Психолого-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников с РАС к образовательной среде.
материал (старшая группа)

Андросова Алена Юрьевна

Актуальность темы определяется проблемой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в частности с расстройством аутистического спектра (РАС) к образовательной среде, которая появилась с появлением в нашей стране инклюзии, которая одной из главных задач ставит получение детьми с ОВЗ доступного и качественного образования и является одним из основных условий их успешной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников с РАС к образовательной среде.

Актуальность темы определяется проблемой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в частности с расстройством аутистического спектра (РАС) к образовательной среде, которая появилась с появлением в нашей стране инклюзии, которая одной из главных задач ставит получение детьми с ОВЗ доступного и качественного образования и является одним из основных условий их успешной социализации.

Особое значение имеет дошкольный период, так как именно этот период важен для развития и формирования базовых навыков. От того, какой опыт получит ребенок, будет зависеть, как сформируется архитектура нейронных связей, определяющая в последующем многие особенности конкретного ребенка, умение различать звуки родного языка, умение распознавать и выражать эмоции.

Трудности, препятствующие успешной адаптации к образовательной среде детей дошкольного возраста с РАС, а именно нарушения дисциплины, игровой и учебной деятельности, проблемы во взаимодействии со сверстниками и воспитателями, что в свою очередь пагубно влияет не только на учебный, воспитательный процесс, но и на психологическое, а в дальнейшем и на ухудшения физического, состояния дошкольника.

Для успешной, положительной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к образовательной среде необходимо создать специальные условия, организовать совместную работу специалистов дошкольного образовательного учреждения, а также скоординировать их деятельность с родителями или с законными представителями детей.

Под психолого-педагогическим сопровождением детей понимается целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребёнка.

При организации обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей с расстройством аутистического спектра применяются следующие принципы:

комплексный психолого-медико-педагогический подход к коррекции;

интерактивность направленности и преемственности коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи детям с РАС;

индивидуальный характер коррекции на начальных её этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;

систематическая активная работа с семьей дошкольника с РАС для выработки общей стратегии оказания помощи, постановки и реализации задач.

Существуют различные модели организации образования детей с РАС.

1. Дошкольника с РАС включают в группу общеобразовательной направленности к норматипичным сверстникам (инклюзивная группа);

2. Дошкольника с РАС включают в группу общеобразовательной направленности к норматипичным сверстникам, но с ним ведется индивидуальная работа в специальной, ресурсной зоне (инклюзивная группа с использованием технологии ресурсной зоны);

3. Дошкольника с РАС включают в группу компенсирующей направленности к детям имеющие свои особенности развития (интегрированная группа);

4. Специализированная группа для детей с РАС;

5. Надомное обучение.

Непосредственная организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает обеспечение множества условий и факторов. Так, адаптация среды – пространство, которое характеризуется упорядоченностью, функциональностью, включает:

-организацию особого освещения для детей с сенсорной гиперчувствительностью, использование специальных материалов и оборудования (утяжеляющего жилета, утяжелителя на руку, наушников и т. д.);

- особый режим пребывания в группе кратковременного пребывания, препятствующий переутомлению дошкольника. Данный режим включает постепенное увеличение времени пребывания ребенка в период адаптации и, при необходимости, сокращение времени занятия, организацию дополнительных перерывов в ходе занятия;

- удаление из зоны видимости предметов, вызывающих у детей полевое или нежелательное поведение;

- создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки ребенком информации и предотвращения у него сенсорной перегрузки;

- выбор и организацию особого рабочего места для дошкольника с РАС в группе и использование визуализации среды.

Визуализация среды — это использование визуальных подсказок и расписаний, которые делают для ребенка предстоящие события понятными и предсказуемыми.

Визуальные подсказки бывают трех видов:

- ориентировочные подсказки, которые представляют собой изображения тех вещей, которыми он часто пользуется (стула, стола, шкафчика и т. д., фотографии помещений ДОУ, специалистов, а также игровой площадки;

- коммуникативные подсказки (коммуникативные карты, коммуникативные доски, карточки РЕСS);

- социально-поведенческие подсказки. Как правило, это иллюстрированные правила поведения - наглядные изображения тех действий, которые можно и которые нельзя делать, а также социальные действия (алгоритм самообслуживания и т. д.).

Также при создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать интересы и потребности детей с РАС. Например, при организации игрового пространства (среди оборудования и материалов должны быть любимые игрушки, игры и предметы ребенка; в игровом шкафу размещаются только игровые предметы и игрушки; для каждого вида игрушек выделяется отдельная полка).

Организация учебной зоны с учетом формы работы с детьми:

- при индивидуальной работе основной принцип организации учебной зоны – ограничение пространства (закрытая кабинка); стол находится непосредственно у стены, ребенок сидит за столом, взрослый находится напротив ребенка;

- при подгрупповой форме работы столы детей располагаются рядом, педагог напротив; дети выполняют одинаковые задания;

- при групповой работе, в соответствии с требованиями СанПиН; для детей с РАС составляются визуальные расписания, иллюстрирующие последовательность выполнения заданий, и используются наглядные дидактические материалы.

Таким образом, создание психолого-педагогической среды в ДОУ для детей с РАС должно осуществляться с учетом дидактических принципов, требований ФГОС ДО, а также соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям каждого ребенка, и способствовать его всестороннему развитию.

Можно сделать выводы о том, что адаптация - это сложный процесс приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии, поэтому основными трудностями для детей в этот период являются: непривычный режим дня; требования к поведению; постоянный контакт со сверстниками; новое помещение и др. Но грамотная выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном образовательном учреждении – важнейшее условие для его успешной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...