Мастер-класс для педагогов  «Использование музыкальных подвижных игр для активизации двигательной активности»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Троценко Татьяна Михайловна

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения музыкальных подвижных  игр как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи: систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности, внедрить в режим новые игровые задания, игры, упражнения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «Использование музыкальных подвижных игр для активизации двигательной активности»

                             

                              Подготовили:                      

музыкальный руководитель

Крупинова Н.В.,

воспитатель

 Троценко Т.М.

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения музыкальных подвижных  игр как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи: систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности, внедрить в режим новые игровые задания, игры, упражнения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер–класса -  «Использование музыкальных подвижных игр для активизации двигательной активности». И прежде, чем начать, мы хотим рассказать вам одну притчу.

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет!» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

А помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! И слова Сухомлинского актуальны сегодня как никогда: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими особенностями дошкольников. Музыкально - ритмические подвижные игры оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие дошкольников:

  •  формируется эмоциональная сфера,
  • совершенствуется мышление,
  • развивается двигательная активность, очень полезная для здоровья,
  •  ребёнок становится чутким к красоте движений в искусстве и жизни.

Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. 

Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включение в подвижную игру соответствующей музыки служит интересным приёмом, обеспечивающим образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.

Организация музыкально - подвижных игр:

• Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.

• В играх с соревновательными элементами мелодия одна сменяет другую.

• Необходимо правильно подбирать темп музыки.

• Игры должны быть доступны детям, подбираться в

соответствии с программными требованиями.

• Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т. д.

•Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.

• Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.

• Важно следить за дозировкой физической нагрузки.

•Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.

•Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к утомлению играющих.

•Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.

•Не стоит забывать о подведении итогов игры.

Данные игры могут использоваться как на прогулке, физкультурных и музыкальных занятиях, так и на праздниках и развлечениях, а также во всех режимных моментах.

Цель данных игр:

•Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм, развивать двигательную активность.

Задачи:

• учить детей действовать по музыкальному сигналу;

• учить различать музыку разную по характеру;

• выполнять действия в соответствии с музыкой;

• развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;

• развивать ловкость и быстроту движений;

• выполнять действия в соответствии с правилами;

• формировать умения действовать сообща.

Разучивать такие игры можно как на музыкальных занятиях, так и на физкультурных. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой, а инструктор по физкультуре может на первоначальном этапе объяснить правила игры. Первоначально музыку нужно несколько раз послушать, выделить части, уловить динамические или темповые изменения. Если игра с пением, значит, нужно разучить песню, попросить воспитателя повторить и закрепить слова в группе.

Только в этом случае дети смогут получить от игры удовольствие.

Музыкальных подвижных игр для детей существует множество. Предлагаемая вашему вниманию подборка игр демонстрирует возрастные особенности восприятия содержания каждой игры.

 

1.     «Птички и Кот» - 2 группа раннего возраста

Дети–птички свободно двигаются врассыпную. По сигналу педагога, которым служит звукоподражание «мяу», дети убегают на стульчики.

2.     «Кот и Мыши» - младшая группа

Играющие «мыши» находятся «в домике» у одной из стен комнаты. У противоположной стены на стуле сидит «кот», он спит.С началом звучания настороженной музыки «мыши» подкрадываются к «коту» и присаживаются на корточки. С началом звучания громкой музыки «кот» просыпается и ловит «мышей», которые убегают в «дом».

3.     «Зайцы и Лиса» - младшая группа

Дети-зайцы выполняют движения по тексту, лиса сидит в «норе». После песни лиса догоняет зайчиков.

4.     «Курочки и Петушок» - средняя группа

Водящий – петушок важно шагает по залу под 1 часть музыки, в конце кричит «Ку-ка-ре-ку».  На 2 часть музыки курочки подбегают к нему, садятся и «клюют» зёрнышки. Затем 1 часть музыки повторяется и петушок снова идёт по залу. Игра повторяется.

