Методическая разработка на тему: «Природный материал, как средство развития мелкой моторики и сенсорного опыта».
методическая разработка

Романова Людмила Евгеньевна

Методическая разработка на тему: «Природный материал, как средство развития мелкой моторики и сенсорного опыта».

Развитие мелкой моторики рук является показателем физического и психического развития ребенка. Ведь именно мелкие мышцы рук обеспечивают работу мыслей и функцию речи. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. 

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детских садов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:                                                                                                                                                       «Природный материал, как средство развития мелкой моторики и сенсорного опыта».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики рук является показателем физического и психического развития ребенка. Ведь именно мелкие мышцы рук обеспечивают работу мыслей и функцию речи. Развитие речи детей  связано с состоянием мелкой моторики рук. В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями речевого развития, а так же дети неловко пользуются ложками, ручками, карандашами. Не умеют завязывать шнурки, одеваться, собирать мелкие игрушки.

 Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. 

  Игры с природным материалом, таким  как ракушки ,песок, натуральные камни-самоцветы, очень нравятся  детям, увлекают и притягивают к себе снова и снова. Дети с восторгом перебирают, группируют, сортируют разноцветные блестящие камешки, конструируют мозаики из ракушек и строят из них башенки.

Природные самоцветы в гальке -  прекрасный натуральный игровой материал для детей разного возраста. Такие камни обладают естественной природной красотой, различными формами, яркими насыщенными цветами.
Игр с камнями можно придумать очень много. Их можно использовать для изучения цветов, как счётный материал, можно играть в мэмори, выкладывать мозаику и цепочки на развитие логики (продолжи ряд, убери лишний), сортировать по различным свойствам (по цветам, форме, размерам), прятать в домашней песочнице. Разглядывать красоту, цвет и рисунок натуральных камней и изучать их свойства.
Самое эффективное занятие на концентрацию внимания – это раскладывание узоров. В работу включаются оба полушария, ведь здесь задействуется и мелкая моторика и цвет и форма, которую придумывает ребенок, формируется чувство симметрии. Когда ребёнок фантазирует и создаёт, он находится в состоянии вдохновения, погружается в процесс и отвлекается от внешнего мира, увлекается работой и концентрируется на получении результата. Такие несложные креативные занятия не займут много времени. Достаточно 10-15 минут в день.                                                                                 Вместе с натуральными камешками для составления необычных узоров можно использовать, ракушки, шишки, цветы, листочки разной формы и цвета.

Известно, что фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание. Сенсорный опыт детей должен обогащается постоянно. В этом помогают различные дидактические игры. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Дошкольный возраст особо благоприятен для совершенствования органов чувств. Значимость сенсорного развития у детей в этом возрасте сложно переоценить. В игровом процессе ребёнок познает окружающий мир. Ребенок учится узнавать о таких понятиях, как цвет, форма, величина. Именно поэтому необходимо развитие сенсорики, которое способствует гармоничному формированию личности  ребенка.

Игры на развитие восприятия.

а) выкладывание дорожек для пальчиков;

б) игры с сенсорной коробочкой , где самоцветы разного размера и фактуры.

в) игры с тактильным мешочком, в который помещены разные предметы, среди которых нужно найти камни.

г) изучение звуков, которые издает камень при стуке по дереву, металлу, камню и другим поверхностям.

Составление узора.

С помощью такого  занятия ребенок быстро придет в состояние равновесия и покоя. Попросите малыша аккуратно выложить спиральку из камней или другой рисунок. Можно произвольно, можно от большего к меньшему по размеру камешку. Если ребенок знает цвета и может считать до 5, попросите его выкладывать 2 зеленых больших, 2 красных поменьше, 2 синих, розовых и так далее. Каждый раз можно менять задания.

Творчество с природным материалом.

Выкладывание придуманных ребёнком картин, башенок. 

Формирование математических  представлений с натуральными камнями.

а) выкладывание рядов (последовательностей):

• разложить камни по размеру от маленького к большому;

• выложить одинаковое количество камней, но разной длины;

• выложить разное количество камней в ряды одной длины;

Ребенок должен понять, в каком ряду больше, меньше или одинаковое количество камней.

Выложи  дорожку «Зигзаг».

При занятии можно использовать термины «верх, низ, право, лево, по диагонали вверх или вниз, вертикаль или горизонталь» или стороны света. Можно выкладывать в одну линию более крупные камни, в другую линию самые мелкие, потом считать и сравнивать насколько больше или меньше получилось. Можно обозначать вершины одним цветом, стороны выкладывать другими камнями. Можно попросить ребенка дорисовать геометрические фигуры, назвать их и узнать на какие предметы из комнаты они похожи.

Игры с камнями-самоцветами могут быть самыми разнообразными. Все они гармонизируют и успокаивают ребенка, увлекают и развивают.                               Например:

Покажи самый красивый камень.

Предложить выбрать камешек, который больше всего понравился.

Найди  по описанию.

Предложить отыскать камень по образцу или по описанию.

Найди отличия

Здесь можно придумать различные варианты с природным материалом. Например, на двух листах бумаги  можно составить композицию, и затем ребенок должен найти отличия.

Что изменилось?»

На столе располагаются природный материал или заранее сделанные с ребенком различные изделия из природного материала. Ребенок должен внимательно смотреть и запомнить их расположения. Потом он закрывает глаза, а педагог должен что-нибудь поменять (убрать один из предмета, поменять местами или развернуть). Задача ребенка сказать точно, что изменилось.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природного материала, как средство развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Использование природного материала, как средство развития мелкой моторики у детей с ЗПР...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...

Методическая разработка на тему: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

Данная методическая разработка направленна на успешную работу в развитии мелкой моторики у детей с  синдромом  Дауна и облегчения  их общения с окружающим миром. Предназначенна для роди...

"Природный материал как средство развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста"

В последнее время становится всё больше и больше детей с речевыми дефектами. Эти дети, как правило, испытывают трудности в общении, как с детьми, так и со взрослыми, становятся неуспешными в трудовой ...

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. «Природный материал как средство развития мелкой моторики»

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Зачем нужно развивать моторику?Дело в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста напрямую связано с формированием их...

Статья из опыта работы «Игры с природными материалами» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Дети в большинстве своем очень любознательны и активно ин­тересуются окружающим миром, природой вокруг. При этом вос­принимают занятия с природными материалами не как обучение, а как веселую и...