Роль музыкального руководителя в процессе формирования личностных качеств дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_muzykalnogo_rukovoditelya_v_protsesse.docx | 15.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Роль музыкального руководителя в процессе формирования личностных качеств дошкольников»
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».
В.Г. Белинский.
Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания показывает, что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего процессом должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников. Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.
Роль музыкального воспитания в системе общего развития крайне велика. Сложность профессии в том, что музыкальный руководитель должен быть не просто образованным человеком, он должен быть глубокой личностью.
Любовь к музыке, радость от общения с детьми, максимальная заинтересованность своим делом – вот что характеризует хорошего музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель это:
Музыкант
Подбор и систематизация нотного, а также аудио – и видеоматериалов.
Педагог
Обучение детей разных возрастных групп, индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Организатор
Планирование занятий, проведение семинаров с коллегами и родителями.
Сценарист
Разработка сценариев праздников и развлечений.
Режиссер
Организация и проведение музыкальных праздников и игр с элементами театрализации.
Профессия музыкального руководителя требует постоянного самосовершенствования, развития музыкальных интересов и творческих способностей, ведь от профессионализма педагог зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Самая сложная задача музыкального руководителя - заинтересовать ребенка.
Результативность будет выше, если на занятиях витает дух эмоционального подъема. Для этого педагог должен быть лично заинтересован своим делом, никогда не проявлять равнодушие, а также владеть образной речью, чтобы суметь донести эмоциональную составляющую музыки до детей разных возрастных групп.
Каким должно быть музыкальное занятие.
Музыкальные занятия занимают особое место в процессе воспитания гармоничной личности. Чтобы занятие было насыщенным и интересным, а дети имели бы возможность принимать активное участие в ходе всего занятия, оно должно учитывать возраст воспитанников и быть интегрированным, т. е. совмещать различные виды художественной деятельности.
Такие занятия пропитаны творческой атмосферой, а дети и педагог становятся партнерами. Естественный переход от одного вида деятельности к другому делают занятие динамичным и увлекательным. Дети не переутомляются, а напротив, включаются в процесс созидания, танца и пения.
Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т. п.)
Важно поддерживать инициативу детей.
Детские идеи и фантазии должны непременно находить свое место при организации праздничных мероприятий.
Тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя дает положительные результаты в музыкальном развитии ребенка.
Учение музыкального руководителя сотрудничать не только с педагогическим коллективом, но также и с родителями воспитанников, позволяет решать ряд важнейших задач. Только посредством тесного творческого сотрудничества возможно всестороннее приобщение ребенка к музыкальному искусству.
Роль музыкального руководителя во взаимодействии с мамами и папами воспитанников не сводится только к объяснению, какую музыку давать слушать детям, а какую нет. Согласно ФГОС ДО, родители и заменяющие их лица являются непосредственными участниками воспитательно – образовательного процесса ДОУ. Поэтому все работники детского должны поддерживать их воспитательную деятельность и оказывать им квалифицированную педагогическую помощь.
В связи с этим музыкальный руководитель должен:
Вовлекать родителей в процесс воспитания и образования детей, используя разнообразные форматы совместной работы. Можно приглашать мам и пап на лекции, круглые столы по вопросам музыкального воспитания детей, давать групповые и индивидуальные консультации.
Организовывать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству. Например, мамы и папы воспитанников могут участвовать в организации и проведении музыкальных вечеров – оформлять пригласительные афиши, вести фото – и видеосъемку, придумывать номера, танцевать и петь вместе с детьми. Если планируется какое – то выездное мероприятие, например, посещение концерта классической музыки, свободные в этот день родители могут пойти вместе с группой.
Способствовать развитию семейной музыкально – художественной деятельности. Можно давать воспитанникам домашние задания для выполнения вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, например, разучивание песенки по куплетам и записи совместного выступления на видео.
Вывод:
Подводя итог, хочется напомнить о важности музыкального образования дошкольников. Музыкальное развитие обеспечивает полноценное развитие ребенка, помогает ему приобщиться к ценностям мира современного искусства, а также активизируют у ребенка стремление исследовать окружающий мир и развивать эмоциональную составляющую его характера.
Профессионализм музыкального руководителя складывается на уровне его квалификации, а также личных качеств, таких как любовь к детям, терпение и доброжелательность.
Грамотное и уместное использование современных информационных технологий существенно повышает мотивацию детей к обучению, а также способствует раскрытию их творческих способностей. Именно поэтому педагог музыки должен постоянно совершенствовать свои навыки.
Источники:
Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: Просвещение, 1981
М. Б. Зацепина. «Музыкальное воспитание в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной деятельности дошкольников
Обобщение опыта, который был представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей...
«Роль музыкального руководителя в психологическом и эмоциональном благополучии участников образовательного процесса»
«Роль музыкального руководителя в психологическом и эмоциональном благополучии участников образовательного процесса» музыкальный руководитель МДОУ д/с №4Шакирова Миляуша Салимовн...
Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании дошкольников
Перечень программ художественно-эстетического воспитания; основные требования к проведению интегрированного занятия....
Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе
Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе...
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки праздников и развлечений. Роль воспитателя на празднике»
Консультыция для педагогов ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки праздников и развлечений. Роль воспитателя на празднике»...