"Маршрут выходного дня" как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем
методическая разработка (подготовительная группа)

Матвеева Людмила Анатольевна

Маршрут выходного дня - это совместная деятельность воспитателей, дошкольников и их родителей.

В данной работе я рассказываю о том, как проходят наши выходные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0.0_sistema_raboty_23-24.docx25.33 КБ
Файл diagnostika.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Колосок» с. Ходынино»

СИСТЕМА РАБОТЫ

Тема: ««Маршрут выходного дня»

как форма взаимодействия с семьями воспитанников

по ознакомлению дошкольников с родным краем»

Подготовительная к школе  группа

Воспитатель

Матвеева Людмила Анатольевна

Педагогический стаж 12 лет

Высшая квалификационная категория

2023 – 2024 учебный год

Информационная справка.

Ф.И.О.:    Матвеева Людмила Анатольевна

Занимаемая должность:   воспитатель старшей группы «Солнышко»

Дата назначения на должность:  01.2012

Образование:    высшее педагогическое

Дата прохождения аттестации: 11. 2022

Квалификационная категория:    высшая

Дата прохождения курсов повышения квалификации:02. 2018, 11.2022

Педагогический стаж: 12 лет

Тема самообразования:  «Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем.

Цель педагога – систематическое повышение своего профессионального уровня.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи есть свои традиции проведения выходного дня. Чтобы дети и их родители лучше узнали историю родного края, я запустила проект «Маршрут выходного дня». Совместные мероприятия – это альтернатива времяпровождению на диване у телевизора или компьютера.

           Также это эффективная форма организации, как досуга воспитанников, так и их образования. Во время таких походов дети узнают историю, культуру и географию родного края. Вместе с родителями решили создать детско-родительский туристический клуб «Туристенок».  

ПРОБЛЕМАТИКА

             Интерес к истории родного края не возникает у детей ни откуда. Вызвать этот интерес не так уж сложно. Для этого нужно немного желания со стороны родителей и воспитателей. Дети должны не только получать готовые знания о малой Родине, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

      Актуальность данной темы в том, что совместная разработка «маршрута выходного дня» - это не только эффективный, но и инновационный способ взаимодействия с семьями воспитанников, а еще вовлечение родителей в единое образовательное пространство с ДОУ. Такие мероприятия принесут детям много пользы: смена впечатлений, свежий воздух, развитие кругозора, взаимодействие с родителями и общение с друзьями. Вследствие чего, семьи становятся крепче, дети в группе дружнее, а отношение родителей к воспитателям более доверительное. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, делает их настоящими партнёрами.

ЦЕЛЬ:

      Создать благоприятные условия для внедрения новой формы, повышения эффективности взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения для ознакомления дошкольников с родным краем.

ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
  2. Внедрить в практику ДОУ инновационную форму взаимодействия детского сада и семьи: детско-родительский туристический клуб «Туристёнок».
  3. Обогатить взаимоотношения детей, родителей и воспитателей.
  4. Обогатить и систематизировать знания детей о родном крае.

 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

  • Научности
  • Доступности
  • Активности и сознательности
  • Систематичности
  • Последовательности
  • Преемственности

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ:

  • Словесный
  • Практический
  • Наглядный

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Анкетирование
  • Экскурсии
  • Походы

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Iэтап. Организационно – подготовительный.

  1. Изучение требований к организации и содержанию работы по патриотическому развитию детей 6 – 7 лет в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Анализ и подбор методической литературы.
  3. Подбор консультаций для родителей.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Определение уровня развития в данном направлении детей старшего дошкольного возраста, с помощью мониторинга и наблюдений.
  6. Составление перспективного плана работы, разработка совместных мероприятий.

IIэтап. Основной.

Работа с детьми:

  1. Организация экскурсий в музеи, мемориальные комплексы.
  2. Организация походов на природу.
  3. Оформление презентаций по фотографиям.
  4. Создание выставок рисунков и поделок.

