По следам квеста "В поисках волшебной палочки"
план-конспект занятия

Зянгильдяева Марина Юрьевна

Занятие для педагогов о формах коррекционной  работы педагога-психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«По следам квеста «В поисках волшебной палочки»

Цель: Создание условий для повышения  уровня профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по формированию познавательной активности дошкольников.

Задачи:

1. Обобщить и уточнить знания о коррекционно-развивающей работе с детьми.

2. Развивать психологическую культуру педагогов.

3. Способствовать проявлению инициативности, активности в использовании психологический знаний в работе с детьми.

 Оборудование:

  1. Отрывки видеозаписи открытого занятия «В поисках волшебной палочки».
  2. Сенсорная плитка;
  3. Сенсорная дорожка;
  4. Магнитофон или колонка для проигрывания музыки.
  5. Мешочки с песком -4 штуки;
  6. Поп-ит — 4 штуки;
  7. Цифры в мешочке;
  8. Схема движений в песенке;
  9. Рамки с песком;
  10. Кубик с узорами;
  11. Песочные часы на 1 мин.
  12. Цифры от 1 до 6 по четыре шт.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30 минут.

Вводная часть. Организационный момент.

        Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемы педагоги. Я очень рада вас видеть.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Прежде, чем начать наше путешествие, давайте поприветствуем, друг друга и подарим друг другу хорошее настроение. Сначала мы поздороваемся тихо, потом обычно, а потом громко.  Здороваемся 3 раза тихо, обычно и громко.

Сразу поясню, для чего это делается, существует несколько вариантов игры, с помощью которых дети учатся корректировать силу голоса, правильно проговаривать звуки, развивают слуховое восприятие и концентрацию внимания.

Основная часть. Решение проблемной задачи. Актуализация знаний.

Сегодня  мне хочется показать особенности психо-коррекционной работы с дошкольниками. Занятия направлены на познавательной, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям.

Таким образом, в результате систематической корррекционно-профилактической деятельности становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие.

Наиболее сложным и уязвимым является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предыдущем этапе необходимых психологических образований может привести к школьной дезадаптации. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы. Нередко проблемы младших школьников коренятся несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы. Прежде всего, фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых слов.

Все упражнения, которые будут сегодня вам представлены, направлены на коррекцию именно перечисленных проблем дошкольников.

Так как дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Очень важно эмоционально-положительное, непринужденное общение со сверстниками и взрослыми, от этого во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его адаптация и дальнейшая социализация.

На своем открытом занятии для того, чтобы  детям было интересно, я использовала квест-игру «В поисках волшебной палочки», в ней мы с детьми искали волшебную палочку, чтобы помочь принцессе страны «Радость». Мы посетили страны грусти, удивления и злости, нашли дракона, который украл волшебную  палочку, и вернули ее принцессе. Сегодня я предлагаю вам  пройти по следам этих приключений и посмотреть, как это происходило. Согласны?

Смотрим отрывок открытого занятия. Письмо от принцессы.

Педагог-психолог:  Мы открываем письмо, в письме изображение плачущей принцессы, дракона и карта волшебной страны. На карте указано, что наш путь будет сначала лежать в  страну радости, где живет принцесса. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну , нам нужно пройти по волшебной тропе. Пройти по ней очень непросто, для этого нужно выполнить волшебные задания. А для вас я тоже приготовила волшебный мешочек, прошу достать из него по одной цифре.  У кого цифра «1» прошу выйти для выполнения задания. На каждое следующее задание выходят четыре человека , которые вытянули цифры 2,3,4,5 и6.

        Педагоги встают на балансировочные подушки и выполняют задания психолога. Каждую минуту переходят на следующую подушку.

Задания на подушках:

1. Положить мешочек на голову и стоять с мешочком на голове.

2.Стоим с мешочком на голове и выполняем упражнение с глазами и языком.

3. Стоим с мешочками на голове и выполняем упражнение ухо-нос, можно с хлопком.

4.Стоим с мешочками на голове и выполняем упражнение руки, плечи, уши, нос.

Эти упражнения нужны для развития мозговой деятельности ребенка:

  1. Диск балансировочный развивает гибкость и координацию, улучшает осанку, стимулирует действие вестибулярного аппарата, вовлекает в движение мелкие мышцы-стабилизаторы. Когда кладем мешочек на голову, мы усложняем задание.
  2. Упражнение с языком и глазами очень хорошо тренирует межполушарное взаимодействие, это артикуляционная гимнастика, а так же тренировка внимания.
  3. Упражнение «Ухо-нос» выполняем для развития межполушарного взаимодействия, это реципрокные движения, образуется большое количество путей между полушариями мозга.
  4. Упражнение «Руки, плечи, уши, нос» применяется для развития внимания, а так же для формирования схемы тела.

