Познавательный досуг по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Моя малая Родина»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Швецова Анна Александровна

 Расширение и углубление знаний детей по краеведению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_raznovozrastnoy_gruppy.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный досуг по нравственно-патриотическому воспитанию детей (разновозрастной группы (5-7 лет)  «Моя малая Родина»

Цель: расширение и углубление знаний детей по краеведению.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать расширять знания о родном крае.

- Учить рисовать модель «Малая Родина на планете Земля».

- приобретение умений и навыков в работе с картой,

- уточнение и закрепление представлений о символике и основных достопримечательностях Балашовского района  р.п.Пинеровка.

- познакомить с легендой о реке Хопер;

- активизация в речи образных слов и выражений, совершенствование навыков связной речи.

Развивающие:

- развитие умения сравнивать, аргументировать;

- развитие навыков сотрудничества при работе в парах.

Воспитательные:

- формирование любви и интереса к своей малой Родине,

- формирование духовно-нравственного отношения и любовь к месту, где живешь, её природе, обычаям (социализация).

Материалы и оборудование: 

Иллюстрации достопримечательностей поселка Пинеровка и природы родного края.

Раздаточный материал: разрезные картинки символов  России, Саратовской области, Балашовского района.

Предварительная работа:        

Оформление патриотического уголка в группе.

Рассматривание карты России, Саратовской области, Балашовского района.

Оформление альбома -  «Моя малая Родина».

Экскурсии по поселку.

Рисование на тему: «Моя Родина», «Мой поселок Пинеровка», «Здания нашего поселка» (больница, почта, школа, аптека, магазины), «Река наша - Хопер».

Ход занятия.

- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

- Скажите, что такое Родина? (Ответы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту. Эта карта нашей страны. Как она называется?  Дети: Россия.

А это карта Саратовской области. Покажите мне главный город (рядом с которым мы живем) нашей области, найдите Балашов.

Воспитатель: Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов.

Мы гордимся нашей великой страной. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом.

Ребенок читает стихотворение «Малая Родина»  Т.Бокова

Малая Родина-

Островок Земли

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

И березка белая,

А под ней скамья,

Ласковая малая

Родина моя!

Воспитатель: Наша малая Родина – поселок, в котором мы живем. Как он называется? (Пинеровка) Вам нравится наш поселок? Чем он нравится? (ответы детей)

Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.

Воспитатель: На какой планете мы живем? - Земля.

Воспитатель: Возьмите голубой карандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. - Как называется наша страна? - Россия.

Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. - А как называется область, в которой мы живем?  (Ответы)

- Саратовская область.

Возьмите карандаш синего цвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область.

А как называется наш район? (Ответы)

- Балашовский район находится в Саратовской  области.

Возьмите зеленый карандаш и внутри кругов нарисуйте еще меньше круг - это наш район.

А как называется наш поселок? (Ответы)

- Рабочий поселок Пинеровка.

И сейчас  возьмите  карандаш красного цвета и нарисуйте маленький кружок.  Это  наша малая Родина – р.п.Пинеровка. Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле. Часть России малая, наш любимый поселок.

Посмотрите, какой наш поселок. (Дети рассматривают альбом «Мой поселок» с достопримечательностями).

Ребенок читает стихотворение В.Степанов «Наш дом»                     

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется река, которая протекает в нашем поселке? (Ответы детей).

Река Хопер, что в переводе означает «пристанище диких гусей» (Даль).

- С названием реки связаны красивые легенды. Согласно легенде, в этих местах жил старик Хопер. Шёл он как то степью и увидел, как из земли бьют 12 источников ключей, каждый из которых тек в свою сторону, и решил объединить их в один большой поток. Прокопал ручьям новые русла, которые соединились в одной точке. Здесь труженик поставил мельницу и стал молоть зерно (муку), которую раздавал местным жителям. В благодарность реку, именовавшуюся ранее Велицей Вороной, переименовали в Хопер.      А сейчас посмотрите на скульптуру старика, которая стоит у истока реки Хопер. Это старик Хопер, борода его состоит из 12 прядей, олицетворяющих 12 родников, которые дают начало реке. 12 ключей, сливаясь в ручей, крутят колесо водяной мельницы, установленной на берегу. Рядом из бревнышек без единого гвоздя построена кибитка. Внутри нее большой пень, заменяющий стол, вокруг него стулья из пеньков. Теперь вы знаете легенду о нашей реке.    

     Я предлагаю поиграть со мной в игру «Море волнуется», только вместо слова «море», мы будем говорить «Хопер» и фигуры будут не морские, а речные. Согласны?

«Хопер волнуется раз, Хопер волнуется два, Хопер волнуется три  - речная фигура на месте замри…»

       На экране появляются фотографии символов России, Саратовской области и Балашовского района.

Воспитатель: Ребята, посмотрите - это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей). Это герб Саратовской области.

А это герб нашего района. Что изображено на нем? (ответы детей).

Ребята, все символы вы знаете? (Ответы)

Проверим, это конверты с разрезными флагами и гербами.  Давайте разделимся на группы, каждая группа  будет выполнять свое задание.

1 пара - сложить герб России,

2 пара- сложить герб Балашова,

3 пара - сложить герб  Саратова,

4 пара - сложить флаг России,

5 пара - сложить флаг  Балашова

6 пара - сложить флаг  Саратова

    Послушайте стихотворение, которое написал поэт Виктор Курочкин, который много лет живет и работает в городе Балашове.

Огни Балашова

Нам радостью снова

Повеяло вдруг:

Огни Балашова

Сияют вокруг.

В любое ненастье

Пылают кругом.

