План по самообразованию
методическая разработка

Калаева Наталья Александровна

Цель самообразования.

    Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Богословская основная общеобразовательная школа

структурное      подразделение дошкольная группа

Индивидуальный план по самообразованию

                           

 Калаева Наталья Александровна, воспитатель

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

                                        

        д. Богословка

                                                               Пояснительная записка.

Актуальность темы:

   Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

   Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности.   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой.  И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина.

   Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего района  и села, традиции предков.

   В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, нужно вести целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием “Родина”.

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Моя задача - выбрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события.  Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама хорошо его знать. Я должна продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для нашей местности и нашего края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Цель самообразования.

    Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Задачи.

     Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно - патриотического воспитания дошкольников; через посещение семинаров.

2. Провести анкетирование родителей  по теме «Патриотическое воспитание ребенка».

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»;

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка - передвижка «Азбука нравственности»; 

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников;

- оформление тематической выставки  «Нравственно - патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия);

- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами». 

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

                                      Этапы, содержание работы, форма отчёта о проделанной работе.

Этап, срок

реализации

Содержание работы                                                  

Форма отчёта                                                  

1 этап организационно –

ознакомительный (сентябрь - октябрь)

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

• «Я и моё ближайшее окружение»

(моя семья, мой детский сад)

• « Большая и малая Родина»

• «Защитники Отечества»

• «Культура русского народа»

4. Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)

1. Список

библиографии.

2. Оформление папки по самообразованию.

3. Уголок патриотического воспитания.

4. Оформление папки передвижки.

2 этап – основной

( сентябрь – май)

1. Внедрение в работу подготовленного материала.

• Практическое применение наработанных материалов с детьми среднего возраста.

• Проведение мероприятий с родителями, согласно  плана работы.

1. Фотоотчет о проведенных мероприятиях.

2. Консультации  для

родителей по данной теме.

3. Папки - передвижки.

3 этап – заключительный (май)

1. Самоанализ педагогической деятельности.

2. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1. Создание

презентации о проделанной работе.

 Перспективно - тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию               дошкольников старшего возраста (2021-2022 учебный год)

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

                                    Мероприятие

Сентябрь

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего посёлка".

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного района, области.

Фотоальбом «История нашего района».

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Беседы «Мама, как пуговка –  на ней всё держится», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка работ «Мамин портрет».

Апрель

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Работа по благоустройству территории детского сада.

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Презентация о проделанной работе.

Список литературы:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: Изд. СКРИПТОРИЙ 2003, 2019 г.

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...