«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Кочанова Елена Петровна

Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» .

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.

Предметно-пространственная среда в детском учреждении имеет главное значение в формировании личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического климата в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентиры.

Убранство всех помещений, где занимаются воспитанники нашего образовательного учреждения, соответствует их функциональным назначениям и эстетическим требованиям. Переходя из одного помещения в другое, дети постоянно находят для себя много нового, красивого, интересного. Это активизирует их эстетическое восприятие, формирует у них образные представления и воображение. У детей развиваются наблюдательность, память, любознательность.

Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер: ребенок стремиться дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Восприятие ребенка — это эмоция-действие, то есть эстетическая эмоция, которая выражается в мимике, жесте, действии мгновенно.

Чтобы воспитывать у детей эстетическое отношение к миру, разработан и применяется на практике материал по эстетическому воспитанию детей старшей группы.

Картотека игр по эстетическому воспитанию детей:

1. Экскурсия в парк «Как прекрасен этот мир»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, способствовать чувствовать её красоту и любоваться ею; ознакомить с правилами экологически грамотного поведения.

2.  Игра «И картина ожила».

Цель: формировать знания детей о разных жанрах живописи.

 Игра «Путешествие в Играй – город».

3. Цель: приобщать детей к искусству; формировать умение детей играть в игры со словом, музыкальные, театрализованные, развивающие игры; развивать творческую активность.

4. Игровое упражнение «Красота лица и души»

Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развивать умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику.

5. Слушание музыки Шостаковича «Грустная сказка», музыки Э. Григ «Вальс».

Цель: расширять представления детей о значении музыки в жизни - для укрепления душевного здоровья.

6. Сюжетно-ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов и игрушек».

Цель: закрепить названия музыкальных инструментов, обыгрывать ситуацию. Развивать у детей интерес к музыкальным инструментам, которые умеют издавать красивую музыку в руках музыкантов.

7. Сюжетно-дидактическая игра «Мы принимаем гостей».

Цель: развивать эстетический вкус детей, закрепить определенные манеры поведения, познакомить с «живыми картинами».

8. Игровая ситуация «В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов).

Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем, как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.

9. Оформление участка снежными постройками и цветными льдинками.

Цель: развивать эстетические чувства, художественное восприятие детей. Упражнять в передаче своего отношения к продукту детского творчества. Учить делать вокруг себя прекрасное.

10. Игра «Подбери к пейзажу стих» по теме «Зимушка-зима».

Цель: формировать способность чувствовать красоту зимы и любоваться ею.

11. Разучивание закличек, колядок.

Цель: формировать умение эмоционально и выразительно исполнять колядки.

12. Презентация «Русская красавица».

 Цель: познакомить детей с историей появления матрёшки на Руси; развивать чувство цвета и ритма; интерес детей к русскому народному творчеству; воспитывать уважение к труду, к человеку мастеру.

13. Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Времена года» (Весна), просмотр картин Н.С. Курундаков «Подснежники», Ю.Б. Левитан «Март».

Цель: развивать основы восприятия и понимания художественных и музыкальных произведений.

Беседа по картинам по теме «Весна».

Цель: раскрыть величие и красоту природы как источника чувств. Прививать любовь к природе родного края с использованием произведений поэзии, живописи, музыки.

14.Презентаций «Музеи бывают разные».

 Цель: формировать желание детей узнавать о знаменитых музеях нашей страны и их коллекциях. Вызвать у детей положительные эмоции от знакомства с музеем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа

ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура. ...

«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Газета о детях для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать...