Аналитико-синтетический метод обучения
консультация

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_metoda.docx51.16 КБ
Файл metod.pptx635.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

«Особенности аналитико-синтетического метода дошкольников в обучении грамоте»

Выполнила :

Гаас М.А..

Алтайское,2023

Из истории методов обучения грамоте

В прошлом процесс обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы — буквослагательный и слоговой.

Буквослагательный метод пришел к нам из древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу часто продолжалось до двух лет. Сначала детей заставляли заучивать названия букв, а каждая буква имела свое название: о — аз, б — буки, в — веди, г — глагол, д — добро и т. д.. Затем переходили к складыванию слогов и заучиванию слогов в 2—4 буквы. Сначала называлась каждая из букв, входивших в состав слога. Слоги заучивали так: буки-аз—ба, рцы-аз — ра, мыслете-аз— ма и т. д. Таким образом нужно было заучить около 500 разных слогов. Ученику трудно было постичь, почему, например, из мыслете-аз получается слог ма, а из буки-аз — ба. Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности. Например, слово рама читали так: рцы-аз — ра, мыслете-аз — ма, рама. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов. В качестве текстов для чтения употреблялись тексты различных молитв, нравоучений, заповедей.

Недостатки этого метода ясны: механическое заучивание букв и слогов, заучивание, которое опиралось только на зрительные впечатления. Называние буквы затрудняло улавливание звука, обозначавшегося данной буквой. Дети зачастую не постигали механизмов слитного чтения слога; буквослагательный метод не учитывал возраста учащихся: им предлагалось чтение церковных текстов, весьма трудных по содержанию. Срок обучения чтению был длительным. Обучение письму не было связано с обучением чтению. Не каждый мог овладеть письмом. Обычно из десяти мальчиков, отданных дьячку в учение, писал лишь один.

В начале XVIII в. были упрощены названия букв, они стали называться так, как и в настоящее время. Однако значительных изменений в методику обучения грамоте это не внесло.

Сроки обучения грамоте несколько сократились, когда начали пользоваться слоговым методом. По этому методу учащиеся сначала заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному.

Более поздняя разновидность этого метода устраняла предварительное заучивание названий букв. Ученики повторяли за учителем сначала двухбуквенные слоги без предварительного знакомства с образующими их буквами — ба, ва, га, заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавлялись слуховые и речедвигательные упражнения. При обучении этим методом учащиеся не получали необходимых представлений не только о звуковом, но и о слоговом строении слов, не было упражнений на разложение слов на слоги и звуки. В основе этого метода также лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению. Тексты для чтения были очень сложны.

Известный писатель и педагог В. Ф. Одоевский первым из русских деятелей народного просвещения сделал реальный шаг к внедрению в школу звукового метода обучения грамоте. В конце 30-х годов прошлого столетия он опубликовал «Таблицу складов для детских приютов» и наставление к ней. Таким образом, он разработал звуковой синтетический метод обучения грамоте.

Такого же плана метод выдвинул в конце 60-х годов прошлого столетия прогрессивный русский педагог Н. А. Корф.

Обучение грамоте у него начиналось с изучения отдельных звуков и букв. После ознакомления с несколькими звуками и буквами начиналась синтетическая работа — соединение звуков в слоги и слова: ом, ум, ма, му, ма-ма, му-му.

В 40-х годах прошлого века В. А. Золотев и Ф. Д. Студитский распространили метод, впервые примененный в 30-х годах французским педагогом Ж. Жакото. Это был аналитический вариант звукового метода. Обучение начиналось с показа учащимся ряда слов, составленных из букв разрезной азбуки. Ученики запоминали их начертание, затем под руководством учителя делили («раздвигали») слова на слоги, запоминали их по порядку и вразбивку, находили эти слоги в других словах, упражнялись в разложении слогов на звуки, наконец, узнавали обозначавшие их буквы и запоминали последние.

