыкновенными пакетами. Играя в нее, можно убедиться, как влияют на громкость звука материал, из которого сделан предмет, а также воздух, который его наполняет.

(раздаю сидящим на своих стульях педагогам полиэтиленовые пакеты. Присаживаюсь напротив участников мастер-класса).

- Вот этот обыкновенный пакет заполняем воздухом (показать). Теперь это уже музыкальный инструмент.

(показать ритмический рисунок в медленном темпе)

- Сначала выполняем 4 раза вот такие хлопки пакетом, держа его двумя руками перед грудью (показать).

- Далее шуршим им вот так, прокручивая перед собой (показать).

Обратите внимание, как меняется звук.

- Повторим эти движения: хлопки и прокручивания.

- Далее мы сидя , топаем ногами вот так и снова прокручиваем пакеты, издавая звук. И снова повторяем.

- А теперь предлагаю прозвучать нашему оркестру из пакетов под музыку.

Участвуя в подобных экспериментах со звуками мы можем сделать вывод, что на громкость звука влияет материал, из которого сделан предмет, а также воздух, который его наполняет. Также в процессе таких экспериментов со звуками дети не только изучают физические явления, но и развиваются межполушарные связи, познавательная активность, динамический слух, чувство ритма.

Благодарю, коллеги!

(убрать атрибуты)

3 УПРАЖНЕНИЕ С ЛОЖКАМИ

- Что можно делать с металлической ложкой? Первое, что приходит в голову, это использовать ее при приеме пищи. Но металлическая ложка может быть неплохим музыкальным инструментом. Звук очень хорошо распространяется по твердым телам.

Металлическая ложка, отталкиваясь от нашего тела (плеч, ног, ладоней) начинает вибрировать. Частицы воздуха колеблются, ударяются о барабанную перепонку нашего уха и передают колебания ей. Эти колебания мы воспринимаем как звук.

Для игры на металлических ложках, которые сейчас так популярны и известны, я приглашаю 6 человек.

- Становитесь в круг. (раздаю метал. ложки. Показ ритмического рисунка без музыки, далее ускоряем темп и исполняем под музыку).

Спасибо, коллеги! У нас получился замечательный оркестр с металлическими ложками. Мы убедились, что металл является  отличным проводником звука! Эмоциональный отклик в данном случае гарантирован.

(участники рассаживаются на свои места)

- Игры на металлических ложках не только помогают изучить физические свойства звука, но и вносят разнообразие в музыкальное воспитание детей, прививают любовь к коллективному музицированию, стимулируют творческую инициативу, координацию движений.  Осознанные действия координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти. Ну и, конечно же, улучшают настроение и поднимают жизненную энергию.

- Ну а теперь, когда мы с вами освоили разные способы извлечения звуков из не музыкальных инструментов, предлагаю закрепить наши навыки в общем оркестре. Импровизация приветствуется!

(раздаю участникам  стаканчики, пакеты и ложки, присаживаюсь напротив.

Исполнение под музыку.

Благодарю всех!

Надеюсь вы сегодня убедились, что музыка и физика неотделимы. А эксперименты со звуками способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, музыкальной памяти, выработке исполнительских навыков, а также снимает психологическое напряжение.

В заключении хочется пожелать всем творческих успехов, радости и удовольствия в работе с детьми.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»

Отработка  творческих методов и приемов в развитии музыкальных   способностей  у дошкольников....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Технология исследовательской деятельности с детьми на музыкальных занятиях»

Знакомство участников районного методического объединения музыкальных руководителей с опытом использования познавательно-исследовательской деятельности  на музыкальных занятиях....

«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»

Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....