Теперь мы можем пройти дальше по следам наших деток - искать волшебную палочку.

        Приглашаю четырех человек, пройти на дорожку из тактильных плиток. Педагогам выдаются кинезио-мешочки с песком, они встают на плитки и бросают мешочки 5 раз с хлопком, передают мешочки за спиной, сначала вправо, потом влево, затем вокруг правой ноги, затем вокруг левой ноги. Делают восьмерку вокруг ног. Затем кидают в ведерко.

Эти упражнения с кинезио мешочками используются в системе нейропсихологической коррекции детей в комплексе с другими методиками.

При выполнении  этих упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. А также происходит развитие мелкой моторики - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Педагог-психолог: Теперь  мы с вами отправляемся дальше по следам наших героев. Я дам Вам волшебные поп-ит , предлагаю попробовать сделать несколько упражнений, вложив  в этот разноцветный поп-ит  капельку своего веселья.

Педагоги выполняют упражнение сидя за столом.

1. Сверху вниз обеими руками указательным и средним пальчиками.

2.Снизу вверх обеими руками указательным и средним пальчиками.

3. Перекрестить руки и выполнить 1 упражнение.

4.Перекрестить руки и выполнить 2 упражнение.

Эти упражнения очень хорошо тренирует мелкую моторику, развивается межполушарное взаимодействие, а также при выполнении реципрокных (перекрестные) движений, образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга. В этом упражнении так же прорабатываем   пространственные представления.

Педагог-психолог: А теперь следующее упражнение. У меня есть волшебный мешочек в котором живут циферки. Предлагаю каждому угадать на ощупь  и вытащить из мешочка по одной цифре.

Это упражнение для закрепления знаний цифр, мы включаем в работу несколько модальностей ребенка (тактильную систему, зрительную систему и слух). Будет еще эффективнее, если  написать цифру или обвести ее.

Следующее упражнение для развития чувства ритма, слухового восприятия, а так же формирование умения работать в группе. Детям дается схема с изображением движений. А вам я тоже предлагаю выполнить движения  по схеме. Включается музыка про кузнечика. По схеме хлопаем в ладоши под музыку.

Педагог-психолог: Наше путешествие подходит к концу, осталось только развеять злые чары. А для этого нужно написать на песке волшебные заклинания. А какие нужно писать волшебные заклинания подскажет нам чудесный кубик.

Приглашаю педагогов  на досках с песком написать волшебные заклинания.

1.Узор 1.

2. Узор 2.

3.Двумя руками узор 3.

4.Двумя руками узор 4.

А теперь нарисуйте смайлик с улыбкой.

Это упражнение развивает зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие. При игре с песком развивается мелкая моторика, стабилизируется настроение.

Кроме всего прочего, на занятии мы с детьми повторили эмоции, учились сочувствовать, игра способствовала проявлению инициативности, активности, самостоятельности; формировались навыки бесконфликтного общения,  в игре воспитывалось доброе отношение к окружающим, эмпатия, умение работать в группе.

Заключительная часть. Рефлексия.

 В конце занятия педагог-психолог для получения обратной связи спрашивает:  Вы сегодня  поиграли в несколько игр. Что было самым интересным Почему? А что не понравилось? Почему?    Что бы вы хотели применить в своей работе? Спасибо всем!



Предварительный просмотр:

Тема: «По следам квеста «В поисках волшебной палочки»

Ф.И.О. педагога-психолога: Зянгильдяева Марина Юрьевна

Возрастная группа: педагоги

Форма проведения: мастер-класс.

Форма организации: групповая 15-20 человек.

Средства:

Литературные: закличка для организационного момента.

Музыкальные: запись песни «В траве сидел кузнечик» для выполнения ритмического упражнения.

Зрительные: схема движений для ритмического упражнения, видео с открытого занятия «В поисках волшебной палочки».

Оборудование: сенсорная плитка; магнитофон или колонка для проигрывания музыки; смарт-доска, мешочки с песком -4-6 штук; поп-ит — 4-6 штук; цифры в мешочке; рамки с песком; кубик с узорами; песочные часы; балансировочные подушки – 4-6 штук.

 

Предварительная работа:  работа по программам Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик «Приключения будущих первоклассников», С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», были использованы упражнения из программы Аниты Блейд «Оценка нейромоторной готовности к обучению», А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция».

Цель:

Задачи

Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по формированию познавательной активности дошкольников.

 1.Образовательные: обобщить и уточнить знания о коррекционно-развивающей работе с детьми.

2.Развивающие: развивать психологическую культуру педагогов.

