Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа
материал по музыке по теме

Закизанова Лилия Зямиловна

ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.

  • Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура.
  •  Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая  проблема  современности.
  •  Педагогические условия приобщения  детей дошкольного возраста к национальной  культуре.
    • Среда как педагогическое условие приобщения детей к национальной культуре.
    • Фольклор как средство и условие осуществления эстетического воспитания.

ГЛАВА II. Осуществление опытно – экспериментальной работы по проблеме исследования в дошкольном учреждении.

2.1  Состояние  работы по национальному воспитанию в ДОУ.

2.2 Результаты проделанной работы.

Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty..doc235.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.

  1. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура.
  2.  Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая  проблема  современности.
  3.  Педагогические условия приобщения  детей дошкольного возраста к национальной  культуре.
  1. Среда как педагогическое условие приобщения детей к национальной культуре.
  2. Фольклор как средство и условие осуществления эстетического воспитания.

ГЛАВА II. Осуществление опытно – экспериментальной работы по проблеме исследования в дошкольном учреждении.

2.1  Состояние  работы по национальному воспитанию в ДОУ.

2.2 Результаты проделанной работы.

Заключение.

Список используемой   литературы.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

        В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В течение дошкольного детства формируются основы национального самосознания ребенка на фоне понимания им культурного многообразия окружающего мира. Если педагоги не будут учитывать этого, не помогут ребенку осознать факт культурного многообразия, не объясняет особенности культурных различий людей, то у него сложатся стихийные представления, которые могут быть не толерантными.

Анализ научно-педагогической литературы и опыт педагогической практики позволили сделать такой вывод: проблема национального воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной. Возникает противоречие между необходимостью приобщения детей к национальной культуре и отсутствием методического обеспечения этого процесса.

Это противоречие позволило определить проблему исследования: как эффективно осуществлять процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста через татарскую национальную культуру?

На основании обозначенного противоречия и проблемы была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста через татарскую национальную культуру».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей через национальную культуру .

Объект исследования: процесс, направленный на эстетическое воспитание детей через  татарскую национальную культуру .

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей через национальную культуру .

Гипотеза исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с особенностями татарской национальной культуры обеспечит успешность национального воспитания при условии, если:

  1. процесс эстетического воспитания детей через культуру, традиции и обычаи татарского народа реализуется с учетом содержания понятия «национальное воспитание детей дошкольного возраста»;
  2. определена методика национального воспитания, которая учитывает педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста через татарскую национальную культуру;
  3. определены критерии и уровни приобщенности детей 5-6 лет к  национальной культуре .В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
  1. Осуществить анализ литературы (педагогической и методической) по проблеме исследования;
  2. Определить педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа;
  3. Экспериментально апробировать методику эстетического воспитания детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа;

     Методологической и теоретической основой исследования  являются общетеоретические положения Н.К.Крупской о необходимости ознакомления дошкольников с национальными особенностями, положения Э.К.Сусловой, М.И.Богомоловой о патриотическом и интернациональном воспитании дошкольников, положения Т.Ф.Бабыниной, Давлекамовой Г.В. о роли национальной культуры в воспитании детей,   положения  К.Д.Ушинского,  К. Насыри  о народности в воспитании и т.д.

Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ документации и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений; опросные методы (беседа, анкетирование), педагогическое наблюдение. Ведущим методом исследования является эксперимент.

Теоретическая значимость заключается в том, что определены концептуальные подходы к теме  исследования, конкретизировано понятие «национальное воспитание», разработана методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями татарской национальной культуры.

Научная новизна заключается в том, что в дошкольном возрасте возможно и необходимо осуществлять национальное воспитание.

Базой исследования явилось  ДОУ № 62 «Тополек» г. Альметьевска.

На защиту выносится следующие положения:

  1. необходимость и возможность национального воспитания, начиная с дошкольного возраста.
  2. национальное воспитание  предполагает  поэтапное  ознакомление детей с особенностями татарской национальной культурой.
  3. педагогическими условиями эстетического воспитания детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа являются:

- предметно – развивающая среда;

-  использование фольклора как средства эстетического воспитания детей.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1 Сущность понятий «культура»: народная, национальная,

этническая субкультура, детская субкультура

Культура – это сложный и многообразный процесс человеческой деятельности. Это одно из фундаментальных понятий современной науки.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющей основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующее человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде, либо подчеркивали, что она продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. Таким образом, культура – это сложный живой процесс, в котором создаются прогрессивные и регрессивные начала, новаторство и традиции. В единстве традиций и обновления основа любой культуры.

