План по самообразованию на тему: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»
материал

Зайберт Елена Александровна

План по самообразованию на тему:

 «Формирование готовности руки к письму

 посредством игр и упражнений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему:

 «Формирование готовности руки к письму

 посредством игр и упражнений»

Выполнил: воспитатель

Зайберт Е. А.

 «Овладение письменной речью возможно только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших  для него владение идеей и техникой записи».

Л.С. Выгодский 

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.

Цель: подготовка руки к письму дошкольников старшего возраста.

Задачи:

-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;

-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;

-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- изучить игровые технологии в развитии графомоторных навыков для детей дошкольного возраста;

-исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.

СЕНТЯБРЬ

1.Составление планирования по теме на год.

2.Правила при письме.

3.Игры со счётными палочками (картотека игр).

4.Работа с родителями:  Консультация на родительском собрании «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму».

ОКТЯБРЬ

1.Упражнение «Весёлый дождик», «Строим забор» (вертикальные линии). Штриховка.

2. Графический диктант.

3. Работа с родителями:  Советы  «Готовим руку ребёнка к письму».

НОЯБРЬ

1.Упражнения «Дорожки для автомобилей» ( горизонтальные линии),

«Чудесный платочек» (пунктирные линии).

2.Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями.  Графический диктант.

3.Работа с родителями: Индивидуальные беседы с родителями о том, как ребёнок держит карандаш и ручку.

ДЕКАБРЬ

1.Упражнения «Дорисуй картинки», «Дорисуй недостающие части».Графический диктант.

2.Вырезывание ножницами «Резные снежинки».

ЯНВАРЬ

1.Штриховка наклонными линиями. Графический диктант.

2.Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину».

ФЕВРАЛЬ

1.Обрывание бумаги «Снеговик» (аппликация).

2.Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту».  Графический диктант.

3. Работа с родителями: Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости.

МАРТ

1.Вырезывание ножницами «Цветы для мамы».

2.Упражнение «Украсим шапочки» (линии разных видов). Графические узоры «Узоры на коврике»

АПРЕЛЬ

1.Графический диктант. Игры со счётными палочками.

2.Упражнение « Расчёски для куклы» (вертикальные, горизонтальные, наклонные линии).

3. Игры с крупой.

4. Работа с родителями: Выставка образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов).

МАЙ

1.Графический диктант.

2.Штриховка.

ЛИТЕРАТУРА

1.А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».

2.Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г.

3.С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».

4.О.Узорова « 1000 упражнений для подготовки к школе».

5.Н.Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Формирование основ педагогического мастерства"

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, м...

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....

План по самообразованию на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"

Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь де...

План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"

План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....

План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...