В 1872 г. появилась «Азбука», а в 1875 г. — «Новая Азбука» Л. Н. Толстого. Они были составлены на основе слого-слухового метода, в котором большое значение придавалось слуховым упражнениям в разложении слогов на звуки и соединении звуков в слоги. Это помогало ученикам овладеть анализом и синтезом.

Все эти методы обучения грамоте не решали в должной мере проблему обучения детей чтению и письму. В 1864 г. было опубликовано «Родное слово» К. Д. Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. «Звуковая метода, — писал К. Д. Ушинский, — способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя останавливала и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям».

К. Д. Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:

1) приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух — к нахождению отдельных звуков в слове, язык — к отчетливому произношению звуков; 2) приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова; 3) вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.

Разработанный К. Д. Ушинским метод известен под названием метода «письма — чтения»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось прежде всего синтетическим путем, т. е. путем соединения звуков в целые слова, и следовало за письмом.

Изучение звуков и букв К. Д. Ушинский строил не в алфавитном порядке: сначала ребенок изучал гласные, потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова, в котором все звуки, кроме одного, были ему знакомы.

Ознакомившись с первыми звуками и буквами, ученики писали слова и даже предложения, состоящие из этих букв, например: осы, усы, у осы усы. Смысл написанных слов детям был ясен, и они их свободно прочитывали. Через 10—15 уроков вводился печатный шрифт, и дальше обучение грамоте велось с использованием двух шрифтов — печатного и письменного.

К. Д. Ушинский показал, что в обучении грамоте письмо и чтение органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и сообща помогают детям овладевать грамотой.

Звуковой аналитико-синтетический метод сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся.

Свой метод обучения грамоте К. Д. Ушинский обосновал данными современной ему фонетики, педагогики и психологии. В настоящее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочеты: не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звуков, недостаточно учитываются трудности их усвоения и др. Далее последователи К. Д. Ушинского в конце XIX и начале XX в. вносили различные усовершенствования в звуковой аналитике синтетический метод обучения грамоте. Они видоизменяли его, улучшали и отдали предпочтение варианту «чтение — письмо».

Первое десятилетие советской школы было отмечено интенсивными поисками новых путей в обучении грамоте. Так появляется особая разновидность звукового метода, предложенная И. Н. Шапошниковым,— метод «живых звуков». Первоначально дети должны были научиться слушать и различать звуки в живой речи, в произносимом слове. Заменяя тот или иной звук в каком-либо слове, ученики получали новые слова. Обучение велось без букваря, точнее, дети сами «создавали» свой букварь: печатными буквами записывали отдельные слова, простые предложения, небольшие тексты и читали их.

Широко был распространен так называемый метод целых слов, или, как его иногда называли, «словозрительный метод». Обучаясь, читать этим методом, дети должны были запомнить довольно значительное количество отдельных слов. Слово воспринималось сразу, целым образом, по общему его начертанию. Оно не подвергалось звуковому и слоговому анализам, не разбирался и его буквенный состав.

При обучении этим методом хотя и достигался некоторый рост скорости чтения, однако дети часто читали слова по догадке, а при письме пропускали буквы, переставляли их, искажали слова, так как не умели производить звуковой анализ живой речи. Это заставило советских методистов вновь обратиться к звуковому аналитико-синтетическому методу; были выявлены новые его возможности. В 1936 г. появляются буквари А. В. Янковской и М. М. Головина, составленные на основе звукового аналитико-синтетического метода, а в 1945 г.— буквари С. П. Редозубова и А. И. Воскресенской.

Одновременно создавались пособия для обучения грамоте дошкольников. В 1959 г. вышло первое издание «Азбуки» для обучения детей в семье А. И. Воскресенской, С. П. Редозубова, А. В. Янковской, выдержавшее десять изданий. В 1972 г. вышло несколько переработанное одиннадцатое издание «Азбуки». Срок обучения по этим пособиям доведен до 7—8 месяцев. В конце 50-х годов Д. Б. Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте и написан соответствующий экспериментальный букварь. Метод Д. В. Эльконина основывается на теории поэтапного формирования умственных действий.

