Конспект занятия «Права и обязанности ребёнка» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Манакова Ольга Павловна

Данное занятие поможет педагогам познакомить детей с основами правового знания. Поможет научить детей различать свои права и обязанности, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.                                                                                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программное содержание: познакомить детей с основами правового знания о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, на любовь и заботу, право на жильё, медицинский уход, право на образование, отдых и никто не может нарушать эти права. Учить детей различать свои права и обязанности. Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Учить анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Закрепить умение называть свою фамилию, имя, отчество; домашний адрес. Развивать правовое мировоззрение. Развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей. Развивать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозор, обогащать словарный запас.  Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям. Воспитывать желание соблюдать права.

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация (Права детей в мультфильмах), «Цветок счастья», иллюстрации сказочных героев (Чебурашка, Коза с козлятами, Теремок, Айболит, Буратино, Львёнок и Черепаха) и картинками - эмблемами прав детей

Иллюстрации «Права детей», картинка почтальона Печкина, шляпа, на каждого ребёнка: конверт с эмблемами прав, цветок с 6 лепестками.

Музыкальное оформление: Музыкальный центр, музыкальное сопровождение релаксации, продуктивной деятельности (Оксана Разумовская «Мои детские желания»).

Чтение художественной литературы: «Гадкий утёнок», «Три поросёнка», «Дюймовочка», «Красная Шапочка», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»; русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Крошечка Хаврошечка», «Морозко» и мн. др. Беседы по темам: «Я и моя семья», «Как сохранить своё здоровье», «Наш отдых», «Права ребёнка». Рассматривание иллюстраций о правах детей, иллюстраций к литературным произведениям. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», дидактические игры: «Я помогаю маме», «Назови имя, домашний адрес» и другие. Рассматривание альбома «Права и обязанности ребёнка». Рассматривание фотографий «Моя семья», «Образ моей семьи», «Генеалогическое древо семьи».

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкально-художественная.

Интегрирующие области: Познание, Коммуникация, Безопасность, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Физическая культура, Здоровье, Музыка. 

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: имеет первичные представления о себе, о семье, об обществе. Владеет конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Способен управлять своим поведением. Способен применять усвоенные ранее знания и способы деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности, общении. Сопереживает сказочному персонажу. Участвует в разговоре во время беседы, рассматривания, отвечает на вопросы. Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Проявляет положительные эмоции в двигательной деятельности под музыку.

Ход:

В. Ребята, я приветствую вас в сказочной стране, которая называется Правдилия. Здесь живут герои сказок и мультфильмов. В своей стране они знают, что можно делать и чего нельзя, что они обязаны делать и что не обязаны, на что они имеют право и на что не имеют.

Мы с вами не случайно попали в страну Правдилию, сейчас герои мультфильмов помогут нам узнать и ваши права. Пожалуйста, присаживайтесь и обратите внимание на экран.

На экране презентация «Мультфильмы о правах». Воспитатель комментирует действия сказочных героев.

В.: Мы благодарим героев мультфильмов за то, что они помогли нам узнать о ваших правах. А сейчас, ребята, сказочные герои помогут нам запомнить ваши права.   Воспитатель обращает внимание детей на доску. На ней расположены изображения разных сказочных героев.

В. Что бы быть счастливым нужно знать и соблюдать свои права и обязанности, и помогут нам в этом сказочные герои. А вам лишь надо отгадать загадки.

1. Первая загадка: всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё (имя)

У какого сказочного героя не было имени? Да и был он неизвестной породы? (Чебурашка) 

В. Вот мы и узнали первое наше право - право на имя.

Эмблемой права на имя будет. 

Итак, какое право нам помог запомнить Чебурашка? (Право на имя.)

Игра: «Назови соседа ласково по имени».

В. Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя. Когда родился человек, ему дают имя, и он получает документ «Свидетельство о рождении». Каждому приятно, когда его мама называет ласково и нежно.  Давайте и мы друг друга назовём ласково. Мы будем передавать чебурашку своему соседу, и называть его ласково по имени.

Игра «Шляпа знакомств».

В. Мы растём, и растет наше имя. Подумайте, как вас будут звать, когда станете взрослыми? Правильно, по имени – отчеству.

В. Представьте, что вы выросли и стали взрослыми. Тот, кому я примерю эту шляпу, должен представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.).

В. Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. Ребята, вы имеете не только права, но и обязанности. Обязанность обращаясь друг к другу, называть по имени.

В. Следующее право нам поможет запомнить Коза с козлятами.

В. загадывает 2 загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…(семья)

Конечно же семья. Право на семью изображено.        

Воспитатель помещает изображение семьи в круге под персонажем – Коза с козлятами.

В. Все дети имеют право на жизнь в семье, на любовь и заботу.

- Ваня, как ты понимаешь слово семья?

Вероника, как ты думаешь, что такое семья?    Ответы детей. 

В. Правильно. Семья — это близкие и родные люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

В. Полина, как о тебе заботятся твои мама и папа? (вкусно кормят, покупают игрушки, угощения, играют вместе, жалеют…). Данила, кто о тебе заботится и что для этого делает?

