проект по самообразованию
проект (средняя группа)

Грекова Елена Валерьевна

STEM - технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_stem_dlya_iriny_vladimirovny1.docx566.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91

e-mail: bschool3@mail.ru

 

 

ПРОЕКТ

«Развитие математических способностей дошкольников в рамках формирование STEM компетенции»

Составил:

Воспитатель

Грекова Елена Валерьевна

         Содержание проекта

Аннотация…………………………………………………………….

3

Тип проекта………………………………………………………

4

Вид проекта………………………………………………………

4

Участники проекта………………………………………………….

4

Актуальность……………………………………………………..

4

Цель……………………………………………………………………

5

Задачи…………………………………………………………………

5

Формы работы с детьми……………………………………………

6

Основные методы……………………………………………………

6

Принципы…………………………………………………………….

6

Ожидаемый результат……………………………………………..

7

Содержание опыта…………………………………………………

10

Дальнейшее развитие проекта……………………………………..

11

Литература…………………………………………………………

16

Приложение…………………………………………………………

18

Аннотация

Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

 На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

 Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Тема проекта

«Развитие математических способностей дошкольников в рамках формирование STEM компетенции»

Тип проекта: образовательный

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

Групповой

Долгосрочный

Участники проекта

Дети среднего дошкольного возраста

        Актуальность

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.

Внедрение STEАM - технологии в ОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.

Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Цель: развитие математических способностей дошкольников в рамках формирования STEM -  компетенции.

Задачи

1. Изучить образовательные модули STEАM-технологии:

  • - Учебно-инженерный комплекс. LEGO- конструирование.
  • - «Математическое развитие»,

2. Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.

  • обучение детей комплексному решению задач математического развития с учѐтом возрастных и  индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, количество и счѐт;
  • воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • развитие способностей детей к конструированию и моделированию.

3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.

5. Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.

Формы, методы, приемы

  • Диагностика
  • Занятия
  • Индивидуальная работа
  • Анкетирование
  • Родительские собрания
  • Беседы с родителями, консультации
  • Выставки
  • Наглядный, словесный, практический (показ, образец, объяснение, указание).
  • Использование  карт схем ( понимать, использовать для выполнения детали)
  • Использование поэтапного показа выполнения детали.
  • Игровой.

Принципы

  • Принцип доступности.
  • Принцип системности знаний.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений.
  • Принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков.

Ожидаемый результат

1. Изучены образовательные модули STEАM - технологии:

  • - Учебно-инженерный комплекс. LEGO- конструирование.
  • - «Математическое развитие»,

2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая среда, которая способствовала:

  • развитию любознательности и познавательной активности;
  • необходимости самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм еѐ решения, умение критически оценивать результаты;

3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.

4. Увеличено непосредственное участие родителей и детей в организации совместных мероприятий.

5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEАM - технологии в дошкольном образовании.

Основная проблема:

Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Новизна:

Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно – образовательный процесс ОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

Что такое STEАM?

S – science (естественные науки),

T– technology (технология),

E – engineering (инженерное искусство),

A – art (творчество),

M – mathematics (математика).

Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического мышления, такие как:

  • Учебно-инженерный комплекс. LEGO- конструирование,
  • «Математическое развитие»,
  • «Дидактическую систему Ф. Фребеля»,
  • «Экспериментирование с живой и неживой природой»,
  • Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,
  • «Мультстудия «Мир глазами детей» – входят в основу STEAM-образования.

Учитывая возрастную группу, дети 4-5 лет, средняя и то, что программа изучается и внедряется первый год, для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:

Модуль «LEGO - конструирование» (позволяет в игровой форме познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО).

Через образовательный модуль «LEGO - конструирование»:

-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.

Через образовательный модуль «Математическое развитие» реализуется:

-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской деятельности.

STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

-Игре

-Конструировании

-Познавательно-исследовательской деятельности

-Проектной деятельности

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

Результативность

В сентябре 2021 года среди воспитанников группы была проведена диагностика по определению уровня сформированности элементарных математических представлений. При этом использовались диагностика по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса (раздел «Формирование элементарных математических представлений) и диагностика сформированности математических представлений детей среднего дошкольного возраста Белошистой А. В. (Приложение № 1).