Согласно этой теории умственное действие формируется, проходя последовательно ряд этапов: 1) предварительное уяснение поставленного задания, 2) освоение действия с предметом (предметный план), 3) освоение действия в плане громкой речи, 4) перенос действия в умственный план и 5) становление и автоматизация действия.

Практически это осуществляется так. На начальном этапе обучения детям даются картинки с изображением каких-либо предметов, названия которых нужно проанализировать. Причем анализ этот должен производиться без участия букв, так как они могут направить действия ребенка не на выяснение строения слова, а на «символизацию звуков буквами».

Под каждой картинкой помещается графическая схема состава слова — название, которое должно быть проанализировано. Эта схема состоит из клеток по числу звуков.

Одновременно дети получают несколько картонных квадратиков синего, зеленого и красного цвета.

Анализ слова производится следующим образом. Ученик произносит вслух слово — название изображенного на картинке предмета; затем последовательно называет звуки, входящие в состав слова, определяя при этом, какой из звуков гласный, а какой — согласный. Соответственно заполняются квадратиками клеточки схемы: красными обозначаются гласные, синими — согласные.

Следующая ступень состоит в знакомстве с гласными буквами. Дети анализируют звуковую форму слова, «овеществляя» свой анализ квадратиками, только вместо красных квадратиков на этот раз подставляются гласные буквы — сначала а, потом я и т. д. Новая ступень — знакомство с согласными буквами — осуществляется последовательной заменой синих и зеленых квадратиков нужными буквами. Еще одна ступень — «словоизменение» — состоит в том, что дети с помощью индивидуальных небольших абаков (планки с тремя-четырьмя окошечками и движущимися лентами в каждом из них) отрабатывают механизм ориентации на гласную и овладевают слоговым чтением. Параллельно со всеми этими видами работ ученики выполняют упражнения в чтении слов, предложений, а затем и текстов.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых происходит различение слов (дом — дым, сон — сор, рука — река) и их форм (рука, руке, руки).

В русском языке 42 основных звука — фонемы. Каждая из них — это опорный звук нашей речи. Для обозначения на письме 42 фонем русского языка имеются 33 буквы. Из них 20 согласных букв, хотя согласных звуков гораздо больше. Гласных букв в русском алфавите 10, а звуков только 6.

Порядок расположения звуков, изучаемых при обучении грамоте, определяется степенью трудности их изолированного произношения.

Сейчас более подробно рассмотрим обучение грамоте дошкольников по Н.В.Дуровой

Методика в средней группе по Н.В. Дуровой

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

Они получают знания об основных законах речи:

  • речь состоит из слов;
  • слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
  • слова  имеют  протяженность (бывают длинные и короткие); они звучат (состоят из звуков);
  • слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
  • из слов можно составлять предложение;
  • звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова.

Чтобы сформировать у детей полноценное умение интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

  • звук выделять на фоне слитного произнесения;
  • после того как звук выделен, назвать его изолированно, так как он слышится в слове (мяч — 1-й звук [м’], мак — 1-й звук [м], ель — 1-й звук [й’]);
  • интонационно выделять гласные звуки не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;
  • словесный материал подбирать таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине слова, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж — [й’ош], мороз — [морос]...).

 Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук [р] — песенка большого мотора, [р’] — маленького; звук [с] — песенка большого насоса, [с’] — маленького насоса; [ж] — песенка жука; [ш] — песенка ветра... Например, детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р) или песенку ветра (ш-шуба, кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Термины при этом пока не используются: парные согласные звуки дети называют «братцами»: твердый  согласный  —  большой «братец», мягкий согласный — маленький «братец», а одинаковые согласные звуки они называют «товарищами».

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь- сь-сь* 

Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитываются фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

Обучение детей грамоте в старшей группе

Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжук, жууук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово помогает картина-схема его звукового состава. На ней изображены рисунок — предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки — и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — желтыми. После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.

Дети узнают, что этим «необыкновенным» звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта(обозначают в словах теперь красной фишкой).

