Развитие художественных способностей у детей с нарушениями речи средствами арт-педагогики
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Алла Александровна Тадтаева

Новизной и отличительной особенностью работы с детьми с нарушением речи по нетрадиционным техникам художественного творчества является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: пластилинография, оригами; кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное художественное творчество доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественных способностей у детей с нарушениями речи средствами арт-педагогики

Тадтаева Алла Александровна, воспитатель МАДОУ «Едэйко», г.Лабытнанги

Творческие способности не создаются,
а высвобождаются.
Фергюсон

Творчество - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Развивать творческие способности - это значит развивать способность ребёнка мыслить, не теряться в трудных жизненных ситуациях, быть уверенным в себе. Конечно же, у всех детей творческие задатки проявляются по-разному. У кого-то они развиты сильнее, у кого-то слабее, но всесторонне развитый человек будет учиться, трудиться и взаимодействовать с другими людьми намного успешнее и увереннее. В будущем, став взрослым, такой человек легче будет ориентироваться в выборе профессии, сможет найти изюминку в любом деле.

Художественное творчество готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство - художественная деятельность. Художественная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же художественное творчество является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

 

Новизной и отличительной особенностью работы с детьми с нарушением речи по нетрадиционным техникам художественного творчества является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: пластилинография, оригами; кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное художественное творчество доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Педагогическая целесообразность.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат художественного творчества.

В различных исследованиях вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей.

Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.

Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи арт-педагогики:

·        Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

·        Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

·        Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

·        Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

·        Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

·        Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

·        Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

·        Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

·        Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования.

·        Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

·        Воспитывать инициативность, чувство сотрудничества.

·        Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

 

Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

  По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных или иных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен».

  Творчество ребёнка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако, дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения скованно, дети не очень уверены в себе.

  Нетрадиционные техники позволяют маленькому художнику , отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы.

  Опыт работы показывает: использование в творческой деятельности  необычных материалов и оригинальных техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат художественного творчества.

Поэтому, цель арт-педагогики-развить у детей с тяжёлым нарушением речи художественно-творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования и формирование их эмоционально- чувственного внутреннего мира.

Современные исследователи и учёные постоянно обращаются к проблеме развития творческого потенциала. Связано это не только с определением его значимости в становлении личности, но и с необходимостью выделения специальных технологий, позволяющих создать оптимальные условия для его развития. Ведь известно, что творчество способно развиваться только в обстановке психологической свободы и безопасности, которая является гарантом творческой активности. В конечном счёте, ставится вопрос об истинно гуманном отношении к ребёнку, проявляющемся в выявлении индивидуальных генетически заложенных возможностей ребёнка и создании условий в образовательном учреждении для их реализации.

В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский писал: «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, планирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев». Очень важно в работе с детьми понимать, что не только и не столько ценен сам результат творческой деятельности, сколько сама деятельность детей по созданию чего-то нового.

Развитие творчества у детей с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности имеет свою специфику. Необходимо учитывать дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуальности, связи речи с другими психическими процессами. Целесообразно использовать сочетание различных методов и приёмов, в том числе нетрадиционных, которые предполагают ориентацию на особенности психофизиологического развития дошкольников с речевыми нарушениями.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Ребёнок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, но в его фантазии больше чувства, он переживает вымышленные события, общается с вымышленными персонажами так, как будто они существуют на самом деле.

Создание ситуаций успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию страх, неуверенность, вызванные нарушением в психическом развитии.

В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определённых художественно-эстетических действий. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребёнок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание должно быть не только увлекательным, интересным, но и посильным. Ребёнок должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребёнок поверил в себя, собственные силы, способности.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка и конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов. В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале, из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; ёлочные украшения; игрушки забавы; подарки, сувениры и т. д.

Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности.

Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки

Дети работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают цветы, украшения из бумаги, гирлянды, составляют из них коллективные панно. Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

Для того чтобы занятия были разнообразнее и интереснее необходимо включать разнообразные задания, выполняемые в технике бумагопластика. Художественные знания и навыки, получаемые дошкольниками на занятиях закрепляются и пополняются в процессе изготовления художественных различных изделий.

Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ культуры и художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества. Одна из задач арт-педагогики научить ребёнка реализовать в жизни свои творческие возможности, помочь сформировать установки на творческое преодоление жизненных трудностей, раскрыть свой творческий потенциал, сформировать творческие умения и навыки, чтобы помочь ему найти своё место в социуме.

Рисование помогает снимать напряжение у детей с нарушениями речи. Цель рисунка – помочь ребёнку в осознании самого себя, своего мира, расширении границ сознания. Выделение свойств предметов способствуют развитию у детей с речевыми нарушениями чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Чем тяжелее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких ребят отличаются бедность содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку.

Наблюдая за детьми с речевыми нарушениями, мы пришли к выводу, что у них особенно бедно цветное зрительное восприятие окружающего мира. Для развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. Но особенно успешно она проходит, когда дети занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства. Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работали над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний. Образную выразительность композиций дополняла фактура ткани, придавая образу мягкость звучания и оригинальность.

Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технологии исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников с нарушением речи творчества, которое особенно страдает. Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить, а это в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик помогает развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.

Есть ещё одно интересное и увлекательное занятие для детей с ОНР-  это песок. Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – и детям, и взрослым, – как медитативная, расслабляющая техника. Особенно показано рисование песком для коррекционной работы с детьми. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие мышления, творчества, мелкой моторики, а особенно речи ребенка.

С детьми песок можно красить, использовать как материал для создания рисунков, аппликации. Создавать с помощью клея объемные фигуры. Цветным песком можно рисовать на специальных планшетах целые картины, используя для украшения камешки, цветные стёклышки.