В результате проведенной работы было определено, что только 7 % воспитанников обладали высоким уровнем сформированности элементарных математических представлений, средним уровнем – 69% детей, принявших участие в диагностике, остальные, 24% выпускников дошкольной образовательной организации обладали низким уровнем сформированности элементарных математических представлений.

  Анализ проведенной диагностики, свидетельствовал о необходимости активизации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Итоговая диагностика уровня сформированности математических представлений с использованием методики Белошистой А. В.  выявила, что высокий уровень развития имеют 12 % детей, средний 69%, низкий уровень 19%.

За период работы на 48% возросло количество ООД, режимных моментов, развлечений с использованиемSТЕАМ-технологии для повышения уровня сформированности элементарных математических представлений.  

Еще одним доказательством успешности работы является рост заинтересованности родителей в использовании SТЕАМ-технологии для повышения уровня сформированности элементарных математических представлений.  

Так в сентябре 2021 года на вопрос о том, нужно ли использовать SТЕАМ-технологии для повышения уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольниковтолько 5% родителей дали положительный ответ. Остальные 95% родителей не могли дать определенного ответа. В мае 2022 года 62% родителей на этот вопрос ответили положительно.

Первый год обучения.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный (сентябрь, октябрь 2021 г.)

2 этап - практический, основной (ноябрь 2021 – апрель 2022 г.)

3 этап - итоговый (май 2022г.)

План реализации:

Этап

Содержание этапа

Направление работы

I этап

Подготовительный

сентябрь 2021 года

Изучение литературы по данной теме.

Создание педагогически целесообразной развивающей среды.

Разработка программы работы на 2021 - 2022 гг.

октябрь 2021 года

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике.

Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Обогащение предметно - развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии.

Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии.

II этап

Практический, основной: ноябрь-апрель 2021-2022 гг.

ноябрь

1 неделя

Тема: Знакомство с Lego конструктором.

Цель: Познакомить с Lego конструктором. Закреплять знания цвета и формы деталей. Техника безопасности.

Пр.содер: Рассказать детям о Lego конструкторе, его видах. Обсудить какого цвета и формы детали Lego конструктора. Познакомить детей с техникой безопасности при работе с Lego конструктором.

2 неделя

Тема: Мы в лесу построим дом.

Цель: Развивать творческое воображение.

Пр.содер: Учить строить из Lego конструктора (из кубика, кирпичика, пластины, трехгранной призмы) дом для медведя, лисы, зайца, используя стены, крышу. 

3 неделя

Тема: Разные домики.

Цель: Закреплять умение строить разные домики для выбранных персонажей, с разным количеством этажей, разными крышами.

Пр.содер: Дети выбирают персонаж и строят для него дом, с определенным количеством этажей. Самостоятельно выбирают цвет для своей постройки.

4 неделя

Тема: Печка.

Цель: Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию.

Пр.содер: Построить печку из Lego конструктора (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы).

декабрь 

1 неделя

Тема: Волшебные рыбки. Мостик через речку.

Цель: Учить строить рыб из конструктора.

Пр.содер: Рассказать о рыбках, строении тела. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Обыграть игрушками, соединить с готовыми домами из Lego конструктора.

2 неделя

Тема: Построим загон для коров.

Цель: Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. 

Пр.содер: Дети строят низкий загон для коров. Обыгрывают постройку дополнительными элементами.

3 неделя

Тема: Домик фермера.

Цель: Формировать обобщенные представления о домах. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент».

Пр.содер: Научить детей сооружать постройки с перекрытиями, научить делать их прочными. Использовать в работе отверстия для окон и двери.

4неделя

Тема: Конструирование по замыслу.

Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Пр.содер: Обсудить с детьми содержание постройки, соединить все постройки в одну, сделав деревню или город.

январь

1 неделя

Тема: Найди предмет.

Цель: Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Пр.содер: Разложить карточки с геометрическими фигурами на картинки с похожими формами. Найти в группе предметы, похожие на геометрические фигуры.

2 неделя

Тема: Веселые цифры.

Цель: Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете.

Пр.содер: Цифры конструируются из лего-конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д).

3 неделя

Тема: Счетная лесенка.