5.     «Весёлые танцоры» - старшая группа

Дети встают в круг, закрывают глаза. У 4-5 детей в руках игрушки. На 1 медленную часть музыки водящие идут за спиной детей, кладут игрушку на пол у кого-то за спиной и садятся в круг. На 2 быструю часть музыки все дети оборачиваются назад. У кого игрушка за спиной, тот берёт её и выходит танцевать. Все остальные хлопают. Игра повторяется с другими ведущими.

6.     «Гори ясно» - старшая группа

Дети стоят в кругу, в центре водящий.У него в руках платок. Под песню дети идут по кругу, водящий противоходом.

 «Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят»

После песни произносят слова: «Раз, два, три, беги!». Два игрока, между кем остановился водящий поворачиваются друг к другу спиной. Обегают круг и пытаются схватить платок. Кто первым взял платок, тот – новый водящий.

7.     «Пчёлы» - подготовительная группа

Дети делятся на 2 команды - пчёлы и цветы. Цветы делают круг, пчёлы в центре круга. Цветы идут вокруг пчёл и поют:

«Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки,

Серые, малые, крылышки алые.

По верху летают, к цветам припадают,

Медок собирают, в колоду таскают».

После песни пчёлы жужжат и догоняют цветы. Как только всех поймали, дети меняются ролями. Для опознавания на пчёл можно повесить медаль.

8.      «Стоит конь у ворот»   -  старшая, подготовительная  группа

Дети стоят в две шеренги  лицом друг к другу – в одной мальчики, в другой девочки. Перед ними стоит водящий  ребёнок– «конь».  В руках у него «уздечка»  (верёвочка или пояс). Дети поют  на мелодию рус.нар.песни «Я на горку шла» такие слова:

Слова

Действия игроков

«Стоит конь у ворот  

И копытом бьёт.»

 

«Конь, конь, проходи,

Таню с Ваней прокати!»

 

 

 

 

«Ты скачи быстрей,

Чтобы было веселей!»

 

 

 

 

«У ворот вставай

И уздечку передай.»

 

 

 

 

«Раз, два, три, беги!»

 

 

 

Все топают правой ногой.

 

 

Все игроки хлопают в ладоши, а водящий-«конь» скачет между ними  прямым галопом, забирая с собой одного мальчика - «Ваню»  и одну девочку - «Таню».

 

Выбранные дети встают тройкой с водящим, по обе стороны от него, взявшись за концы «уздечки» и скачут вокруг всех детей прямым галопом.

 

Сделав полный круг, тройка останавливается у начала шеренги. «Ваня» и «Таня» отпускают уздечку. Она остаётся в руках водящего -«коня».

 

«Ваня» и «Таня» бегут в разные стороны вокруг остальных игроков (как в игре «Гори ясно») и стараются схватить уздечку. Кто первым взял «уздечку», тот становится «конём» и игра начинается сначала с другим водящим.

Применение музыкальных подвижных игр способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшает физическое развитие детей, воспитывает морально-волевые качества. Практика показывает, что детям дошкольного возраста очень нравятся такие игры.

Закончить наш мастер-класс хочется ещё одной притчей.

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу мы взяли неслучайно. Ведь все, действительно, в наших руках. Поэтому, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности дошкольников»

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом по...

Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности младших дошкольников»

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом по...

Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на физкультурных занятиях детей дошкольного возраста»

Здесь рассматриваются вопросы организации музыкально - подвижных игр, даны практические рекомендации....

Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

НароНародные  подвижные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную ...

Мастер-класс для молодого педагога «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями»

Цель: повышение компетенций  молодого педагога  при организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: 1.Познакомить  молодого педагога  с методами, приёмами и правилами...

Кратко-срочный проект На тему «Использование Бурятских подвижных игр в формировании двигательной активности детей»

Цель проектаУкрепление здоровья и повышение двигательной активности детей через организацию бурятских  подвижных игр. Задачи проекта:1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые дв...