Работа с родителями:

  1. Консультации, рекомендации
  2. Индивидуальные беседы
  3. Создание детско-родительского клуба «Туристенок»
  4. Разработка маршрута выходного дня

III этап. Заключительный.

     На этом этапе проводится итоговый мониторинг знаний детей о родном крае. На основании данных делается вывод о результативности проведенной работы, динамике развития детей, уровня усвоения ими программного содержания. Также выявляются недостатки, трудности и проблемы в работе.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Планируемый результат:

  • Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом.
  • Осмысление родителями ценности активных семейных выходных.
  • Расширение представлений детей о родном крае, его истории и культуре.
  • Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи.
  • Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения.
  • Повышение познавательного интереса детей к изучению культурного наследия родного края.
  • Получение детьми опыта представления материалов исследования.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ с детьми

на 2023 – 2024 учебный год

Месяц

Тема

Сентябрь

Город Рыбное и Рыбновский район. «Экскурсия» по карте и макету Рыбновского района.

История возникновения названия и символики города Рыбное. Символика родного города: флаг, герб, гимн.

Октябрь

Знаменитые земляки Рыбновского района.

Достопримечательности Рыбновского района.

Ноябрь

Где живет история? (Краеведческий музей)

Что такое институт пчеловодства? (Институт пчеловодства)

Декабрь

Кому нужна уздечка? (ВНИИ коневодства)

Викторина. Рыбновский район.

Январь

Россия! Что ты о ней знаешь?

Символика России.

Февраль

Знаменитые люди нашей страны.

Растительный мир нашей страны.

Март

Животный мир нашей страны.

Зачем нужны правила поведения в природе?

Апрель

Зачем нужны правила поведения на улице?

Как вести себя дома и в транспорте?

Май

Что такое этикет? И зачем он нужен?

Викторина. Россия – родина моя!

Перспективный план работы с родителями

на 2023 – 2024 учебный год

Месяц

Мероприятие

Май

Анкетирование на тему «Патриотическое воспитание детей».

Июнь

Создание Детско-родительского туристического клуба «Туристенок».

Июль

Посещение праздника «Малина» в Новоселках.

Август

Посещение реконструкции битвы на Воже.

Сентябрь

Посещение НИИ пчеловодства в городе Рыбное.

Октябрь

Посещение ВНИИ коневодства в селе Дивово.

Ноябрь

Посещение Музея глиняной игрушки в селе Пощупово.

Декабрь

Посещение Краеведческого музея в городе Рыбное.

Январь

Посещение Музея обороны и тыла в селе Баграмово.

Февраль

Посещение Музея братьев Пироговых в селе Новосёлки.

Март

Посещение Музея Есенина С.А. в селе Константиново.

Апрель

Подведение итогов работы ДРТ клуба «Туристенок».



Предварительный просмотр:

Диагностический материал по определению уровня сформированности представлений о родном крае

Педагог – психолог Клещевская Ю.А.

     Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства являются основой для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

     Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей знаний и представлений о родном городе и ближайшем окружении проводится два раза в год. В начале учебного года, выявляют исходный уровень имеющихся у детей знаний и представлений. Это очень важный диагностический этап, результаты которого позволяют педагогу определить и скорректировать содержание и методы ознакомления старших дошкольников с родным городом и ближайшим окружением, спланировать индивидуальную работу с каждым ребенком. В конце учебного года подводятся итоги, определяются уровни сформированности знаний и представлений о родном городе и ближайшем окружении.

     Диагностика осуществляется комплексно, с использованием различных методов: индивидуальных бесед с детьми, специально разработанных заданий, дидактических упражнений, наблюдений во время занятий и в повседневной жизни. Важную роль в восприятии окружающего мира играют эмоции, влияющие на формирование основ отношения к тем или иным объектам и явлениям. Деятельностный компонент в силу ограниченных возможностей ребенка-дошкольника еще менее выражен, но он показывает прочность усвоенных знаний и наличие определенного отношения к окружающему миру. Кроме того, патриотизм помимо своей эмоционально-чувственной сущности имеет деятельностную природу, проявляется в деятельности – в конкретных поступках.