3.Воспитательные:  способствовать проявлению инициативности, активности в использовании психологический знаний в работе с детьми.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность педагогов

Методическое обоснование

1. Организационный

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я очень рада вас видеть.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Прежде, чем начать наше путешествие, давайте поприветствуем, друг друга и подарим друг другу хорошее настроение. Сначала мы поздороваемся тихо, потом обычно, а потом громко.  Здороваемся 3 раза тихо, обычно и громко.

Сразу поясню, для чего это делается, существует несколько вариантов игры, с помощью которых дети учатся корректировать силу голоса, правильно проговаривать звуки, развивают слуховое восприятие и концентрацию внимания.

Педагоги сидят  полукругом.  Педагог-психолог приветствует всех присутствующих, проговаривая «Здравствуйте», тихо, обычно и громко. 

Организация внимания педагогов, настрой на совместную деятельность.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности.

2.

Целеполагание (мотивация)

Педагог-психолог. Сегодня  мне хочется показать особенности психо-коррекционной работы с дошкольниками. Занятия направлены на познавательной, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. На своем открытом занятии для того, чтобы  детям было интересно, я использовала квест-игру «В поисках волшебной палочки», в ней мы с детьми искали волшебную палочку, чтобы помочь принцессе страны «Радость». Мы посетили страны грусти, удивления и злости, нашли дракона, который украл волшебную  палочку, и вернули ее принцессе. Сегодня я предлагаю вам  пройти по следам этих приключений и посмотреть, как это происходило. Согласны?

Педагоги слушают педагога-психолога, настраиваются на предстоящую деятельность и принимают решение о путешествии в волшебную страну.

Мотивация педагогов на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Постановка проблемы.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

Обобщение и уточнение знаний о коррекционно-развивающей работе.

3.Основной

Педагог-психолог: 

Таким образом, в результате систематической корррекционно-профилактической деятельности становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие.

Наиболее сложным и уязвимым является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предыдущем этапе необходимых психологических образований может привести к школьной дезадаптации. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы. Нередко проблемы младших школьников коренятся несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы. Прежде всего, фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых слов.

Все упражнения, которые будут сегодня вам представлены, направлены на коррекцию именно перечисленных проблем дошкольников.

Так как дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Очень важно эмоционально-положительное, непринужденное общение со сверстниками и взрослыми, от этого во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его адаптация и дальнейшая социализация.

Мы открываем письмо, в письме изображение плачущей принцессы, дракона и карта волшебной страны. На карте указано, что наш путь будет сначала лежать в  страну радости, где живет принцесса. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну , нам нужно пройти по волшебной тропе. Пройти по ней очень непросто, для этого нужно выполнить волшебные задания. А сейчас я приглашаю 4 человека, чтобы пройти по следам наших деток по волшебной тропе.

Каждую минуту переходят на следующую подушку.

Задания на подушках:

1. Положить мешочек на голову и стоять с мешочком на голове.

2.Стоим с мешочком на голове и выполняем упражнение с глазами и языком.

3. Стоим с мешочками на голове и выполняем упражнение ухо-нос, можно с хлопком.

4.Стоим с мешочками на голове и выполняем упражнение руки, плечи, уши, нос

Педагог-психолог ставит песочные часы на1 мин. И каждую минуту педагоги меняются местами.

Педагог-психолог: Эти упражнения нужны для развития мозговой деятельности ребенка:

  1. Диск балансировочный развивает гибкость и координацию, улучшает осанку, стимулирует действие вестибулярного аппарата, вовлекает в движение мелкие мышцы-стабилизаторы. Когда кладем мешочек на голову, мы усложняем задание.
  2. Упражнение с языком и глазами очень хорошо тренирует межполушарное взаимодействие, это артикуляционная гимнастика, а так же тренировка внимания.
  3. Упражнение «Ухо-нос» выполняем для развития межполушарного взаимодействия, это реципрокные движения, образуется большое количество путей между полушариями мозга.
  4. Упражнение «Руки, плечи, уши, нос» применяется для развития внимания, а так же для формирования схемы тела.

Теперь мы можем пройти дальше по следам наших деток - искать волшебную палочку.

Приглашаю четырех человек пройти на дорожку из тактильных плиток. Педагогам выдаются кинезио-мешочки с песком, они встают на плитки и бросают мешочки 5 раз с хлопком, передают мешочки за спиной, сначала вправо, потом влево, затем вокруг правой ноги, затем вокруг левой ноги. Делают восьмерку вокруг ног. Затем кидают в ведерко.

Эти упражнения с кинезио мешочками используются в системе нейропсихологической коррекции детей в комплексе с другими методиками.

При выполнении  этих упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. А также происходит развитие мелкой моторики - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Педагог-психолог: Теперь  мы с вами отправляемся дальше по следам наших героев. Я дам Вам волшебные поп-ит , предлагаю попробовать сделать несколько упражнений, вложив  в этот разноцветный поп-ит  капельку своего веселья.

