эмоциональное развитие ребенка
презентация

Анна Витальевна Устюжанина

презентация по теме Эмоциональное развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_rebenka.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональное развитие ребенка семинар-практикум Устюжанина Анна Витальевна Старший воспитатель I категории МКДОУ №4 г. Сим

Слайд 2

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Слайд 3

В условиях формирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействия педагога с детьми одной из самых важных является индивидуализация образования. В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями «индивидуальный» или «индивидуально-дифференцированный подход».

Слайд 4

Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях .

Слайд 5

Проблема личностно-ориентированного взаимодействия. Наставник должен узнать свойства ума и характера своих учеников и только после этого он может понять как лучше всего «обходиться» с ним. Марк Фабий Квинтилиан Воспитание рассматривали с позиции развития индивидуального своеобразия личности. Педагоги-гуманисты Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский . Индивидуальный подход рассматривается как обучение и воспитание коллектива детей посредством пед.воздействия на каждого ребёнка, с учётом знания его особенностей и условий , инд.подход требует от воспитателя большого терпения ,любви к детям. Я.И.Ковальчук и его работа «Индивидуальный подход в воспитании ребёнка».

Слайд 6

Подчёркивает важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку----- полноценное развитие личности дошкольника, раскрывает её особенности, уникальные способности . «Концепция дошкольного воспитания». 1989 год. Идея о социальной ситуации развития. Выделяет три основных направления реализации личностно-ориентированной модели общения: поиск путей и способов установления контакта; определение целей , содержания , принципов и методов общения; организация среды. Л.С.Выгодский Индивидуальный подход выступает важнейшим ориентиром пед. деятельности (системы Р. Швайнера, М. Мантессори - базируется на принципах инд.подхода). Опыт работы д /с стран с развитыми демократическими традициями(Германии , Голландии , Норвегии).

Слайд 7

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому. Таким образом, единая предметно-пространственная среда обеспечивает индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 8

Среда – одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта . Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Предметно-развивающая среда должна организовываться по принципам комплексирования, свободного зонирования и подвижности. Чтобы обеспечить психологическую защищённость, развитие индивидуальности ребёнка, нужно учитывать основное условие построение среды—личностно-ориентированную модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребёнка и перспектив его развития . Расстановка мебели , игрового и дидактического материала в групповой комнате производится согласно с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания . Принципы построения предметно-пространственной среды . Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.

Слайд 9

Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Принцип доступности и единства – особенности развития дошкольника, который ведет себя по схеме «вижу-действую». Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения. Принцип «половых и возрастных» различий предоставляет девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.

Слайд 10

Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни. Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере каждого ребенка, его интересах, наклонностях. Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.

Слайд 11

Использование компонентов предметно-пространственной среды Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки – данные его родителей, контактные телефоны. С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения.

Слайд 12

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение» В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей .

Слайд 13

Группа должна принадлежать детям, а значит необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Слайд 14

Заключение. В рамках реформы Российского дошкольного образования главным направлением является переход с учебно-дисциплинарного на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Важнейшим этапом реализации личностно-ориентированного взаимодействия является осуществление индивидуального подхода к детям . Он рассматривается как осознание неповторимости и уникальности личности каждого ребёнка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов. Весь педагогический процесс необходимо строить на основе дифференцированной программы, которая бы обеспечивала индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Организованная таким образом личностно-ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка"

   Из опыта работы музыкального руководителя. Развитие эмоциональной сферы особенно важно в период дошкольного возраста. Музыка, слово, развивают духовные силы, создают основу для раз...

Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.

Продолжительное время система дошкольно­го образования в России была ориентирована, прежде всего,  на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию част...

Роль продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии ребенка (консультация для педагогов)

Консультация для воспитателей о роли продуктивной деятельности в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста....

«Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста».

Ребенок раннего возраста проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно перестать реветь», как от него иног...