Использование современных информационных технологий вдляизучении краеведения в ДОО
статья

Лазаренко Оксана Евгеньевна

публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_statya.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных информационных технологий для изучения краеведения в ДОО

Лазаренко О.Е

воспитатель

МБДОУ №16 «Родничок»

Аннотация: Современный мир, в котором развивается ребенок, абсолютно отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.

Ключевые слова: видео экскурсии, краеведение, технологии, формирование, развитие.

«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям

дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет

воспитатель, зависит и то, чему и как

он научит своих воспитанников».

К. Гельвеций

         Современный педагог — это человек, который, постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей, который не стоит на месте! Все это становится возможным благодаря его активной жизненной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог ДОУ, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Поэтому, чтобы качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

           В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе и отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

       В настоящее время насчитывается около сотни образовательных технологий. 

Основными требованиями педагогических технологий являются:

- концептуальность

- системность

- управляемость

- эффективность

- воспроизводимость

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги и родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

       Из всех современных образовательных технологий можно выделить следущие:

 - здоровьесберегающие технологии

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя

- игровая технология

- технология «ТРИЗ» и др.

       Более подробно мы хотим остановиться на информационно-коммуникационных технологиях.

Современный мир, в котором развивается ребенок, абсолютно отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.

       Информатизация общества ставит перед педагогами - дошкольниками задачи:

- идти в ногу со временем

- стать для ребенка проводником в мир новых технологий

- наставником в выборе компьютерных программ

- сформировать основы информационной культуры его личности

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей

Решение этих задач невозможно без пересмотра всех направлений работы детского сада в плане информатизации.

       Требования к компьютерным программам ДОУ:

- исследовательский характер

- легкость для самостоятельных занятий детей

- развитие широкого спектра навыков и представлений

- возрастное соответствие

- занимательность

       Классификация программ:

- развитие воображения, мышления, памяти  

- простейшие графические редакторы

- игры-путешествия

- обучение чтению, математике

- использование мультимедийных презентаций

- использование видео экскурсий

       Преимущества компьютера:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка

- обладает стимулом познавательной активности детей

- предоставляет возможность индивидуализации обучения

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

       Ошибки при использовании информационно - коммуникационных технологий:

- недостаточная методическая подготовленность педагога

- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

- бесплановость, случайность применения ИКТ

- перегруженность занятия демонстрацией

       ИКТ в работе современного педагога могут быть следущие:

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов

- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий

- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

- оформление групповой документации, отчетов - компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения

- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний

На основе ИКТ мы в своей работе уже два года приобщаем детей дошкольного возраста к изучению родного края через виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия, на наш взгляд, является эффективной формой обучения и воспитания дошкольников. Используя метод виртуальной экскурсии, можно познакомить детей с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места, т. е. от реальной экскурсии она отличается виртуальным отображением реально – существующих объектов.

Достоинствами этих экскурсий является то, что мы сами отбираем необходимый  материал, составляем необходимый маршрут, изменяем содержание согласно поставленным цели и задачам, возрастным особенностям и интересам детей.

       Также преимуществами виртуальных экскурсий является следующее:

- погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;

- не покидая здания ДОУ, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;

- разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;

- автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;

- активная деятельность всех участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);

- доступность, возможность повторного просмотра экскурсии, наглядность.

Что же нужно сделать, чтобы добиться успешного результата при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:

- определить цели и задач экскурсии;

- выбрать тему экскурсии;

- определить источники экскурсионного материала;

- отобрать и изучить экскурсионные объекты;

- составить маршрут экскурсии на основе видеоряда;

- подготовить текст экскурсии;

- определить технику ведения виртуальной экскурсии;

- показать экскурсию.

       Во время виртуальной экскурсии большую роль в активизации деятельности детей играет, поисковый метод, который достигается путем приема постановки проблемных вопросов перед экскурсией или получением определённых творческих заданий.

Наша экскурсия обычно заканчивается итоговой беседой, в ходе которой мы с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, а также я выявляю впечатления от экскурсии.

На заключительном этапе виртуальной экскурсии можно представить различные варианты конечных продуктов (тематические папки, макеты, картотеки, творческие работы).

Данный метод работы с детьми охотно и с большим интересом поддержали и их родители. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей, чтобы познакомиться с различными профессиями.

       В этом году мы с детьми побывали на таких экскурсиях как:

- «Любимый город Канск»

- «Путешествие по парку флоры и фауны «Роев ручей»

- «Путешествие по реке Кан»

- «В гостях в библиотеке»

- «Я у мамы на работе»

- «Я у папы на работе»

       Исходя из результатов проведенной нами работы, можно смело сказать, что грамотное использование виртуальных экскурсий позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, объектах и явлениях, недоступных для непосредственного изучения, но и делает образовательный процесс в детском саду более интересным, результативным. Это способствует положительной динамике развития познавательных, поисковых, творческих способностей детей. Они стали более самостоятельными, любознательными и социально активными!!!  

       Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Дошколята играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

Каждый педагог – это творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, всегда будет главным познавательный процесс в его развитии.

Список литературы

1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПPЕСС, 1998г. -168с.

2. Н. В. Микляевой Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.

3. Алябьева Р.В. Методика проведения экскурсии, М.: Академия, 2004.

4. А.В. Гилева, О.В. Репина, Л.Г Попова; Березники, мои Березники учебная программа по краеведению для детей 5-7 лет Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». – Соликамск: СГПИ, 2017.- 124с.

5. Вавринюк О. Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем // 70 Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 13-16.

6. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 1. — с. 28–32.

7. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: методические рекомендации, М.: ЦРИБ «Турист», 2003. -120с.а

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...

Конспект НОД По познавательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием современных информационных технологий (через использование разных видов деятельности)

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.Задачи: Обучающие:-Формировать у детей исследовательские  навыки  и способность самостоят...