РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья

Филинкова Наталья Николаевна

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx805.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Волгодонска

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 


 Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.

Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Для качественного взаимодействия необходима открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. «Открытость наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего города.

Работа нашего детского сада направлена на то, чтобы  привлечь родителей стать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнёров.

С этой целью мы выстроили определённую систему взаимодействия с родителями:  

         это, прежде всего, родительские собрания, посвященные различным темам развития и воспитания детей;

         в родительских уголках  каждой возрастной группы имеются рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию, физическому, речевому и психологическому развитию, обучению детей правилам безопасного поведения и многие другие;

         осуществляется индивидуальное консультирование родителей;

         анкетирование;

         музыкальные руководители совместно с родителями проводят открытые мероприятия: "День земли”, "День защитников Отечества”, "Мама, папа, я – спортивная семья”, "Масленица”и др;

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения.

Только совместная работа воспитателей, логопеда, психолога, и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты. Взаимодействие детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двухсторонний: с одной стороны – это "Детский сад – семье” - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказания им помощи; с другой стороны – это "Семья – детскому саду” - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. 

В работе с родителями решаются следующие задачи:

1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для успешной реализации этих задач мы проводим тщательный анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду.

 В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Формы проведения собраний различны. На собраниях родителям раздаются различные памятки и анкеты.

Анкетирование – одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. С одной стороны, оно позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь. С другой стороны, анкетирование помогает родителям оценить свои педагогические возможности. Наибольшую популярность у нас в детском саду завоевали следующие анкеты:

«Готов ли Ваш ребёнок к детскому саду?», «Давайте познакомимся», «Особенности развития ребёнка», «Какой Вы родитель?», «Анкета родительских оценок и притязаний».

«Особенности семейного воспитания», «Изучение социально-эмоциональной сферы личности ребёнка».

 Проанализировав анкетные данные, тем самым, выявив родительские потребности и интересы, а также на основании наблюдений за детьми и диагностик воспитателями и специалистами детского сада разрабатывается план проведения консультаций для родителей.

Особенно важны консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы. Для родителей даются открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия, на которых они могут видеть, как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены "Уголки для родителей”, «Уголки здоровья», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов.

Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, т.к. сами являются участниками педагогического процесса.

Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей, раскрыть перед ними важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

   Список использованной литературы:

1.     Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

2.     Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении

 Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников обр...

Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Заинтересовать родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности...

" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....

«Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении»

Для современной педагогической системы свойственно активное применение эффективных педагогических программ и технологий. Решение педагогических проблем часто осуществляется посредством создания и внед...

Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"

В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе вос...