Народная культура – совокупность материальных и духовных ценностей относящихся к народу, принадлежащие народу; свойственно мировоззрению народа, принадлежащие всей нации, стране, государству.

Национальная культура – свойственная, относящаяся к нации, народу культура. Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, играх и детских орудиях труда, в детском фольклоре и т.д.

Народ в наиболее чистом виде  представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии национального и интернационального чем больше национального воспитания, тем сильнее, культурнее и духовно богаче нация, - пишет Г.Н.Волков.

Произведения устного народного творчества содержат полный кодекс человека. В памятниках народной культуры определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. «Первый воспитатель – это народ», - писал Ушинский – «народ единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей». Главным мерилом духовности и эстетических ценностей у народа всегда оставался труд. Применительно к нашей теме исследования рассмотрим понятие «национальная культура» подробнее.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно - родственными отношениями. Национальные культуры более масштабны. Формирование наций стало возможно в эпоху развития капиталистического общества, и с этого времени можно говорить о возникновении национальных культур. Своеобразие как этнических, так и национальных культур проявляется  и в духовной (верования, язык, искусство и т.д.), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, способы производства и т.д.) областях.

Национальные ценности в духовной сфере – огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства  общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в  форме национальной самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. Победа революции внесла в жизнь народов России не только национально-культурные изменения, но и ряд серьезных проблем. В ее культурной программе были поставлены задачи развития национальных культур, национального культурного самоопределения и формирования содружества трудящихся. Создалась потенциальная возможность сохранить свою самобытность, ибо национальные культуры суть корни общей культуры.

Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор – мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало.

Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры – это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет  особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана самовыразиться перед всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет.

Включение в духовную жизнь достижений духовно-нравственного опыта минувших поколений в лице их выдающихся представителей – одно из закономерных направлений культурного прогресса.

Смысл культурного движения по этому пути в том, чтобы открыть простор национальному духовному развитию, свободе национальных культур и языков, заботливому вниманию к особенностям каждой культуры на основе общечеловеческих приоритетов. Будучи открытой для мира, национальная культура не может  развиваться вне целостного исторического контекста всей культуры данной эпохи. Способность одного народа осваивать достижения другого – важный показатель жизнеспособности его культуры. Эта способность не только обогащает свою нацию, преобразовывая  ее облик, но и позволяет щедро делиться своими духовными ценностями с другими, обеспечивает взаимодействие и взаимопонимание людей, их восприятие инонациональности. Являясь составной частью мировой культуры, каждая культура взаимодействует как партнер и соучастник в создании общечеловеческих духовных ценностей, развиваясь, по образному выражению М.М.Бахтина, на основе диалога культурных атомов. Отсюда стратегическое направление культурной национальной политики: органическое сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, идейное и духовное содружество суверенных народов.

Культура является действенным фактором формирования нового международного типа духовного производства, рождающегося  в содружестве культур. Общечеловеческие ценности – это не абстрактное понятие, они конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. Николай Бердяев говорил: «Качество национальности зависит от раскрывающейся в ней человечности». В наше время, в различных странах и на континентах проживают сотни тысяч людей разных национальностей, заброшенных судьбой далеко от своих родных мест, прогрессивная национальная культура призвана от имени тех, кого объединяет общее этническое происхождение или культурное наследие, связывать их духовные интересы, сохранять и поддерживать национальные традиции.

Вполне естественно и закономерно стремление людей к  познанию своей самобытной национальной культуры. Значение национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет человека, пробуждает его интерес к отечественной истории, своим ценностям и традициям. Общечеловеческий принцип, не противопоставляемый патриотизму, состоит в том, что человек, любя свою нацию и национальную культуру, понимает, что и в другой культуре  всегда есть ценное и необходимое.

Известно, что в результате межнациональной миграции, вызванной различными экономическими, социальными, демографическими и иными процессами, более 75 миллионов людей проживают вне границ своих национальных территориальных образований. Это накладывает отпечаток на их духовную жизнь, сказывается на их национальной культуре. В местах компактного проживания национальных меньшинств необходимо особенно четко соблюдать права автономий, предоставлять возможность обучать родному языку своих детей, готовить и выдвигать национальные кадры. Остро назрела потребность сохранения культурной автономии малых народов, согнанных и насильно пересиленных из своих родных мест и жаждущих возрождения национальной культуры, языка, обычаев, традиций, т.е. всего того, что составляет основу нормальной жизни каждого народа, его процветания.