 На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и маленького «братцев». Поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» — твердый согласный звук, а маленький — мягкий согласный звук; твердый согласный будет обозначаться синей фишкой, а мягкий — зеленой.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (м шка, к ша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лис , коз ). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов).

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

В старшей группе детского сада на занятиях можно проводить такие дидактические игры, как «Назови слова», «Обед», «Мамина сумка», «Назови братца», «Поймай конец и продолжай», «Угадай-ка»,  и др..

Обучение детей грамоте в подготовительной группе

В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов в предложении), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.

Основной методический прием, как и в предыдущих группах, — составление предложений с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения (ранее они обозначали звуки слова). Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.

В подготовительной группе звуковой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки.

Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий» или «глухой».

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения. Необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Соблюдение этого требования позволяет ребенку ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нем ударение. После этого воспитатель должен произнести слово с выделением безударного гласного (книгааа). Такая работа поможет наглядно показать детям, какую роль играет ударение в слове: изменение, перенос ударения с одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным.

В подготовительной группе введены специальные задания по закреплению умения определять ударение в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка — ударный гласный звук [у]). Воспитатель может также предложить детям называть слова с определенным ударным гласным звуком.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и — после мягких согласных. Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: [й’а], [й’о], [й’у], [й’э].

Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-й звук [й’] — мягкий согласный, 2-й звук [а] — гласный, 3-й звук [м] — твердый согласный и 4-й звук [а] — гласный.

С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита.

Разделительная функция мягкого знака вводится на сравнении двух слов, например Коля и колья. Дети анализируют эти слова друг за другом, сначала на уровне букв. Разделительная функция твердого знака (ъ) раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Ребята узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых во всех других случаях свидетельствует, что предшествующий согласный звук читается мягко.

При обучении чтению детей подготовительной группы выделяются три задачи: обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. В чем особая сложность обучения чтению по-русски? В том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Например, слова мама и метро начинаются с одной буквы — м, но читается эта буква по-разному: звук [м] произносится твердо в слове мама и мягко — [м’] — в слове метро. Что же указывает читающему на то, как нужно эту букву прочесть? — Следующая за ней гласная буква. Таким образом, читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать.

Для работы детям даются белые фишки. Это нужно для того, чтобы цвет фишки в уже разобранном слове не мог подсказать ребенку качественную характеристику со- гласного звука; здесь согласный звук, обозначенный белой фишкой, как бы максимально приближен к букве, по цвету фишки нельзя определить, какой согласный звук она обозначает — твердый или мягкий.

Итак, дети получают задание: пользуясь белыми фишками и гласными буквами, выложить слово лук. Затем они выполняют следующее, основное задание: «Уберите букву у, поставьте вместо нее букву ю и прочтите, какое слово получилось». Как они могут прочесть новое слово? Только одним способом — воссоздать по стоящей перед ними модели звуковую форму слова. А как это сделать? Две крайние белые фишки в модели слова, означающие согласные звуки, остались неизменными, поменялась только буква: вместо у — ю. Но дети знают, что буква ю обозначает звук [у] после мягкого согласного. Значит, первый согласный звук в новом слове нужно произнести мягко. Получается слово... люк. Как могли дети прочесть это слово? — Ориентируясь на гласную букву и зная правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков. Вот так, незаметно для себя, дети учатся ориентироваться на гласную букву, т.е. в сущности обучаются читать. Важность формирования этого действия невозможно переоценить, ибо именно так у детей формируется способ чтения.