 Цель: Формируется представления о количестве (больше-меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз), цветовосприятие.

Пр.содер: Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.

4 неделя

Тема: Цветные коврики.

Цель: Продолжать учить соотносить изображение на карточке с постройкой; развивать внимание, наблюдательность.

Пр.содер: Дети по образцу на фото выкладывают модель из конструктора.

февраль

1 неделя

Тема: Детская площадка. Горка для ребят.

Цель: Показать детскую площадку. Развивать память и наблюдательность.

Пр.содер: Построить песочницу, лесенки. Продолжать знакомить с детской площадкой. Добавить конструирование горки. Обыграть постройку.

2 неделя

Тема: Конструирование по замыслу.

Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Пр.содер: Обсудить с детьми содержание постройки, соединить все постройки в одну, сделав деревню или город.

3 неделя

Тема: Животные в зоопарке.

Цель: Рассказать о зоопарке.

Пр.содер: Закрепить умение детей строить утку, слона и т. д., на выбор детей, используя картинки.

4 неделя

Тема: Конструирование современного городского многоэтажного дома.

Цель: Постройка современных многоэтажных домов. Выполнение коллективной работы «Мой город»

Пр.содер: Дети обсуждают какие здания будут в городе. Коллективно располагают здания, с учетом личных пожеланий. Дополняют постройки макетами деревьев, машин и т.д.

март

1 неделя

Тема: Собираем и считаем.

Цель: Закреплять счет и состав числа в пределах 5, развивать внимание и мышление.

Пр.содер: Дети строят пирамиду из такого количества кубиков, которое указанно на карточке (от 1 до 5).

2 неделя

Тема: Сосчитай.

Цель: Закрепить умение определять количество предметов и соотносить количество с цифрой.

Пр. содер: Дети считают какое количество кубиков в пирамиде и соотносят его с цифрой (от 1 до 5)

3 неделя

Тема: Сложи узор.

Цель: Развивать способность детей к анализу и синтезу. Используем вариацию заданий в игре – срисовывание узоров с кубиков.

Пр.содер:  Детям предлагается изобразить на листе бумаги постройку, которую им построил педагог.

4 неделя

Тема: Придумай узор.

Цель: Развивать умение конструировать по собственному замыслу.

Пр.содер: Детям предлагается придумать узор и построить его.

апрель

1 неделя

Тема: Творим, строим, измеряем.

Цель: Учить детей сравнивать величину предметов с помощью «мерки». Развивать конструктивные навыки. Учить детей измерять постройку путём увеличения количества деталей.

Пр. содер: Перед детьми лежат плата и конструктор, педагог предлагает детям на плато выложить дом. Дошкольники выполняют работу по словесной инструкции воспитателя. После того как дети закончили, педагог читает стихотворение. После дети с помощью кирпичиков измеряют дом и отвечают на вопросы педагога.

2 неделя

Тема занятия: Юные волшебники.

Цель: Закрепление знания детей о геометрических фигурах.

Пр.содер: Педагог предлагает детям на плате с помощью лего-кубиков и лего-кирпичиков, выложить: треугольник, прямоугольник, трапецию и квадрат. После того как дети справились с заданием, педагог предлагает подумать, с чем можно соотнести эти геометрические фигуры. Дети отвечают: квадрат – часы, треугольник – крыша, прямоугольник – паровоз и т.д.

3 неделя

Работа с родителями:

Консультация для родителей «STEAM образование в ОУ»

Памятка для родителей «STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка»

Пр.содер: Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM- технологии.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном

учреждении.

4 неделя

 Работа с педагогами:

Консультации для педагогов

«Использование STEАM-образования в ОУ»

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в формате ФГОС».

Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.

Показ ООД по теме «Технологии нового поколения»

Пр.содер: Информационное сопровождение педагогов по данной теме. Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации образовательных модулей. Внедрение элементов STEАM-технологии в работу с дошкольниками.

Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей. Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности,

взаимопомощи.

III этап

Аналитический:

май 2022 г.

Подвести итоги работы попроекту в виде:

- диагностика детей, анкетирование родителей «Применение STEАM-технологии в воспитании ребенка в ОУ и семье».

- родительского собрания «STEAM – технология как развитие интеллектуальных

способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников».

