Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по экологической работе
статья на тему

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. [1] Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью и совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологически грамотного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по экологической работе

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. [1] Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью и совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологически грамотного человека.

Экологическое образование дошкольников -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. Чтобы привлечь родителей, лучше узнать и познакомить с ней детей с природой Алексеевского Нижнехоперского парка, мы предложили совместный проект «Маршрут выходного дня». Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров. [3]

«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех
возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.

Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к природе через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.

Цель может быть реализована через решение следующих задач:

- обобщать и систематизировать знания о родном крае,

- знакомить детей с географическим расположением озер, лесов.

- расширять представление о природном парке «Нижнехоперский».

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;

        

Алгоритм разработки маршрутов:

  1. Родительское собрание. Рассказ родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ для ознакомления детей с  Нижнехоперским природным парком. Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
  2. Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
  3. Прогулка по маршруту. Результат: Фотовыставка, доклад, рисунки, презентации, стенгазеты.
  4. Вернисаж рисунков «Мой выходной день».

При реализации проекта «Маршрут выходного дня» ожидаются следующие результаты: -Мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с детским садом

- Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи.

-Повышение активности родителей в формирование здорового образа жизни детей.

- Расширить детский кругозор о природе родного края.

На территории Алексеевского муниципального района расположены особо охраняемые природные территории, которые входят в состав природного парка «Нижнехоперский». Нами разработаны такие маршруты:

- Озеро «Строкальное»;

- Урочище «Остров»;

- Урочище «Сосновый бор»;

- Озеро «Култук»;

- Памятник природы «Бабинские озера»;

- Озеро «Ларинское»;

- Озеро «Ольховский Ерек»

Памятники природы : родник «Серебрянный», «Аржановские родники».

«Маршруты выходного дня».

Озеро «Строкальное»

Озеро расположено в 2,5-3 км северо-западнее х.Ольховского в 0,8км от реки Бузулук. К озеру примыкают с запада кварталы 8, 11, 15, 22 Павловского лесничества Алексеевского лесхоза.

Из редких растений здесь можно встретить валериану лекарственную, кувшинку чисто-белую, рябчик шахматовидный (или малый).

Согласно сохранившейся легенды, озеро является  местом захоронения клада предводителя восстания Болотникова и местом обитания ценных видов рыб и животных (лещ, рыбец, бобер, русская выхухоль). В окрестностях озера встречаются такие птицы, как белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока, филин. Серый гусь, поручейник, дупель, большой веретенник, копчик, перепел и другие.

Млекопитающие: лось, олень благородный, косуля, кабан, барсук, енотовидная собака, волк, хорь черный, ласка, выдра, ондатра, выхухоль и др.

«Урочище «Остров»

Площадь урочища 238 га включает кварталы 7, 8, 10, 11 Павловского лесничества Алексеевского лесхоза.

Это ценный пойменный лесной массив. Основная часть территории занята древостоем дуба черешчатого. Остальные древесные породы (осина, ольха, клен, тальник и др.) занимают менее 10 части территории. Древостой хорошего состояния и имеет хорошее естественное возобновление. Возраст древостоя от 20 до 70 лет, бонитет 2-3, запас 70-150 мз на 1 га.

Кроме того, урочище «Остров»- место обитания таких животных, как лоси, кабаны, косули, бобры, ондатры, выхухоли и др.; птиц: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока и др.

В период паводковых вод участок отрезается по протокам водой и представляет собой зеленый остров.

Урочище «Сосновый бор» и прибрежная зона реки Бузулук

Общая площадь 25га. Этот охраняемый ландшафт  включает в себя территорию лагеря «Сосенка» и выделы  10, 24, 21, 27, 19, 20, 32  квартала 95 Алексеевского лесничества Алексеевского лесхоза, Географические координаты  по территории лагеря «Сосенка»

Территория представлена надпойменной песчаной террасой левобережья реки Бузулук и имеет рекреационное значение. Она включает живописные ландшафты. Здесь преобладают древостои, представленные сосной обыкновенной 10- 75 летнего возраста ( 1-2 бонитета, полнота 0.4-0.7, запас от 60 до 180 мз/га.) и  пойменные лиственные леса, в составе которых тополь черный, ива и шелюга.

В травостое доминирует ковыль перистый, овсяница Беккера, житняк Лавриненко, тонконог сизый, а также псамофильное разнообразие: лук шароголовый, осока колхидская, тысячелистник мелкоцветковый,полынь равнинная, василек песчаный, цмин песчаный, наголоватка многостебельная, козелец мечелистный, крестовник днепровский, козлобородник русский и другие.

