Развитие речевой активности детей с ОВЗ посредством опытно-экспериментальной деятельности
презентация к уроку (старшая группа)

Выступление в 459 детском саду .Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_459_sadu.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

       « Развитие речевой  активности детей с ОВЗ , посредством

                    опытно- экспериментальной деятельности».

Слайд 1

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, восприятие и умение выразить мысль  в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. У детей  с ОВЗ наблюдается  иная картина. Несформированность  внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняют  овладение связной речью. Интегрированное познавательное и речевое развитие – специально организованный образовательный процесс, направленный на  развитие познавательной активности и интересов воспитанников с ОВЗ, развития речи как способа познания мира и формирование способов умственной деятельности; становление системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Проблема развития речи у воспитанников с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.  Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Детское экспериментирование один из наиболее эффективных методов  развития не только познавательных закономерностей и явлений окружающего мира, но и  развития речи, т. к. оно тесно связано с ним. Именно поэтому в своей работе я применяю технологию  исследовательской деятельности.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности для детей с ТНР. И хотела бы поделиться немного своим опытом по данной теме. Мною разработана программа  кружка  по  опытно- экспериментальной  деятельности «Мы  исследователи». Она рассчитана на работу с детьми старшей и подготовительной группы.

 1. Провожу  работу кружка 1 раз неделю во второй половине дня по 20-25 минут; 2. Мне важно не только научить, но и заинтересовать детей , вызвать у них  желание получать знания и самим делать новые опыты. 3. Объясняю  детям, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто показываю детям  интересный опыт, но и объясняю  доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляю  без внимания вопросы ребенка – ищу  ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляю  детям больше самостоятельности; 7. Предлагаю  детям  показать наиболее понравившиеся опыты друзьям, родителям дома; 8. И самое главное: радуюсь  успехам  своих детей , хвалю  их и поощряю их  желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Основная цель работы кружка:

способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей c ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

— способствовать обогащению активного словарного запаса через познавательно-исследовательскую деятельность;

— обогащать  опыт   воспитанников  с ОВЗ в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

— создать условия, способствующие выявлению интересов и проявлению самостоятельности в  их  познавательно-речевом развитии;

— поддерживать условия для развития познавательно — речевых процессов во всех видах деятельности;

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Детское экспериментирование теснейшим образом связано с продуктивными видами деятельности, где ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла.

Экспериментальная деятельность делится на разделы

1.Опыты с водой;

2.Опыты с воздухом;

3.Опыты   с песком ,глиной камнями,;              

4.Опыты с солью , сахаром;

5. Опыты с различными материалами: стеклом, зеркалом, бумагой, деревом, металлом, мылом и т.д;

6. Опыты с растениями;

 7. .Опыты с магнитом.

8. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

9. Опыты с электрическими зарядами;

10. Эксперименты с другими предметами неживой природы;

Я использую специальные коррекционные и игровые приёмы:

повтор инструкций,

хоровое проговаривание,

выполнение действий по указанию детей

дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям,

«намеренная ошибка»,

проговаривание хода предстоящих действий,

предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос

взрослому или другому ребёнку,

фиксирование детьми результатов наблюдений в тетрадях в виде

схематичных рисунков для последующего повторения и

закрепления,

моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя -

куклы.

Для успешной работы кружка «Мы исследователи» созданы специальные условия:

УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

ШКАФ-ЛАБОРАТОРИЯ. (ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ,  ПРИРОДНЫЙ

МАТЕРИАЛ, РАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГИ, ТКАНИ, ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ, СОСУДЫ И Т.Д)

 В ОБОРУДОВАНИИ ЛАБОРАТОРИИ БОЛЬШОЕ УЧАСТИЕ ПРИНИМАЛИ РОДИТЕЛИ.

Методическое обеспечение:

-КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ

-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С  ОВЗ.

-ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ЗВУКИ ПРИРОДЫ, ГОЛОСА ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ, ЗВУКИ ТРАНСПОРТА И ДРУГИХ МЕХАНИЗМОВ).

-ТАБЛИЦЫ, КАРТИНЫ, КАРТОЧКИ-СХЕМЫ.

-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ).

-МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (АНКЕТЫ, БУКЛЕТЫ, ОФОРМЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УГОЛКОВ).

-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                 (СЛАЙДЫ)

Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности:

  • Экспериментальная деятельность;
  • Познавательные занятия  с элементами эксперимента;
  • Демонстрационные опыты совместно с детьми;
  • Долгосрочные наблюдения  ,эксперименты, проекты. (СЛАЙДЫ)
  • В процессе экспериментирования  я  для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 
  • Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или лексической темой.
  • Например, с целью расширения, уточнения и активизации словаря по лексической теме «Осень» запланированы опыты по теме «Вода и ее свойства», в ходе которой у детей расширяется словарь антонимов (жидкая – твердая, сухой – мокрый), пополняется словарь глаголов (льется, течет, разливается, испаряется, впитывается, бежит, замерзает). После ряда экспериментов на тему «Вода и ее свойства» дети активно употребляют новые слова в своей речи. Аналогичная работа проводится и при изучении темы «Зима». Например, при знакомстве детей с темой «Воздух и его свойства» используется уже накопленный опыт, и дети учатся действовать самостоятельно. Изучая тему «Весна», проводим эксперимент «Тающий лед», в ходе которого дети знакомятся с различными свойствами льда, что затем позволяет им достаточно точно и подробно описать такое природное явление, как ледоход. При проведении этого опыта дети уже запоминают задание, самостоятельно выполняют его и объясняют вслух свои действия. А это очень важно для детей, имеющих отклонения в развитии.
  • Важно, чтобы ребенку был понятен  смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

                                             (СЛАЙДЫ)

  • дети стали давать больше аргументированных ответов и ответов познавательного характера, у детей повысился интерес к содержанию деятельности, повысился уровень восприятия.

     *      повысился уровень задаваемых детьми вопросов,

  •   Вывод:
  •  «Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Мы исследователи» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира, способствует формированию и развитию познавательных интересов детей c ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности».

В данной консультации рассказывается о том, как в нашем детском саду проводится опытнэкспериментальная деятельность....

Развитие речевой активности детей на занятиях по опытно – экспериментальной деятельности.

В процессе поисково – исследовательской деятельности не только происходит развитие ребёнка как субъекта познания, но и совершенствуется и обогащается речь, формируется речевая культура .В старше...

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...