 -презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ОУ.

Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы.

Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию

образовательной деятельности.

Литература

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.

2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с

3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.

6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1

7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.

8. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.

9. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно – методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство

«Детство – ПРЕСС», 2017.

11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.: Просвещение, 1990.

12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.

13. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 c

15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго, 1996.

16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / - М.; Просвещение 1987г.

17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

18. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,

1986.

20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Диагностика по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса(раздел «Формирование элементарных математических представлений)

Средний возраст

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

 

Критерии оценки

I. Уровень знаний о количестве,

умение считать в пределах 5.

 

1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

- Что ты видишь на столе?

- Сколько кубиков на столе всего?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Посчитай кубики по порядку.

- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д)

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

- Что можно о них сказать?                                               

2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».                                                                  Материал: у ребенка карточка с разделена горизонтальной полосой, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?»

Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос

 

 

 

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Сколько бабочек в верхнем ряду? Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).

«Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество

II. Уровень знаний об эталонах величины.

 

1.Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».                                                                   Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

  • Покажи длинную дорожку (короткую).
  • Что можно сказать о ширине дорожек?
  • Покажи широкую дорожку (узкую).
  • Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

 

1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

2 балла - ребенок сравни вает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

III. Уровень знаний о геометрических фигурах.

 

1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».                                                                     Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.                    2.Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).

Содержание диагностического задания: Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

1 балл - ребенок различает и правильно называет толь ко кругу. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

IV. Ориентировка в пространстве.

 

1.Дидактическая игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция. Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа.

2. Дидактическая игра «Назови, что видишь».

Содержание диагностического задания: По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.

3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

 

V. Ориентировка во времени.

 

Игровое упражнение «Когда это бывает?».

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

Содержание диагностического задания:

Инструкция. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.

 

1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

Высокий уровень - 13-15 б

Средний уровень - 8-12 б

Низкий уровень - 5-7 б

Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.

    Диагностический тест.

Первоначальные математические представления (методика Белошистой А.В.)

 

Цель: определить представления детей о соотношениях больше на; меньше на; о количественном и порядковом счёте, о форме простейших геометрических фигур.

 Материал: 7 любых предметов или их изображений на магнитной доске. Предметы могут быть как одинаковые, так и разные. Задание может быть предложено подгруппе детей. (слайд «Юла»)

диагностическое задание

Способ выполнения: ребёнку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей, которые предлагаются последовательно.

Задания:

А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.

Б. Нарисуй квадратов на 1 больше, чем кругов.

В. Нарисуй треугольников на 2 меньше, чем кругов.

Г. Обведи линией 6 квадратов.

Д. Закрась 5-ый круг.

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – допущено 3-4 ошибки

4 уровень – допущено 5 ошибок.

            Во время проведения диагностик наглядный материал можно предоставить детям в мультимедийном варианте или на магнитной доске, если инструкция проведения не требует практических действий с ним. Материал должен быть красочным, соответствовать возрасту, эстетично оформленным, по количеству детей.

Предложенные методики №№ 1 – 2 проводятся в сентябре, как один из этапов начального мониторинга. Методики №№ 3-4 – в мае, для определения результата математического развития детей.

Только после проведения нескольких диагностик оформляется вывод о сформированности знаний, умений и навыков ребёнка, результат которых заносится в таблицу.

              Приложение № 2 –

Конспект прогулки в средней группе

 

Прогулка в средней  группе

 

Цель: формировать  навыки  визуального анализа детей,развивать логическое мышление, любознательность.

Задачи:

- формировать  представления  о  различных  свойствах  предметов  по  величине:  широкий – узкий, толстый – тонкий;

- формировать  умение  сравнивать  предметы  по  ширине и толщине,  выделяя признаки  сходства  и  различия,  объединять  предметы  по  этому  признаку;

- продолжать  учить  соотносить  количество  предметов  с  цифрой;

- продолжать формирование умения различать и называть деревья;

-формировать знания о строении дерева;

- воспитывать  умение  сотрудничать,  соблюдать  правила  игры  в  группе,  в  коллективе.

- воспитывать бережное отношение к дереву, как живому объекту.

-воспитывать любовь к природе.