Из редких и нуждающихся в охране  видов растений  можно отметить: Плаунок заливаемый, плаунок булавовидный, щитовник шартрский, кочедыжник женский, горечавка легочная, заразиха песчаная, прострел луговой, молодило русское, рябчик русский, лук савранский, ковыль перистый, пальчатокоренник мясокрасный, пальчатокоренник Фукса, ятрышник болотный.

Большое биологическое разнообразие: около 20 видов животных.

Птицы: перепел, серая куропатка, огарь, пеганка, чирок, кряква, чибис и др.

Млекопитающие: лось, олень, кабан, косуля, енотовидная собака, хорь черный, выдра ондатра, выхухоль и др.

Земноводные: жаба, чесночница обыкновенная.

Пресмыкающиеся: черепаха болотная, ящерица прыткая, ящерица быстрая, гадюка и др.

Озеро «Култук»

Озеро Култук расположено на левом  берегу реки Хопер, в 2 км южнее х.Красинский. К озеру с юго-запада примыкают леса ГЛФ, 73 и 74 квартал Усть-Бузулукого лесничества Алексеевского  лесхоза. Сейчас эта территория  «природная достопримечательность» местного значения. Площадь 9,2 га. Озеро находится на левом берегу реки Хопер в 1,2 км от реки и в 2-х километрах на юг от х. Красинский.  К озеру с юго-запада примыкают леса кварталов 73 и 74 Усть-Бузулукского лесничества Алексеевского лесхоза.

Это живописное озеро, место обитания и воспроизводства птиц и рыбы. В период паводка соединяется с рекой Хопер и является местом нерестилища рыбы. Озеро используется населением в рекреационных целях.

Озеро «Бабинское»

Этот   памятник природы  объединяет 2 озера: Малое Бабинское и Больше  Бабинское, которые с северо-восточной стороны примыкают к хутору Большой Бабинский. Площадь 226 га. Озеро Больше Бабинское интересно тем, что на водной его поверхности находятся плавающие острова. Острова представляют сплетения древесно-кустарниковой и травянистой растительности. В ветреную погоду острова перемещаются по поверхности озера от одного берега к другому. В озерах взяты под охрану обитающие там ондатра, выхухоль, бобры. Озеро используется населением в рекреационных целях – проводится любительский лов рыбы.

Редкие и нуждающиеся в охране виды растений: валериана лекарственная, рябчик шахматовидный.

Редкие и нуждающиеся в охране виды животных:

Насекомые: жук-олень, кипучий краснотел, гладкая бронзовка, дозорник-император, пятнистая сколия и др.

Птицы: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлик-белохвост, кулик-сорока, филин, серый гусь, дупель и др.

Млекопитающие: русская выхухоль.

Озеро «Ларинское»

Озеро Ларинское расположено  на юго-западной окраине  хутора Ларинский. В настоящее время это озеро охраняемая природная достопримечательность местного значения. Его площадь 43,6 га. Это озеро – место воспроизводства рыб и водоплавающих птиц. Зеркало озера окаймлено слабо пологими песчаными барханами. Цель организации особо охраняемой природной территории – сохранение и восстановление экологической системы озер. 

Живописное озеро. Место отдыха населения.

Редкие и нуждающиеся в охране виды животных:

Насекомые: жук-олень, дозорник-император, пчела-плотник, серый рафидоидес, петрый аскалаф, медведица-гери и др.

Птицы: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока, филин, серый гусь, дупель, перепел.

Млекопитающие: русская выхухоль.

Озеро «Ольховский Ерек»

 Озеро расположено в 3-х км на юго-запад от х. Яминский. Площадь 11,2га.  Очень живописное глубоководное (до 16м глубина) озеро, благоприятное для отдыха населения и любительской рыбалки. Изобилует зимовальными ямами для рыбы, родниками, которые пополняют реку Хопер. Является местом нерестилища рыбы. Особенно примечательны 2 родника.  Один выходит на северо-западной части озера (местное название «Кочки»), где произрастают заросли осоки. Родник выходит на поверхность в 1,5-2 метрах от озера и впадает в него ручьем шириной 20-30 см. Родник обустроен. Сделан каркас родника и навес. Вода используется отдыхающими и населением на  питьевые нужды.

Второй родник  расположен на западном берегу озера ниже (южнее) первого родника на расстоянии 150-200 метров и аналогичен первому. Сток воды в озеро, но родник не обустроен. Во время весеннего разлива Хопра озеро соединяется с рекой и происходит обмен рыбными запасами.