Педагоги выполняют упражнение сидя за столом.

1. Сверху вниз обеими руками указательным и средним пальчиками.

2.Снизу вверх обеими руками указательным и средним пальчиками.

3. Перекрестить руки и выполнить 1 упражнение.

4.Перекрестить руки и выполнить 2 упражнение.

Упражнения с поп-ит хорошо тренирует мелкую моторику, развивается межполушарное взаимодействие, а также при выполнении реципрокных (перекрестные) движений, образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга. В этом упражнении так же прорабатываем   пространственные представления.

Педагог-психолог: А теперь следующее упражнение. У меня есть волшебный мешочек в котором живут циферки. Предлагаю каждому угадать на ощупь  и вытащить из мешочка по одной цифре.

Это упражнение для закрепления знаний цифр, мы включаем в работу несколько модальностей ребенка (тактильную систему, зрительную систему и слух). Будет еще эффективнее, если  написать цифру или обвести ее.

Следующее упражнение для развития чувства ритма, слухового восприятия, а так же формирование умения работать в группе. Детям дается схема с изображением движений. А вам я тоже предлагаю выполнить движения  по схеме. Включается музыка про кузнечика. По схеме хлопаем в ладоши под музыку.

Педагог-психолог: Наше путешествие подходит к концу, осталось только развеять злые чары. А для этого нужно написать на песке волшебные заклинания. А какие нужно писать волшебные заклинания подскажет нам чудесный кубик.

Приглашаю педагогов  на досках с песком написать волшебные заклинания.

1.Узор 1.

2. Узор 2.

3.Двумя руками узор 3.

4.Двумя руками узор 4.

А теперь нарисуйте смайлик с улыбкой.

Это упражнение развивает зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие. При игре с песком развивается мелкая моторика, стабилизируется настроение.

Кроме всего прочего, на занятии мы с детьми повторили эмоции, учились сочувствовать, игра способствовала проявлению инициативности, активности, самостоятельности; формировались навыки бесконфликтного общения,  в игре воспитывалось доброе отношение к окружающим, эмпатия, умение работать в группе.

Предлагаю посмотреть отрывок открытого занятия «В поисках волшебной палочки» , упражнение «Дополни предложение».

Педагоги слушают педагога-психолога.

Смотрят видеофрагмент открытого занятия «В поисках волшебной палочки».

Педагоги встают на балансировочные подушки и выполняют задания психолога.

.

Педагоги  за становятся, каждый на свою плитку и выполняют задания с мешочками.

Педагоги проходят за стол и выполняют упражнения с поп-ит.

Педагоги ищут на ощупь цифры в мешочках, называют цифру, которую нашли в мешочке..  

Педагоги по схеме меняют позы рук, хлопают в ладоши под музыку.

Педагоги на досках с песком пишут волшебные заклинания.

Педагоги смотрят отрывок открытого занятия, упражнение «Дополни предложение».

 

 Обобщаем и уточняем знания о коррекционно-развивающей работе с детьми.

 Развиваем психологическую культуру педагогов.

 Способствуем проявлению инициативности, активности в использовании психологический знаний в работе с детьми.

.

4. Заключительный

(рефлексивный)

Педагог-психолог: Вы сегодня  поиграли в несколько игр. Что было самым интересным Почему? А что не понравилось? Почему?    Что бы вы хотели применить в своей работе? Спасибо всем!

Педагоги выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра "В поисках волшебной палочки"

Квест-игра "В поисках волшебной палочки"...

Конспект квеста «Поиск волшебного сундучка» для детей старшей группы детского сада

Литературный квест для детей старшего дошкольного возраста, направленный на обобщение знаний детей о литературных сказках и создание условий для развития познавательной активности....

Квест для детей и родителей подготовительной группы «А» «Волшебная палочка» Воспитатели: Медведева Е.А., Ведренцева Е.М.

Целиформирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива. ЗадачиОбразователь...

Занятие по речевому развитию «В поисках волшебной палочки»

Занятие по речевому развитию «В поисках волшебной палочки» для подготовительной группы...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы «Волшебная палочка или новые приключения Незнайки» (квест-игра)

Цель: закрепление знаний о гласных звуках и буквах (А, О, У, Ы, Э, И) и совершенствование знаний ПДД....

Открытое занятие в младшей группе (3-4 года) "В поисках волшебной палочки".

Открытое занятие для деей в млашей группе, где дети ищут волшебную палочку Увлекательное и итересное занятие...

Конспект открытого занятия "В поисках волшебной палочки"

Конспект открытого занятия "В поисках волшебной палочки", где показаны методы коррекционной работы психолога с дошкольниками....