Перспективное планирование народных игр
материал

Демьяненко Танзиля Насибулловна

Основой для данного плана является парциальная программа Е.С. Бабунова и Л.В. Градусова "Наш дом Южный Урал".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование народных игр Южного Урала в старшей

Смешанной группе « Умники и умницы»

Сентябрь-октябрь

Русская народная игра пчелы

Задачи: развивать ловкость детей; воспитывать интерес к родной природе.

Правила: двое играющих стоят неподвижно, изображая улей, другие взявшись за руки собираются около них в кучу и говорят речитативом:

Маленькая у улья чашка

Вкусная в ней кашка

Есть хочется,

Да лезть не хочется.

Пчелы злые кусачие,

Летают они ужасные.

Жужжат хорошо.

Провожают далеко.

Один из детей «матка», проходит к улью и просит:

Пчелы серые. Синенекрыленькие,

По чистому полю пролетывайте,

По сырой земле припадывайте,

Летите, летите за сладенькими.

        Пчелы отвечают:

-Мы по полю летали,

По турецки лопотали, медок собирали,

А в улье узор вышивали:

Без ниток без узлов, без петель, без шелков-

На потребу людям!

«Матка подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется.

Дети- пчелы:

Летят пчелки носы иголки.

Сели на горку,

Сели на елку.

Ни пять ни шесть,

Их тысяча есть

Людей они питают,

Избы освещают,

Не лают не бают

А больно кусают.

 Потом пчелы летают ищут матку, Жужжат ей в уши.

Русская народная игра «Бег по стволу»

Задачи развивать ловкость, равновесие соревновательный азарт.

Правила: играющие собираются у ствола дерева (Бревно), залезают на него передвигаются от одного края к другому. Постепенно увеличивают скорость

Белая береза, Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай не стой!

Кто теряет равновесие тот из игры выбывает.

Кто дольше продержится победитель.

Татарская народная игра «Земля вода, огонь воздух»

Задачи развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Правила: играющие собираются в круг, в середине- ведущий.

Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из 4-ч слов (земля, вода, огонь, воздух). Если «земля» то тот кто поймал должен быстро назвать какое-либо животное; «вода» -рыбу, «Воздух» -птицу огонь машет руками.

Татарская подвижная народная игра «ласточка»

Задачи воспитывать бережное отношение к родной природе

Правила: круг один метр в диаметре. По жребию выбирают «ласточку» и «сторожа». Ласточка садится в центр круга, скрестив и поджав под себя ноги, сторож ходит охраняет. Остальные стараются коснуться рукой ласточки. Сторож ловит. Если ему удается то пойманный становится сторожем. «Ласточка меняется после смены 2-3х сторожей.

Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Правила выбирают ведущего по считалке, остальные взявшись за руки, проходят под сцепленные руки сплетая плетень. И поют:

Вейся ты вейся,

Капуста моя!

Вейся ты вейся

Виловая моя

Как мне капусте,

Не виться

Как мне виловой

Не свиться

Вечор на капустке

Вечер на виловой

Частый сильный дождик.

Главное не расцепить руки.

Русская народная хороводная игра «Веночек»

Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом.

Правила: дети идут приговаривают

От звезды заря занимается

По заре солнышко занимается

На заре солнышко разыграется

Мы гулять в зелен сад пойдем,

Цветов нарвем, венков навьем.

Уж мы к березоньке идем, идем

Поклонимся и к другой пойдем

Поклонимся и к другой пойдем

Парами идут к березке, надев венки на голову. Ходят вокруг березы, кладут венки и поют:

Уж ты зелен мой веночек

В поле розовый цветочек.

Положу тебя веночек под березоньку.

Ноябрь- декабрь

Русская народная подвижная игра «Дед мороз»

Задачи продолжать развивать ловкость, интерес к народным играм; развивать творчество в усложнении игры.

Правила: по считалке выбирают Деда Мороза, он вступает в центр круга, нарисованного на снегу.

Дети идут по кругу и приговаривают:

Дед мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветер вьюжит

Метели вьюжит,

Холод стужу напустил,

На реке мост намостил.

Дети разбегаются мороз ловит.

Когда троих заморозил они готовят откуп-лепят снежную бабу. Все ходят вокруг бабы и приговаривают:

Дед мороз, Дед Мороз

Бабу снежную принес.

Баба, баба беляком

Получай-ка снежком.

Затем бросают в бабу снежки, разрушают ее.

Русская народная хороводная игра «Чурилки»

Задачи

По считалке выбирают двоих: одному завязывают глаза другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них и поют.

Танцы танцы бубенцы

Позолочены концы

Кто на бубенцах играет,

Колокольцы бубенцы

Зазвонили, удальцы.

Отгадай откуда звон?

Того жмурки не поймают.

Татарская народная игра спутанные кони.