 

Наблюдение за деревьями на участке: 

Обратите внимание, какое разнообразие деревьев на участке детского сада и вокруг.

Воспитатель:  Кто может сказать, какие деревья растут на участке?

Дети: На нашем участке растут березы, клён, каштаны, липа, сосны.

Воспитатель: А по каким признакам вы смогли определить название деревьев?

Дети: У всех деревьев разная форма листа и  цвет коры.

Воспитатель обращает внимание на условия, в которых находятся некоторые экземпляры (тень, наличие забора, мешающие росту растений) Сравнить с деревьями, которые растут на солнечной стороне. Выявить различия в кроне,  коре деревьев,  расположение веток.)

Воспитатель: Вы назвали деревья, какое дерево, по Вашему мнению «лишнее»?

-Почему? (рассуждения детей)

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

О каком дереве говорится в загадке?

Какой высоты береза?

Где ствол у березы широкий, а где — узкий?

Ветки у березы толстые или тонкие?

А листья можно достать?

Какого цвета ствол березы?

Какой ствол у березы?

Как можно сказать про березку?

Какого цвета листья у березы?

Художественное слово: У красы берёзки платье серебрится,

                           У красы берёзки зелены косицы.

                                Со двора к березке выскочили козы,

                           Стали грызть берёзку, а берёзка в слезы.

-Сколько раз в данном четверостишии мы слышим слово «берёзка»?

Д/и “Узнай дерево по описанию”

Цель: закрепить полученные знания.

Ход: загадываю детям загадки:

Стоит в белой одежке, свесив сережки.

Стройная, прекрасная, на ней ягоды красные.

Листочек как ладошка, а семена вертолетиками летают.

- Молодцы, ребята! Деревья нужно беречь, ведь они так красивы, очищают наш воздух от загрязнений, выделяют кислород. Да и просто радуют нас!

Игра «К названному дереву беги»

Дидактическая задача

Найти дерево по названию

Игровое действие

Бег к названному дереву.  (Соревнование «Кто быстрее найдёт дерево»)

Правило: Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!»

Ход игры:  Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки,  например: «Раз, два, три – к берёзе беги!»

Беседа

Воспитатель: Какую пользу приносят деревья людям?

Дети: Деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали.

Воспитатель: Да, действительно, деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали,   следовательно, жили и за это их надо любить и благодарить.

Деревья необходимы не только человеку. Как вы думаете, кому ещё нужны деревья?

Дети: Деревья нужны птицам.

Воспитатель:  Дерево – это своеобразный дом, в котором живут разные жильцы. Как вы думаете, кто может жить на берёзе? 

Дети: На берёзе могут жить птицы и насекомые.

(Дети берут лупы и ищут различных насекомых на стволе берёзы, в трещинах)

Воспитатель:  Для жителей, дерево не только жилище, но и столовая.

Как вы думаете, почему?

Дети: Птицы кушают различных насекомых.

Воспитатель: Да, вы правы, птицы питаются насекомыми, а ещё  они находят семена и плоды  деревьев. А насекомые - растительную пищу и личинок других насекомых.

Трудовая деятельность

 Сбор камней на участке.

После того, как собрали камни предложить детям выложить дерево из камней.

-Сколько камней Вам понадобилось?

-Какой формы камни Вы использовали?

Игровая деятельность

Подвижные игры

Игра «Попади в круг»

Цель: закреплять умение попадать в вертикальную цель, развивать глазомер; воспитывать выдержку.

Оборудование:  2 небольших мячика.

Ход: предлагаю детям разделиться на две команды с помощью считалочки и построиться в 2 колонны. На расстоянии 1, 5 м. от детей впереди находятся кольца турника. Задача каждого из них попробовать попасть мячиком в кольцо (предварительно мой показ с объяснением) Продолжительность игры измеряется интересом к ней детей.

Игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей смелость, быстроту реакции; воспитывать умение подчиняться правилам игры.

Ход: дети считалкой делятся на «мышей» и «мышеловку». Задача детей по сигналу не попасться в нее. Слова:

Ах как мыши надоели-

Все погрызли, все поели,

Погодите же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки –

Переловим всех сейчас!