Огни те для счастья

Горят над Хопром.

Наш город такого

С рожденья не знал.

 Огни Балашова

 Превыше похвал.

Пусть время проходит

Волной над Хопром.

Пусть радостью входят

Огни в каждый дом.

Тому скажем снова

Спасибо не раз

Огни Балашова

Зажег кто для нас.

Воспитатель: Замечательное  стихотворение, но малая Родина – это не только город в котором вы родились и выросли – это двор в котором вы живете, улица, – на которой стоит ваш дом, ваш детский сад, ваша группа.

Воспитатель:

- Ребята, как называется наш детский сад? (Ответ)

-По какому адресу он находится? (Ответ)

-Как называется наша группа? (Ответ)

-А название улицы и номер своего дома вы помните? (ответы детей).

Воспитатель: Если любишь свой город и гордишься им, надо знать не только стихи о нем и природу, но знать его историю. Сейчас я расскажу вам историю возникновения нашего поселка.

    Рабочий посёлок Пинеровка основан около 200 лет назад. Сначала посёлок назывался Козьмодемьянск. В конце XIX века в поселении появился новый житель по прозвищу Пинер. Вскоре он стал уважаемым человеком в посёлке, и односельчане в память о нём переименовали Козьмодемьянск в Пинеровку. Основной достопримечательностью Пинеровки, является река Хопёр, самое популярное летом место в рабочем поселке. В зимнее время сосновый лес и крутояр, расположенный неподалеку, идеальное место для любителей лыж. Так же лыжники могут посетить детский лагерь «Салют» и «Космос», расположенные на возвышенности. Недалеко от лагерей расположена "Одинокая сосна", которая является еще одной достопримечательностью. На дерево можно повязать ленточку и загадать желание.

Наш поселок находится на берегу Хопра. В нашем краю много родников и источников, один из которых, Лопатинский родник, считается святым. По берегу Хопра обитают бобры, лоси, косули, пятнистые и европейские олени, расселившиеся из Хоперского заповедника. Обитают куница, лесная норка, разные виды промыслово-охотничьей птицы, зайцы, кабаны, лисывыхухоль - исчезающий вид охраняемый заповедником, занесённый в Красную книгу Саратовской области.

Среди жителей Пинеровки популярна рыбная ловля. Здесь можно поймать щукуокуня, подлещика, красноперку, судака, сома, леща, голавля, налима, стерлядь, пескаря, карася.

Есть цапли, орлы, соколы, совы, серые цапли, разнообразные утки, болотные черепахи, ужи, гадюки и другие животные. Бесчисленные стаи журавлей, гусей, уток, бекасов, куличков, дупелей, водятся даже лебеди.  Остались при Хопре сосна, дуб, липа, осина, клен, ольха, ива, вяз, малина, липа, смородина, терновник, крушина, калина, черемуха .

     Я  для вас приготовила загадки про птиц, зверей, насекомых  и растения  нашей области, хотите отгадать? Тогда слушайте:

  1. Стоит Алена, платок зеленый,

тонкий стан, белый сарафан (береза).

  1. Хвост пушистый, мех золотистый,

в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).

3. Верещунья, белобока, а зовут её….(сорока).

4. Много мастеров срубили избу без углов (муравьи).

5. Её всегда в лесу найдёшь  

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж

Зимою в платье летнем (ель).

6. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц )

Молодцы ребята, все загадки разгадали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Я вам буду показывать известные места нашего поселка, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется.

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

Стихотворение «Малая Родина» Т. Бокова

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!

Игра с мячом «Наш поселок какой?»

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш поселок?

Я вам задаю вопрос: наш поселок какой?

– Наш поселок…. (красивый, чистый, зеленый, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, прекрасный, замечательный).

- Вы любите наш поселок (ответы детей)

- За что вы любите его? (Я люблю Пинеровку за то, что в нем есть….(школа, клуб, детские сады, дом, друзья)

Исполняются частушки.

1.Пинеровские девчонки

  В Пинеровке  мы живём

  И для вас свои частушки

  Мы сегодня пропоём…

2.  О красе родного края

 Мы частушки пропоём

 Но без ваших БИС и БРАВО!!!

 Мы со сцены не уйдём…

3. Как на речке, на Хопре

 Поселок  вырос на заре.

 Поселок  рос и расширялся

 Пинеровкой  назывался…

4. В Пинеровке лес, река

В реку смотрят облака

Поле, пашня и луга

Это просто – красота!

5.В Пинеровке ходим в садик

Дружно в группе мы живем

Мы поем, играем, пляшем,

Любим поселок наш родной!

6.Мы пропели вам частушки,

 Их мы пели от души

 Вы же хлопайте в ладошки

 Коль частушки хороши!

         Молодцы у меня для Вас есть сюрприз. Это медальки за ваши знания и любовь к нашей Родине.

Воспитатель: 

На радость нам наш край цветет,

Хороший здесь народ живет

Природу малой Родины беречь мы должны,

И помнить преданья седой старины.

Подводится итог занятия. Вам понравилась наше занятие?

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Какие задания понравилось выполнять? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"

Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Статья по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомимся с малой Родиной"

Опыт работы со старшими дошкольниками. В статье описана проведённая работа с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию....

Познавательный досуг по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя»

Формирование представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа; активизация пропаганды патриотического воспитания через доступные средства....

Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"

Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном  возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием  у детей любви к " малой Родине", ...

Представление опыта работы по теме " Нравственно-патриотическое воспитание детей в режимных моментах"на ГМО "Воспитание любви к малой Родине"

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. В настоящее время Россия переживает один из непр...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...