Выделяются следующие критерии оценки эффективности ознакомления дошкольников с ближайшим окружением и родным городом:

  • знания и представления о городе (поселке), в котором живет ребенок;
  •  знания и представления о родной стране, государственной символике;
  •  проявление интереса и положительно эмоционального отношения к городу (поселку);  
  • деятельностно-поведенческие проявления.

      Мы не случайно выдели этот критерий, потому что важную роль в восприятии окружающего мира играют эмоции, влияющие на формирование основ отношения к тем или иным объектам и явлениям.

     Говоря о первом критерии, необходимо отметить, что объем содержания знаний и представлений, например о достопримечательностях родного города (поселка), имеет свою специфику для каждого региона и населенного пункта. Два последних критерия очень важны, но диагностика этих направлений может быть осуществлена только при условии постоянных наблюдений в течение всего года.

     Исследователи отмечают, что поведение современного ребенка амбивалентно, существует значительное расхождение между реальными поступками и представлениями детей о «добре» и «зле», «честности» и «лживости», «справедливости» и других этических понятиях. Так, старший дошкольник может быть хорошо осведомлен о том, как следует содействовать благоустройству родного города, прекрасно об этом рассказывать, но при этом в повседневной жизни поступать прямо противоположно: мусорить на улице, рвать на клумбах цветы, пачкать и ломать скамейки.

    Основные задачи ознакомления с ближайшим окружением и родным городом:  

  • знакомство с названием родного города (поселка), а также с тем, почему он так называется (если объяснение происхождения названия доступно пониманию детей старшего дошкольного возраста), как называют его жителей;
  • знакомство с названиями улиц ближайшего окружения, домашним адресом, адресом детского сада;
  • формирование интереса к истории и достопримечательностям родного города (поселка), представлений о наиболее значимых событиях в истории родного города (поселка);
  • знакомство с выдающимися земляками, людьми, подвиги и трудовые достижения которых прославили родной край;
  • формирование представлений о том, что каждый житель города (поселка) должен посильно участвовать в его благоустройстве в соответствии со своими возрастными возможностями.

     В процессе диагностики ребенку предлагается разрешить проблемные ситуации, выполнить задания и ответить на вопросы.

     Проблемные ситуации:

  • У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квартиру; назови свой адрес.
  • К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного города (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш детский сад, где он находится.

Задания:

  • Ребенку предлагается рассмотреть несколько фотографий (открыток) с изображением близлежащих улиц и определить их названия.
  • Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть фотографии, рисунки, открытки с изображением памятных мест, архитектурных и скульптурных памятников разных городов и выбрать из них те, на которых изображены достопримечательности родного города.
  • Среди изображений гербов различных городов ребенку предлагается выбрать герб родного города (гербовую эмблему микрорайона, поселка).
  • Используя иллюстративный материал с изображением людей, собирающих мусор, сажающих деревья и цветы и пр., воспитатель предлагает рассказать о том, что нужно делать, чтобы родной город стал чище и красивее.

     Примерные вопросы для беседы – Как называется город (поселок), в котором ты живешь? – Что означает название города (поселка), в котором ты живешь? – Как называют жителей нашего города (поселка)? – Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь? – Почему она носит такое название? – Как ты думаешь, что означает герб нашего города? – Что тебе больше всего нравится в твоем городе? – Какие интересные места, достопримечательности своего родного города ты знаешь? – Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности ты посетил с родителями? – Каких выдающихся людей, прославивших наш город, ты знаешь? – Что ты можешь сделать для того, чтобы твой родной город стал красивее?

Знакомство со страной и государственной символикой.

