Духовно - нравственное воспитание дошкольников.
статья

Лештаева Ольга Викторовна

Духовно - нравственное воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание дошкольников.

Детство - это период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Детство - это самая счастливая пора, и задача воспитателей правильно сформировать для детей будущий окружающий мир через взаимодейтсвие с настоящим. От этого зависит наше будущее.

Среди детей – дошкольников в настоящий период наблюдается много детей, отличающихся повышенной активностью, агрессивностью, неумением вести себя в обществе.

Огромная роль в нравственном становление личности дошкольника принадлежит воспитателю, его педагогическому мастерству. Методика работы со сказками обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Что с ранних лет войдёт в сердце ребёнка как самое дорогое, останется на всю жизнь. От того, какие навыки культурного поведения, социально-общественные качества будут привиты ребёнку, будет зависеть то, каким он станет человеком. Наша цель - воспитать личность. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо помочь им научиться уважать себя и окружающий мир. А такое становится возможным только тогда, когда освоена культура: культура поведения, культура общения, культура деятельности. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство,чтобы наши дети были активными,творчискими.

Поскольку само предназначение дошкольного возраста заключается в становлении базовых характеристик личности ребёнка- самооценки, нравственных ценностей, коммуникативных ценностей и социально-психических особенностей, то работу нужно начинать как можно раньше. С раннего детства необходимо воспитывать у детей чувство любви к самому себе, к родителям, к Родине, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

В духовно - нравственном воспитание детей дошкольного возраста весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В этом плане в детском саду с детьми осуществляется немало мероприятий. В формировании нравственных представлений важну роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особеннно в произведениях устного народного творчества (УНТ) (поговорки, загадки, пословицы, песенки, сказки), т.к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В усном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера,присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками,загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фолклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.

Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков. Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России.

Но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (сказками, песенками, пословицами, играми и т.д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания (быта, обычаев, нравственных принципов, традиций) и формы (композиция, выразительные средства и др.) Таким образом, дети будут приобщаться к культуре не только своего народа, а также к культуре других народностей.

В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности. Сказка настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребенок мысленно проходит с героем весь путь.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образцы, выразительный язык, динамика событий, особые причины - следстввенные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли. Через игру происходит социализация ребенка. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Игра № 1. «Шарик с пожеланиями»

Цель: Расширять словарный запас вежливых слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Игра № 2. «Помоги дедушке и бабушке»

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

Игра № 3. «Цветок добрых дел»

Цель: Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...