Затем они знакомятся с первой согласной буквой — м, получают специальное пособие — «Окошки» с полосками, на одной полоске вертикально написаны десять согласных: м, н, б, п, г, к, з, с, р, л, на другой — все гласные буквы — и начинают читать слоги. И здесь уже идет отработка той ориентировки на гласную букву, которая начала складываться при словоизменении. Но теперь перед ребенком не безликая фишка, а буква! Что же заставляет его смотреть на гласную букву, читать как бы задом наперед! Сам принцип пособия «Окошки». Согласная буква в первом окошечке стоит одна и та же — она не меняется, пока не будут передвинуты и прочитаны все гласные. Но зато во втором окошечке гласные буквы все время меняются: ребенок тянет полоску, она движется, и каждый раз появляется новая буква, все внимание ребенка приковано к ней, к гласной. При чтении слогов, напечатанных на бумаге, ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь уже нет движущейся полоски с гласными буквами, которая заставляет его смотреть сначала на гласную букву; теперь он сам должен руководить своим чтением. Поэтому при переходе к чтению текстов все дети сначала начинают читать слоги чуть хуже — это закономерно, но быстро пройдет. Как же перевести детей от слогового к слитному чтению слова? На помощь приходит ударение, так как именно ударение связывает, организует звуковую оболочку слова в единый образ. Чтобы ударение могло быть использовано в качестве средства, создающего возможность для слитного прочтения слова, необходимо научить детей проставлять ударение в читаемом слоге. При этом ребенок должен пользоваться тем способом, которому обучали его на этапе формирования звукового анализа слов. Но, к сожалению, это не приводит прямо к слитному чтению, дети продолжают читать слово

по слогам.

Как правильно построить ход обучения детей слитному чтению? Попробуем рассмотреть на примере занятия.

Воспитатель на доске пишет печатными буквами  слово  гуси,  вызывает ребенка и предлагает ему прочитать слово, определить место ударения в нем. При этом ребенок, обученный слоговому чтению, действует так: читает слово по слогам гу-си, произносит с ударением гуууси и называет ударный гласный звук. Здесь воспитатель обращается к детям и говорит: «Дети, в написанном слове мы будем обозначать ударение значком . Он мелом ставит значок ударения  над гласной буквой у´.

Затем дети работают по индивидуальным карточкам (они есть в книге «Читаем сами», на которых напечатаны слова (гуси, коза, лужи, сани, зима, роза, Маша, луна, каша, лиса и др.), — они проставляют простым карандашом ударение в этих словах.

Дети обязательно должны прочитывать каждое слово вслух, слушать его звучание, определять ударный гласный. Естественно, в группе возникает шум. Предложите детям читать как можно тише, чтобы не мешать товарищам, но ни в коем случае не запрещайте им произносить слова вполголоса. По мере того как дети овладевают этим умением, деловой шум сам по себе исчезает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности аналитико - синтетического метода

Слайд 2

История метода

Слайд 3

Буквослагательный метод

Слайд 4

Слоговый метод

Слайд 5

Звуковой синтетический метод

Слайд 6

Аналитический звуковой метода

Слайд 7

Слого-слуховой метод В 1872 г. появилась «Азбука», а в 1875 г. — «Новая Азбука» Л. Н. Толстогов ,

Слайд 8

К. Д. Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:

Слайд 9

И. Н. Шапошников,— метод «живых звуков»

Слайд 10

« Словозрительный метод»

Слайд 11

1936 г. появляются буквари А. В. Янковской и М. М. Головина, а в 1945 г.— буквари С. П. Редозубова и А. И. Воскресенской.

Слайд 12

Метод Д. В. Эльконина (теория умственного действия)

Слайд 13

Обучение грамоте в настоящее время

Слайд 14

42 основных звука — фонемы 33 буквы 20 согласных букв 10 гласных букв 6 гласных звуков

Слайд 15

Обучение грамоте дошкольников в средней группе

Слайд 17

Обучение грамоте в старшей группе

Слайд 18

Обучение грамоте в подготовительной группе

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитико-синтетический метод при обучении грамоте дошкольников

Обучение грамоте в русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу....

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего изучения  родного языка Д.Б.Эльконин писал , что  читающий оперирует со звуковой стороной языка , а чтен...

Современный аналитико-синтетический метод обучения грамоте

1. Механизмы чтения и письма как процессы кодирования и декодирования устной речи.2. Характеристика аналитико-синтетического метода обучения грамоте....

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте"

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте" поможет рассказать о данной проблеме обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР и другие ограничения в возможностях здоровь...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению

Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы мет...