Самообразование
методическая разработка (подготовительная группа)

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ira.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ № 40 «Медвежонок»                                                                                                       Красноярский край,                                                                                                                                    г. Железногорск    

План по самообразованию воспитателя

                                      Кутергиной Елены Геннадьевны

по теме:

«Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

2023-2024 уч.год

                                                                                                                                                                 

План самообразования

Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

Актуальность

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема:

Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы. И в настоящие время формирование основ краеведения у дошкольников особенно значимо. Сегодня очень важно сделать так, чтобы дети гордились своей малой Родине, её историей, культурой, достопримечательностями, природой. Знание историей своего края необходимо для непосредственного участие в его развития, ведь родной край – это частица великой, могучей России, которой стоит гордиться.

 Цель:

Формирование представлений у детей о родном крае, о малой Родине,  бережном отношении к нему.

Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России.

Задачи:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре.

• Способствовать социализации воспитанников,  развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей  желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
•Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.  
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
•Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

• Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом.

•Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе, природе.

• Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

•Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

•Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.

•Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

•Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.

•Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам.

Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений. Изучение литературы и имеющегося опыта по теме самообразования.

2023 – 2024 год

Определение проблемы опытно – экспериментальной работы, выбор целей, задач, методов работы.

Прогнозирование результатов Изучение ФГОС.

Изучение  психолого – педагогической литературы.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Консультации для родителей.

Изучение ИКТ.

Прогностический

Определение целей и задач темы самообразования.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2023 – 2024 год

Участие в семинарах для воспитателей, педагогических советах.

Работа над обогащением портфолио.

Периодическое проведение самоанализа  профессиональной деятельности.

Создание собственной базы лучших конспектов НОД, интересных методов и  приемов.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2023 – 2024год

Выступления на педсоветах. Участие в конкурсах различного уровня.

Публикации в Социальной сети сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.
Работа над созданием и обогащением портфолио воспитателя.

Использование современных педагогических технологий в области обучения и воспитания.

Внедрение в учебный процесс ИКТ.

Разработка методических пособий, дидактических игр.

Создание предметно-развивающей среды.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2023 – 2024 год

Участие в муниципальных и всероссийских конкурсах.

Работа по обновлению информации на сайте детского сада.

Консультативная помощь родителям.

Ведение профессионального портфолио воспитателя.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2023 – 2024

Год

Публикации на сайтах, участие в конкурсах, разработка дидактических игр.

Публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах.

Обобщение и распространение собственного опыта на педсоветах,  конференциях.

План работы

         Дата

Запланированные  мероприятия

2023 год

 Работа с дидактическим пособием «Чудо – дерево».

Изготовление папок передвижек   по нравственно - патриотическому воспитанию.

Посещение Краеведческого музея

 2023-2024 год.

Анкетирование родителей по нравственно – патриотическому воспитанию детей

Изготовление дидактических пособий  по региональному компоненту

Пополнение уголка по региональному компоненту альбомами   «Моя семья», «Как я провёл лето», «Все работы хороши», «Природа родного края» , «Государственные праздники России», «Моя Россия», «Государственные символы России», Папки передвижки «Россия – наша Родина», «Наш город Железногорск».

 Проекты  «Достопримечательности родного города», «Знаменитые люди родного города».

2023-2024 год

Изготовление  поделок животных, родного края, из природного и бросового материала.

Организация  тематической  выставки ко  Дню защитника Отечества.

 Проект «Красная книга животных, птиц, растений Красноярского края»

2023-  2024год

Изготовление дидактических  пособии  для краеведческого уголка.

 Отчёт о проделанной работе по нравственно - патриотическому воспитанию.

Литературная гостиная «Детские писатели о природе и животных»

Литературный вечер по сказам П.П. Бажова с инсценировкой сказа «Серебряное копытце»

2023-2024 год.

Создание альбома «Мы помним, мы гордимся!» к   празднику Победы в Великой Отечественной войны.

Участие воспитанников во всероссийском конкурсе детского творчества «Великая победа»

2023-2024 год.

.

Посещение Краеведческого музея

Участие воспитанников в конкурсах  рисунков, поделок, проектной деятельности.

                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...