Дети ходят, взявшись за руки по кругу (руки подняты вверх, мыши забегают в круг и выбегают из него. На слова "Переловим всех сейчас! ", дети стоящие в кругу приседают ("мышеловка" захлопнулась) .Задача "мышей" не попасться в "мышеловку".

Самостоятельная игровая деятельность

Цель: повысить двигательную активность, дать выход накопившейся энергии.

Содержание: Игры с песком, сюжетно-ролевые игры по интересам детей, игры с выносным спортивным оборудованием (кольцеброс, мячи, скакалки, бадминтон).

Экспериментальная деятельность. Дополнить представления детей свойствах песка: сухой-рассыпается, мокрый -липнет, принимает форму емкости.

Индивидуальная работа с детьми

2-3 детям предложить поупражняться в подбрасывании и ловле мяча.

После прогулки в группе предлагаю детям нарисовать увиденные на прогулке деревья:

- Эти рисунки украсят нашу выставку «Некрасивых деревьев не бывает», которую мы организуем совсем скоро.

 

 Приложение №3

 

 

Комплекс игр с LEGO-конструктором

ИГРА «Волшебный ЛЕГО-квадрат»: 

Из деталей Лего конструируется квадрат. Ребенок располагает лего-фигурки по инструкции в нужном секторе лего-квадрата (верхний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.). Эта игра развивает ориентировку на плоскости.

Математическая игра «Коврик» с использованием лего — эта игра очень полезна для развития пространственного мышления.

Пластина лего разделена с помощью деталей на две области. Взрослый выкладывает узор с одной стороны, а ребенок выкладывает зеркально с другой.

«Разноцветные дорожки»: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине. Кирпичики лего чередуются по цвету, форме.

 Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д).

«Веселые цифры»: Цифры конструируются из лего-конструктора. Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д).

«Счетная лесенка» : Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра. Игра формирует представления о количестве (больше-меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз), цветовосприятие.

ЛЕГО-ПОЕЗД   Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5, в зависимости от умственного развития ребенка). Задачи аналогичные. («Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д)

ЛЕГО-КЛАД - На лего пластину прикрепляются детали разных форм и цветов. Под одной из них спрятан клад (любая маленькая игрушка или фигурка, которая помещается под кубиком лего). Ребенок ищет клад по подсказкам педагога: «Клад не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Клад не под квадратной фигурой» — и мы убираем все квадратики. Так продолжается пока не останется одна единственная фигура.

«РАЗЛОЖИ ПО ЦВЕТУ (ФОРМЕ) — классификация предметов по цвету, форме, величине.

Приложение №4

Консультация для родителей

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Внедрение STEM образования в ОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?

1. Организовать конструктивные занятия.

 Для этого можно использовать роботов-конструкторов и различные робототехнические устройства. Разнообразные задания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.

2. Провести экскурсионные мероприятия.

 Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.

3. Подготовить игровые занятия.

 В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.

Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ОУ. Например, модуль «Дидактическая система» позволит детям познакомиться с геометрическими фигурами и телами, освоить самые распространенные предметы окружающего мира.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ:

• Развивают любознательность.

• Помогают выработать инженерные навыки.

• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

• Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОУ:

• Ребенок стремительно обучается аккуратному обращению с техникой;

• При помощи сенсорных установок в дошкольных образовательных учреждениях и детских садах развиваются таланты детей и их творческие способности, а также повышается усидчивость и снижается гиперактивность ребят.

• Сенсорные игровые комплексы развивают мелкую моторику и повышают уровень чувствительности у детей.

• Современное интерактивное оборудование для детского сада улучшает восприятие новой информации ребенком, стимулирует самообразование и повышает интерес к обучению.

Все производимые развивающие комплексы для детей соответствуют программе ФГОС в ДОУ и в начальной школе (федеральные государственные образовательные стандарты, а также стимулируют развитие ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательных учреждениях.

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания

«LEGO - конструирование»

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-умение группировать предметы;

-умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Образовательный модуль «Робототехника»

-развитие логики и алгоритмического мышления;

-формирование основ программирования;

-развитие способностей к планированию, моделированию;

-обработка информации;

-развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

- умение быстро решать практические задачи;

-овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

-знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

-развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"

    Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человеч...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...

проект по самообразованию ПДД

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...