Из опыта работы театрализованной студии "Сами с усами"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Из опыта работы театральной студии «Сами с усами» с детьми подготовительного возраста детского сада.
«Из всех существующих в мире тайн тайна куклы самая загадочная»
М.Е. Салтыков – Щедрин.
Многолетнюю традицию в работе с дошкольниками имеет использование кукольного театра. Почти в каждой группе детского сада есть уголок театрализованной деятельности, но на мой взгляд, воспитатели не так часто и не с полной глубиной, вникают в работу детей с куклами. «Из всех существующих в мире тайн - тайна куклы самая загадочная» утверждал М.Е. Салтыков – Щедрин. Дети очень любят играть в куклы, а эти игры побуждают ребёнка к общению, творческому самовыражению, воспитывают личность ребёнка, его тонкие душевные качества. Б. Голдовский (руководитель музея театральных кукол имени С.В. Образцова) писал: «Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы и наоборот, если меняются куклы, то изменяются и люди». Может, это и есть ключик в воспитании детей?
На музыкальных занятиях я, как и все музыкальные руководители, использую театрализованные игры, инсценировки попевок, песен, но глубоко вникнуть в театрализованную деятельность и работу с куклами, стало возможным только тогда, когда организовала театральную студию. Вместе с детьми назвали её «Сами с усами». Был составлен долгосрочный проект, где определены цели, задачи работы кружка, мероприятия с детьми, воспитателями и родителями, перспективный план.
Для творческой работы кружка создала специальную среду: оборудовала помещение с полками. В многоэтажном доме живут куклы, каждый вид в своей квартире: семья Пальчиковых, семья Варежковых, семья Штоковых, семья Платковых и пр. Поставили специальные стойки, где хранятся костюмы для детей и взрослых, атрибуты к спектаклям. Здесь же располагается гримёрная с зеркалом, гримом, париками, шляпками и разными интересными штучками. Изготовлена двухъярусная ширма, для вождения различных кукол, а также использования её для настольного театра. На каждом ярусе раздвижной занавес.
Первые занятия студии я посвятила знакомству детей с театром «Чем богат театр?». На интерактивной доске показывала детям зрительный зал, сцену, кулисы, фойе, буфет, афиши. Дети сами рассказывали, чем отличаются артисты от зрителей. Рассматривали фотографии с видами театров нашего города, афиши, репертуар, фотографии известных артистов. На занятии «Его величество Цирк» искали общее с театром и различия, рисовали различные цирковые номера.
В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых, поэтому работу студии строила не на подготовку «шоу», а на развитие и воспитание каждого ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности. В волшебной стране кукол царят добрые и ласковые отношения между жителями и теми, кто ими управляет, т.е. детьми – Волшебниками. В стране живет много жителей-кукол, а их квартиры находятся в большом многоэтажном доме. Волшебники приходят, чтобы оживить кукол: научить их ходить, говорить, танцевать, петь, чувствовать, дружить, любить. Куклы очень любят своих Волшебников и ждут их в своих домиках. В волшебной стране кукол есть свои законы и нарушать их нельзя. Иначе произойдёт несчастье – куклы начнут себя плохо вести: капризничать , говорить грубые слова, драться, но долго жить в беспорядке не смогут и разбегутся, уйдут из волшебной страны. Законы эти нужно запомнить и соблюдать. К примеру, «Закон Вежливости» гласит, что нужно:
-говорить друг другу и куклам только добрые, вежливые слова, хвалить кукол, друг друга за достоинства, хорошее выступление;
-помогать друг другу в театрализованных постановках, подменять друзей, участвовать во всех играх и пр.
Нельзя:
-ругаться, драться друг с другом, обижаться, ябедничать, подводить друзей, дразнить того, у кого что-то не получается и пр.
Основную работу студии я построила в четыре этапа:
1-й этап: Дети смотрят представление, которое показывают взрослые. Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности.
2-й этап: Подготовка к представлению. Это выполнение упражнений для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи.
3-й этап: Игры - импровизации с куклами и без кукол, этюды направленные на освоение элементов сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.
4-й этап: Выступление. Освоение техники управления куклой на ширме или на полу. Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок для кукольных спектаклей. На этом этапе дети учатся общаться со зрителями, культуру поведения в театре, как зрителей, так и артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнёрства, учатся двигаться и ощущать пространство сцены (по одному и в коллективе).
Тщательно продумывала каждое занятие в студии, исходя из эмоционального настроя детей варьируя разнообразные задания, упражнения, игры. Строила их в усложнении заданий и в подведении детей к конкретному результату – выступлению, но никогда не отступала от главного принципа – доставить детям радость, удовольствию от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы - Театрализованное представление "Зимний теремок"
Театрализованное представление с детьми средней группы "Зимний теремок"...
Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
Обобщен опыт работы с дошкольниками в театрализованной деятельности....
из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
"Развитие творческих проявлений детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-897736-1641334367.jpg)
Выступление из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности»
Театр это один из самых доступных видов искусства для детей.Театр это мысли свободный полет.Театр здесь фантазия щедро цветет.В театре сердец растворяется лед.И чудо рождается здесь, с третьим звонком...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-341349-1389279307.jpg)
Отчет ( из опыта работы) Театрализованные игры как средство формирования готовности старших дошкольников к речевому общению
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-1024595-1521971576.jpg)
СООБЩЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений"
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/19/picture-745886-1587303561.jpg)
Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...