«Русский народный костюм»
методическая разработка (подготовительная группа)

Царенкова Валентина Анатольевна

Беседа «Русский народный костюм» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Русский народный костюм» в подготовительной группе

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.

2. Уточнить знания детей о составляющих русского национального костюма и его украшениях.

3. Продолжать обучать детей традиционным ремеслам, развивать эстетический вкус, самостоятельность, инициативу.

4. Закреплять знания пословиц и поговорок о труде.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Занятия по народной культуре, беседы, рассматривание кукол в национальных костюмах, индивидуальная работа по лоскутной мозаике, плетению косичек.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: косоворотка, кокошник, кичка, панева, оберег.

В. : Дети, сегодня мы с вами поговорим об одежде, в которую мы одеты. (Воспитатель и дети в русской народной одежде). Расскажите, когда носили такую одежду?

Д. : Такую одежду носили давным-давно, в старину.

В. : Кто носил?

Д. : Наши предки, руссичинарод.

В. : Зачем человеку нужна одежда?

Д. : Чтобы было тепло, красиво, скрывало голое тело.

В. : Как называется такой костюм?

Д. : Русский народный костюм.

В. : Давайте подойдем к манекену, к нашей красавице, рассмотрим ее. (Выставлен манекен в паневном ансамбле)

Дети, назовите составляющие этого костюма?

Д. : Рубаха, панева, фартук, кичка.

Дети, расскажите все о рубахе.

Рубаху носили мужчины, женщины и дети. У женщин широкая, длинная до пят; у мужчин до колена, у детей - длинная до пят.

В. : Из чьей одежды шили рубахи мальчикам и девочкам? - Из одежды родителей: мальчикам из папиной, девочкам из маминой.

Д. : Потому что одежда считалась оберегом. Она оберегала дитя от всего дурного и плохого.

В. : Чем украшали рубаху?

Д. : Вышивкой, тесьмой, красными ластовицами, украшения были тоже оберегом.

В. : Покажите оберег на ваших рубахах? (Дети показывают и рассматривают ворот, подол, рукава)

Расскажите, какие цвета использовали чаще других?

Д. : Красный, т. к. это цвет огня, солнца.

В. : Почему рубаха у мужчин называлась косоворотка?

В. : Застежка была на боку. Дети, мы знаем, что рубаху подпоясывали узким поясом. Для чего это делалось?

Д. : Это тоже оберег, его ткали сами мастера.

В. : Правильно, наши предки не могли без пояса выйти из дома. Про человека без пояса говорили: распоясался, а сейчас в наше время мы говорим, распоясался про человека невоспитанного, который ведет себя плохо.

В. : Как называлась эта юбка, какой на ней рисунок?

Д, : Панева, она всегда была в клеточку, это означает вспаханное и засеянное поле.

В. : Что еще мы с вами не назвали?

Д. : Фартук, завеса. Его тоже украшают оберегами вышивкой, тесьмой, бисером.

В. : Назовите головные уборы, которые носили наши предки:

Д. : Кокошник, кичка, сорока, сборник.

В. :Дети, объясните, что значит слово кокошник?

Д. : От слова «кокошь» - петух, кокошник был похож на гребешок курицы.

В. : Почему названия головных уборов птичьи?

Д. : Так как они все устремлялись ввысь, в небо, к птицам, к Богу.

В. : Чем их украшали?

Д. : Бисером, жемчугом, золотой тесьмой.

В. : Как вы думаете, почему женщины закрывали свои волосы, а девушки нет.

Д. : Женщинам нельзя было показывать свои волосы, так как они были замужем, а девушки нет, они еще не нашли свою вторую половинку и показывали свою красоту.

В. : Чем украшали голову молодые девушки, девочки?

Д. : Атласными лентами, обручами, венцами.

В. : Вы ведь тоже украсили свои головы атласным цветными лентами. Вот видите оказывается наши предки были большими мастерами и умельцами, потому что они делали все своими руками. Вот и мы с вами покажем, как умеем трудиться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ: ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЕСЛА.

ТРОЕ ДЕТЕЙ ПЛЕТУТ КОСИЧКИ.

ТРОЕ ДЕТЕЙ ТКУТ НА РАМКАХ КОВРИКИ.

ТРОЕ ПЛЕТУТ ИЗ БИСЕРА ФЕНЕЧКИ.

(В ходе практической деятельности звучит русская народная мелодия)

В. : Какие же вы у меня мастера и рукодельницы, недаром в народе говорили :

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.

КАКОВ МАСТЕР, ТАКАОВА И РАБОТА.

ЗОЛОТЫЕ РУКИ – ЗОЛОТЫЕ ДЕЛА.

В. : Дети, скажите, а кто такие мастера?

Д. : Это люди, которые лучше всех выполняют свою работу, не ленятся, вкладывают душу и старание.

В. : Дети, прочитайте пословицы о труде.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС.

БЫЛАБЫ ОХОТА, ЗАЛАДИТСЯ ЛЮБАЯ РАБОТА.

ГЛАЗА СТРАШАТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ.

КОНЧИЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО.

В. : Русский народ умел не только хорошо трудиться, но и веселиться. Вот и мы сейчас поиграем в игру «Золотые ворота». Проводится р. н. игра «Золотые ворота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....