Озеро – место воспроизводства рыб и водоплавающих птиц. Цель организации особо охраняемой природной территории – сохранение и восстановление экологической системы озер.

Перечень основных редких и нуждающихся в охране видов растений: валериана лекарственная, горечавка легочная , кувшинка чисто-белая, рябчик шахматовидный и др. Редкие и нуждающиеся в охране виды животных : 

Насекомые: жук-олень, пахучий красотел,  дозорщик-император,  пестрый аскалаф, пятнистая сколия и др.

Позвоночные животные: желтобрюхий полоз.

Птицы: белоглазый нырок, балобан, степной лунь, орлан-белохвост, кулик-сорока, филин, серый гусь, дупель, перепел и др.

Млекопитающие: русская выхухоль.

 

«Родник «Серебряный»

Родник расположен на северо-западе  озера Серебряное на расстоянии около 4 метров от кромки воды. Озеро покрыто  зарослями кувшинки белой, кубышки и находится  в окружении  пойменного  леса. Родник и озеро расположены  против хутора Титовский по левому берегу реки Хопер. Родник обустроен - обложен  камнем. Считается  источником с водой хорошего питьевого качества. Вода холодная, чистая. Предполагается большое содержание серебра. Родник пользуется большой известностью у населения.

 

«Аржановские родники»

Это охраняемая природная достопримечательность общей площадью 0,75га.

Родник «Капошный» расположен в овраге Капошный под кроной лиственного леса.  Расстояние от ст. Аржановской 8-9 км. Абсолютная высота на опушке леса 175м., и в овраге у родника – 165м.

Древостой представлен дубом, кленом остролистным, ясенем и кустами бересклета бородавчатого. В травяном покрове господствует ландыш.

Родник «Явленный» находится на склоне балки  близ бывшего х. Водянов, на расстоянии 4-5 км от ст. Зотовской. В воде родника отмечается большое содержание серебра. По преданию, у родника наблюдали явление иконы.

Родник «Аржановский» находится в 300-х метрах восточнее  ст. Аржановской на плато меловой горы. Родник оформлен в виде колодца. Все родники обладают водой хорошего питьевого качества и используются населением. Самоизливающиеся водные источники – родники.

  • Автор-составитель М.С. Горбатова «Оздоровительная работа в ДОУ», Издательство «Учитель» г. Волгоград.
  • Автор-составитель: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений», Издательство «Аркти» Москва 2003.
  • О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Мацер «Работа с родителями в детском саду», Творческий центр «Сфера» Москва 2005.
  • А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», Творческий центр «Сфера» Москва 2004.
  • Н.В. Елжова «Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении», Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2009.
  • М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим», Творческий центр «Сфера» Москва 2004.
  • Н. И. Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста», Издательство «Аркти» Москва 2002.
  • В. А. Доскин, Л. Г. Голубева «Растём здоровыми», Издательство «Просвещение» Москва 2002.
  • М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях», Издательство «Аркти» Москва 2002.
  • Л. Е. Осипова «Работа детского сада с семьёй», Издательство «Скрипторий 2003» 2008.
  • О. Л. Зверева, Т.В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» , Творческий центр «Сфера» Москва 2005.
  • HTTP://CONTEST.MIROZNAI.RU/?P=5&MID=2341&ITEM=RABOTA

Литература:

  1. Абдуллина, Л.Э. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «Мир открытий» (от рождения до 7 лет) / Л.Э.Абдуллина.: Академия, 2011 г. – 65 с.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: Элизе Трейдинг, 2004 г. – 246 с.
  3. Бучилова,И.А. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях // Современные научные исследования. Концепт, 2013 г.
  4. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д.Маханева // Управление дошкольным учреждением, 2005 г. – 55-67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)

Районное методическое объединение старших воспитателей.  Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы).

Я решила пойти нестандартным путем, вести работу с родителями через проектную деятельность. Поэтому начиная с первой младшей группы я начала работу по проекту « Мы в театр поиграем, много ...

Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников

Продуктивным формам взаимодействия с детьми в сети Интернет родителей надо учить. Эта деятельность педагога должна стать одной из основных, поскольку, обучая родителей, мы получаем заинтересованных в ...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

       Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детя...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи есть свои традиц...

"Маршрут выходного дня" как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем

Маршрут выходного дня - это совместная деятельность воспитателей, дошкольников и их родителей.В данной работе я рассказываю о том, как проходят наши выходные....

"Маршрут выходного дня" как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем

Данная методическая разработка посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.«Маршрут выходного дня» - одна из эффективных и доступных форм в...