«Пальчиковые игры – основа развития речи детей»
методическая разработка (младшая группа)

Махал Елена Александровна

"Пальчиковые игры- основа развития речи детей". Методические рекомендащии к проведению пальчиковых игр в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_palchikovye_igry_prezentatsiya.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Сообщение - презентации

«Пальчиковые игры – основа развития речи детей»

Составили воспитатели:

Махал Елена Александровна

г.Пыть-Ях,2024г.

«Пальчиковые игры –основа развития речи детей»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы..
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Учёными была выявлена закономерность: ЕСЛИ развитие движений пальцев соответствует возрасту, ТО и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры с предметами
  • Активные игры со стихотворным сопровождением
  • Пальчиковые кинезиологические игры
  • Пальчиковые игры с элементами самомассажа
  • Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнений необходимо привлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет свое название,

длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают говорить текст частично (особенно начало и окончание фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).

Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не заставляйте. Попробуйте разобраться в

причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Основные способы развития мелкой моторики:

Мы используем различную мозайку, конструктор, шнуровку.

Пальчиковые игры с предметами:

Мы используем массажные мячики ,мячики-су джоку ,карандаши. Каждая игра сопровождается стишками потешками:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

***

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен и многие другие.

Мы изготовили игры с прищепками ,игры с липучками ,игру накорми клоуна (нужно перебрать фасоль и отделить красную от белой).

В педагогиской технологии мы используем :

Счетные палочки ,мягкие и деревянные вкладыши ,развивающий планшет « геометрик ».

Пальчиковые кинезиологические игры

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Мы испозуем такие игры как :

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

***

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

***

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

***

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )

Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

***

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

***

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением
в таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффектно.

«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде»,«Тук, ток, туки, ток бьет кулак как молоток»,«Автобус», «Зайка серенький сидит»«Вышла курочка гулять»,»Маленький пальчик», «Перышки почистим чтобы были чище» и др.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. С помощью этих игр ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение, посвященное Дню Защиты детей по основам безопасности детей

Поговорить о правилах безопасности и защиты детей....

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой. для детей 5-6 лет

В ХХI веке перед человечеством встаёт одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад "Гигиенические основы воспитания детей 2-7 лет"

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад "Гигиенические основы воспитания детей 2-7 лет"...