Правила: играющие делятся на 2 команды, выстраиваются за линией в колонны. Напротив ставят флажки-стойки. По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т. д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.

Башкирская народная игра «Белая кость»

Задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм.

Правила ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:

Белая кость- знак счастья ключ,

Лети до луны

До белых снежных вершин.

Находчив и счастлив тот,

Кто тебя вовремя найдет.

Бросает кость за шеренгу. Никто не оглядывается. Когда кость упадет ведущий говорит:

Ищите кость-найдете счастье скоро,

А найдет его тот, кто скорее и ловчее.

Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Кому удается принести кость тот загадывает желание. Остальные участники выполняют.

Русская подвижная народная игра «Два мороза»

Правила: площадка. На противоположных сторонах-два дома выбирают двух морозов. Морозы в середине площадки, остальные на линии дома. Оба мороза говорят:

Мы два брата молодые

Мы морозы удалые

Я мороз красный нос.

Кто из вас решится

Я Мороз синий нос.

В путь дорожку пуститься?

Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз.

Перебегают площадку морозы ловят.

Татарская народная подвижная игра «Хромая курица»

Правила: на расстоянии 10 метров располагаются 2 линии (старт-финиш). Все разбиваются на тройки. Два крайних игрока берется за руки а средний держится за ни и скачет на одной ноге. По сигналу тройки бегут. Средний скачет опираясь на плечи товарищей. Кто быстрее.

Русская подвижная народная игра «Родничок»

Правила: дети играют у веселого ручья (ручей нарисован на полу, на земле)

Становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают друг друга руками за пояс и говорят слова:

Разливайся родничок, золотой рожок. Ух! Разлился ключевой, белый снеговой.

Ух! По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

По окончании текста боком перепрыгивают через ручей а другую сторону.

При этом дети мешают друг другу.

Русская народная подвижная игра «Арина»

Правила: дети становятся в круг, в середине –Арина, ей завязывают глаза. Арина ходит по кругу. Дети говорят слова:

Дорогая Арина,

Стань выше овина,

Рученьки сложи,

Чье имя укажи!

Арина отвечает:

Хожу гуляю,

Вдоль по караваю

Вдоль по караваю

Кого найду узнаю.

Кого коснется Арина, отгадывает его имя, если отгадала, тот будет Ариной.

Русская народная игра «Грачи летят»

Задача закреплять знания о фауне родного края.

Дети стоят в круге, один выходит на середину и поет:

Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-Гу-Гу-Гу,

Мы несем весну,

Ведущий поднимает руки вверх, машет, дети вторят:

Журавли летят,

На всю Русь кричат:

Гу-Гу-Гу

Нас догнать некому.

Поросята летят

Поросята визжат

Хрю-хрю-хрю.

Надоело нам в хлеву.

Кто ошибся поднимая руки- выходят из круга. Можно чередовать птиц, насекомых, животных.

Русская народная подвижная игра «Золотые ворота»

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

Правила: выбирают 2-х водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Берутся за руки лицом друг к другу, остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота.

Водящие говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается

А на третий раз-не пропустим вас.

Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихонько чью сторону хотел бы встать. Встает позади солнца или луны.

 Когда все сделают выбор, команда устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.

Май-август

Русская народная игра «Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (Это капуста). Выбирается хозяин, он изображает, то о чем говорят:

Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куница,

Зайка ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить капусту и убежать.

Кого хозяин коснется рукой, тот в игре не участвует. У кого больше всех капусты тот и победил.

Русская народная игра «Дедушка Мазай»

Задачи: развивать воображение, чувство юмора.

Правила: выбирают Деда Мазая, остальные договариваются- какие движения будут показывать:

Здравствуй дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были мы не скажем,

 А что делали покажем.

Дети изображают действия косить, рыбачить, ягоды собирать, стирать.

Русская народная подвижная игра «В перстень»

Правила: дети сидят ладошки сложены. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному из них кладет колечко и говорит: Я по лавочке иду

Затек перстень хороню

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать не отгадать.

Мне вам не сказать, не сказать.

Сидящие отвечают:

Мы давно уже гадали,

Мы давно перстень искали,

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Один из играющих отгадывает- у кого спрятан перстень, если отгадает эти двое бегут в разные стороны кто из них первый сядет на свое место тот и водящий.

Русская народная игра «Кондалы»

Задачи: познакомить с со значением слова «кандалы»; способствовать развитию силы, смекалки; помочь проникнуться чувством общего результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование "Народные промыслы"

Перспективное планирование "Народные промыслы" Средняя группа....

Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО

Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО....

Перспективное планирование народных и хороводных игр по темам недели

Перспективное планирование народных и хороводных игр по темам недели...

Перспективное планирование народных игр в средней группе

перспективно-тематическое планирование русских народных игр  и картотека игр для детей средней группы....

Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...