      Естественно мы не можем обойтись без знакомства с государственной символикой страны (гербом, флагом, гимном). Основные задачи ознакомления с государственной символикой:  

  1. Углублять и уточнять представления о Родине – России;
  2. Воспитание интереса к государственным символам нашей Родины;
  3. Развитие чувства сопричастности к истории и современной жизни нашей страны;  
  4. Воспитание эмоционально положительного отношения к гербу, флагу и гимну России;  
  5. Формирование элементарных представлений о функциональном назначении и символическом значении государственных символов;  
  6. Воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

     В процессе диагностики педагог заполняет диагностическую таблицу.

Критерии определения уровня сформированности представления о родном крае

1. Название города (поселка) в котором живет ребенок:

3 б. – уверенно называет город, в котором живет.

2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, района. Нужны наводящие вопросы.

0 б. – не может ответить на вопрос

2. Домашний адрес:

3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает.

2б. – отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов.

1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.

0б. – не знает.

3. Городская символика:

3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение.

2б. – узнает и уверенно выбирает городскую символику среди изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней.

1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики.

0б. – не узнает.

4. Выдающиеся земляки:

3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1-2), знает чем они прославили родной край.

2б. – называет фамилии выдающихся земляков (1-2), с помощью наводящих вопросов рассказывает о них.

1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать.

0б. – не может никого назвать.

5. Достопримечательности города:

3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их. Может рассказать, где находится.

2б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их с помощью наводящих вопросов.

1б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, назвать не может.

0б. – не знает, не выбирает.

6. Название страны:

3 б. – уверенно называет страну.

2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. – знает название, но может перепутать с названием города, района. Нужны наводящие вопросы.

0 б. – не может ответить на вопрос

7. Называет столицу своей страны: 

3 б. – уверенно называет столицу России

2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, города. Нужны наводящие вопросы.

0 б. – не может ответить на вопрос

8. Знание о том, как выглядит герб России:

3б. – узнает государственный герб России, уверенно выбирает его среди изображений гербов других стран. Может рассказать, что изображено на гербе нашей страны.

2б. – не сразу выбирает изображение герба России среди изображений гербов других стран.

1б. – испытывает затруднение, нуждается в наводящих вопросах.

0б. – не знает, как выглядит герб России

9. Знание о том, как выглядит флаг России:

3б. – узнает флаг России, уверенно сразу выбирает его изображение среди изображений флагов других стран.

2б. – правильно, но не сразу выбирает изображение государственного флага России.

1б. – испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах.

0 б. – не знает, как выглядит флаг России.

10.Знания и представления о гимне России:

3б. – узнает и называет гимн России, определяет характер музыки гимна как величественный и торжественный.

2б. – узнает и называет гимн России.

1б. – узнает и называет гимн России после наводящих вопросов взрослого

0б. – не имеет представления о гимне России.

11.Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города, страны:

3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе, делятся впечатлениями.

2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации

1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе взрослого.

0б. – не проявляет интереса.

12.Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города:

3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты.

2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты.

1б. – эмоциональная реакция выражена слабо.

0б. – эмоциональная реакция отсутствует.

13.Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения:

3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.

2б. – бережно относится к окружающему.

1б.- необходимо напоминание взрослого.

0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки, пачкает оборудование и т.п.)

14. Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице:

3б. – самостоятельно соблюдает правила.

2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого

1б.- не всегда и не все правила соблюдает.

0б. – не соблюдает правила.

Оценка результатов диагностики:

42 б. – 34 б. представления сформированы

33 б. - 15 б. частично сформированы

14 б. и менее не сформированы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по экологической работе

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимод...

Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников

Продуктивным формам взаимодействия с детьми в сети Интернет родителей надо учить. Эта деятельность педагога должна стать одной из основных, поскольку, обучая родителей, мы получаем заинтересованных в ...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

       Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детя...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи есть свои традиц...

«Электронный образовательный маршрут-эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой...

Презентация " Образовательный маршрут - эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

В перезентации отражается опыт работы по составлению электронных образовательных маршрутов в работе с родителями....