В. подумайте о своих родных. Вспомните, какую поговорку знаете о семье?

Дети: Вся семья вместе, так и душа на месте.

В. Давайте, и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

3.   ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».  (Дети становятся в круг.)

– Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

4. Воспитатель предлагает детям присесть, обращает внимание на изображение Теремка и читает загадку:

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

Эмблемой права на дом будет схематичное изображение домика под теремком.

В. Вот мы узнали ещё об одном праве, праве на жильё, имущество.

Как вы считаете, как люди должны относиться к своему дому?

Дети: Беречь, охранять, содержать в чистоте и уюте.

В. Правильно. А можно без разрешения заходить в чужой дом и брать чужие вещи?

Дети: Нет.

В. Конечно же нет, у нас у всех есть право на жильё, имущество и оно неприкосновенно.

Игра с мячом «Кто, где живет».  Дети встают в круг.

В. Так же, как и у человека, у каждого животного тоже должно быть свое жилище. Предлагаю поиграть. Я буду называть животного, а тот, кому я брошу мяч назовёт его жилище.

У медведя – берлога.

У волка – логово.

У белки – дупло.

У птицы – гнездо.

У ёжика – нора.

У улитки – раковина.

У пчелы – улей.

У муравья – муравейник.

У собаки – будка.

У человека – дом.

5.  В. Молодцы, присаживайтесь. Воспитатель обращает внимание на Айболита. 

Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина, пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только …  (врач)

В. Ребята, как вы думаете, Доктор Айболит нам поможет запомнить право на что?

Д. Право на медицинский уход.  

В. Если вы вдруг заболели, вы имеете право на лечение, на медицинский уход. А чтобы не болеть надо вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Предлагаю поиграть в игру: «Да – Нет».

Если продукты, которые я назову полезные, говорите: «Да» и поднимайте смайлик с улыбкой, а если я назову вредные продукты питания, вы говорите: «Нет» и поднимайте смайлик грустный.

Игра «Да – Нет».

Каша вкусная еда. Это нам полезно? - Да!

Лук зеленый иногда нам полезен, дети? - Да!

В луже грязная вода. Нам полезна, дети? - Нет! 

Фрукты просто красота. Это нам полезно? Да!

Мухоморный суп всегда нам полезен, дети? -Нет!

Творог, сыр, кефир всегда нам полезны, дети? - Да!

Грязных ягод иногда съесть полезно дети? - Нет!

Овощей растет гряда, овощи полезны? - Да!

Семь мороженных всегда есть полезно дети? - Нет!

Объедаться иногда, это вредно, дети? Да!

6.  Ребята, кто знает этого весёлого героя? (Буратино!)

В. О каком праве мы узнаем от Буратино? (воспитатель читает загадку).

Чтобы вырасти успешным, надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим недостаточно питанья

Мы использовать должны Право на …  (образование) 

Воспитатель помещает картинку  под изображением Буратино.

В. Что это за книга, ноты…? О каком праве детей нам напоминает Буратино?

Д. О праве на учебу.

В. Где можно получить образование? (В школе, в детском саду, в училище, в институте.)

Для чего надо учиться? (Чтоб получить профессию, диплом.)

В. Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком. Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

Есть такая пословица: «Учиться - всегда пригодится».

7.  Ребята, а вы узнали следующих наших героев, которые познакомят на со следующим правом? (Это львёнок и черепаха)

Воспитатель загадывает загадку:

Мама работала, папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …  (отдых)

Воспитатель помещает изображение  отдыхающего человечка на цветочке под героями мультфильма про львёнка и черепаху.

В. А вы знаете, что такое отдых? (Ответы детей).

В. Как вы любите отдыхать? (ходить в парк, на концерт, в цирк…).

Отдых полезен для здоровья. Каждый ребенок имеет право на отдых.

Давайте и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка от Буратино.

Буратино потянулся, раз нагнулся, 2 нагнулся…

(Воспитатель обращает внимание на посылку).

В. Ребята, нам почтальон Печкин прислал посылку, интересно, что же в ней?

(Воспитатель достаёт цветок, картинка мальчик и девочка. Отдельно, в конверте на маленьких карточках изображены эмблемы прав детей.)

В. Ребята, вам пришли по почте письмо счастья с вашими именами и вашими правами, но Почтальон Печкин сказал, что отдать письмо я смогу только тому, кто поднимет руку и правильно назовёт свой домашний адрес.

Дети называют адреса и получают конверт.

Задание: Нам нужно заполнить этот цветок вашими эмблемами с правами.

Каждый ребёнок по 1 называет одну из эмблем и приклеивает к лепестку цветка.

Дети выполняют задание, звучит песня «Мои детские желания». 

В. Ребята, посмотрите, какие вы все разные, но у вас у всех одинаковые права. Помните, что все люди - и маленькие, и большие - имеют права. Никогда не нарушайте права других людей и не позволяйте, чтобы нарушали ваши права. И поговорите дома со своими родителями о ваших правах и обязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...