С малышами можно создать  простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Дети старшего дошкольного возраста создают картины, используя технику засыпания песка. Благодаря песочной анимации уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения.

Таким образом, арт-педагогика оказывает высокое развивающее воздействие, помогает легче адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, а так же позволяет оптимизировать работу по развитию творческих способностей у детей с нарушением речи.

Многие авторы говорят о необходимости обучению творчеству, так как не все дети могут сами открывать дорогу к созиданию и сохранять надолго творческие способности (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса).

Все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного.

Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у таких детей в изобразительной деятельности являются:

- активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;

- развитие познавательной активности;

- организация коррекционно-развивающей направленности занятий по    изобразительной деятельности;

- создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики;

- повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.

Обучающие занятия должны учитывать ряд психолого-педагогических условий, в том числе иметь коррекционно-развивающую направленность, ориентированную на индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей и способствующую развитию творчества. Коррекционно-развивающие методы (пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапия и др.) интересны детям и помогают проявлению индивидуальности, творческому самовыражению, самораскрытию личности.

В процессе НОД необходимо использовать:
– дидактические игры
– пальчиковые игры
– физкультминутки
– художественное слово
– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения
– музыкальное сопровождение
– графические упражнения.

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.

НОД изобразительной деятельностью должен носить интегрированный характер, теснейшим образом связаны с такими разделами, как ознакомление с окружающим миром, природой, развитием речи. Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с такими, как космос, День защитника Отечества, перелетные птицы и др.

На первоначальном этапе обучения дошкольники знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева,

А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает осуществлять задачи эстетического воспитания.

Вместе с детьми обсуждаются просмотренные картины известных художников. Задаются вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

После ответов детей нужно знакомить их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией.

Монотипия считается  одной из простейших графических техник и очень нравится дошкольникам. Она пробуждает фантазию ребёнка. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа гуашевой краской рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Также можно оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно его сжать. Развернуть и увидеть необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь!

Рисование с опорой на заготовку

Предложить ребенку творить «с нуля», на «чистом листе» не всегда подходит. Часто ребенку удобнее от чего-то оттолкнуться – от какой-то заготовки, которая уже несет некое начало, некие исходные формы и в то же время абсолютно не стесняет его творческой свободы.

Пальчиковая живопись.

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек.  Краску нужно взять легко смывающуюся.  Начать можно с простых изображений - цветок, солнышко, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Рисование руками и пальцами

Поместите несколько пятен густой краски на лист ватмана. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами прекрасно развивает осязание.

Можно создавать интересные изображения с помощью листьев самых разнообразных форм. Покройте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось.

Пятна и кляксы.

Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, дерево, цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Лепка, рисование пластилином.

«Рисование» пластилином вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук. Лепить можно как из пластилина, так и из соленого теста, глины, пластика. Лепка способствует развитию тактильных ощущений и тонких ручных навыков. Если мы ставим цель развитие творческих способностей, то можно просто начать что-то лепить на глазах у ребенка, и он подключится к работе.

Рисование губкой.

Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Коллаж.

Изготовление аппликаций и коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное - всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. Это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной), лоскутки самых разных тканей, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, кусочки коры, красивые фасолины, фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы и т.д.). Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются (насыпаются) приготовленные материалы. Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание).

Все это важно для детей с ОНР. Создание сюжетной картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца. Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, для оформления группы.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него любой предмет, имеющую рельефную поверхность, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, металлический значок... Это не только увлекает детей, но и помогает развивать тонкие ручные навыки.

 

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, развитие фантазии, наблюдательности, импровизации.

Также важной является заключительная часть занятия, где в изобразительной деятельности происходит закрепление впечатлений, полученных в ходе беседы. В заключительной части можно использовать релаксационные упражнения.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей-логопатов. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере.

 

Успех в работе по развитию творческих способностей детей-логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам).

Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности.

 

Результат работы педагога отсрочен во времени, но видимые изменения, основанные на наблюдениях за детьми во время работы уже заметны: у детей проявляется повышенная познавательная мотивации, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность.

Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности.

 Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на мероприятиях и т.д.), посещение кружков художественно-творческого направления.

Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка. Для того, чтобы родители видели достижения и успехи своих детей, все работы выставляются на стенде, организуются персональные выставки, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

В заключении хочу отметить, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности детей, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в работе.

 

Используемая литература

1.     Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.- 239 с.

2.     Дружинин В. Н. «Психология общих способностей» СПб 2007г.

3.     Прохорова Л. Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников» Москва 2007г.

4.     Солдатова Е. Л. «Креативность в структуре личности». Автореферат диссертации канд. Психол. Наук. СПб., 1996 г.

5.Глухов, В.П. «Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

6. Абрамова О. А. « Искусство батика для детей 5-7 лет»  С. -П. 2010.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество. М., 1996.

8. Зейц М. « Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации». Dusyma Kindergartenbedart, ИНТ. 2010.

9. Кожохина С. К. Батик. «Всё о картинах на ткани». Я., 2006.

10. Панфилова М. А. «Изотерапия общения: Тесты и коррекционные игры». М. : Гном и Д, 2000.

11. Парамонова Л. А. «Аппликация и бумагопластика». Карапуз, 2008.

12. Теплов Б. М. «Способности и одарённость». М., 2002.

13. А.В. Никитина « Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».-СПб КАРО,2007г.

14. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М.МаРТ, 2009г.

15. Е.А. Комарова «Весёлые уроки рисования». Айрис-Пресс,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи

Здесь можно узнать о том, как  помочь ребёнку раскрыть способности....

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Программа развивающих занятий «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»

Программа    «Развитие коммуникативных способностей  у детей с нарушением речи»...

Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных техник рисования (из опыта работы)

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....