Так исторические и географические факторы обусловили расположение республики Татарстан на стыке двух крупнейших цивилизаций – восточной и западной, что во многом объясняет многообразие его культурного богатства. Татарский народ хранит свои многовековые традиции предков булгар, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития соединив свои тюркские корни и арабское  влияние, обусловленные принятием ислама в X веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся татарская национальная культура. Особое место в жизни булгар и современных татар занимает литература, традиции, заложенные еще Кол-Гали в поэме «Кыйса – и – Йосыф» в XIII веке. Захватом Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного в крае наблюдается широкое распространение русской культуры. В результате взаимодействия двух цивилизаций и возникла культура современного Татарстана.

В XX веке национальная культура распадается на две части – элитарную и массовую. Под элитарной подразумевается культура, создаваемая и используемая элитой общества. Появление массовой культуры связано с развитием средств массовой информации и всеобщей грамотностью населения. Поскольку массовая культура ориентирована «на всех», ее уровень по сравнению с элитной культурой ниже. Массовая культура потребляется всеми людьми независимо от национальности, условий жизни, средств существования. Массовая культура хотя и является средством коммуникации, но воспитывает пассивность мышления, стандартизирует жизнь по формуле «я - как все», упрощает индивидуальность сознания.

Этническая культура определяется как совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодефференцирующую функцию, т.е. культура людей, связанных общностью происхождения и совместной хозяйственной деятельностью. Этнические культуры вырабатываются с помощью символов прошлого – мифов, легенд, святынь. В современном мире  этнические культуры зачастую представляют собой субкультуры национальных культур, для которых характерны литературный язык, философия, наука. Рассмотрим понятия «субкультура» и «детская субкультура».

Субкультура (от лат.Sub – под и культура) – совокупность социально-психологических признаков (ценностей, стереотипов, вкусов и т.к.), влияющих на стиль жизни и мышление определенных групп людей и позволяющих им осознать себя в качестве «мы» отличного от «они» (остальных представителей социализма). (28)

Субкультура выполняет ряд функций по отношению к обществу и человеку: это специфический способ дефференциации развитых национальных культур; их трансляция на те или иные общества; маркирование социальной и возрастной стратификации  общества.

Что касается детской субкультуры, то она предстает как культурное пространство и круг общения детей, помогающих им адаптироваться социуме и создавать свои автономные нормы и  формы поведения. Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре, она выполняет функцию первичной социализации ребенка.

Детская субкультура (от лат.Sub – под,    Cultura – возделывание, воспитание, развитие) в широком смысле – это все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми, в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной  конкретно-исторической ситуации развития. Содержанием детской субкультуры является  не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты – элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного, зафикцированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

1.2 Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая проблема современности

Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Если перейти непосредственно к дошкольному образованию, то оно является фундаментом образовательной системы, ибо здесь закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбие, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности – важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.

Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; воспитание на национальных духовных традициях  и ориентирует педагогов на возраждение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем. Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки.

Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной культуре, языке, так называемом национально-региональном компоненте образования. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо - американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и исползуемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей.

И.М.Хамитов рассматривает народную педагогику как средство приобщения детей к национальной культуре, т.к. народная педагогика позволяет учесть местные особенности, регионально-национальные традиции, возраст детей, особенности восприятия ими окружающего мира. По его мнению, народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.д.

Понятно, что всю народную педагогику невозможно “втиснуть” в деятельность детского сада, ибо многое  в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность, и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка. Хамитов выделяет такие средства народной педагогики:

1. Родной язык.        Изучению родного языка в свое время Н.К.Крупская отводила главное место. Она считала, что обучение на родном языке является необходимым элементом развития ребенка, материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей. Человек, который стремится красиво говорить, в значительной степени умеет и красиво думать.

2. Народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д. В них народ выражает свои представления о совершенном человеке, исполняя их  совершенствуется развитие народа.

3. Народные танцы.        Они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики.

4. Устное народное творчество.        Оно помогает детям познавать нравственные идеи, развивать нравственные, эстетические чувства.

6. Этика, эстетика быта народа.

        Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является изучение народного опыта воспитания и использование его в формировании личности дошкольников.

Играя в различные татарские народные игры, участвуя в национальных праздниках, у детей воспитывается устойчивый интерес к языку, культуре, традициям татарского  народа, его быту и праздникам. Цель проводимой работы заключается в следующем:

  • уважение к народу татарской национальности;
  • воспитание любви к родному краю;
  • расширение знаний о культуре и быте татарского народа;

1.3 Педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.

В процессе приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре необходимо учитывать педагогические условия, способствующие успешной реализации задач национального воспитания.

Я считаю, что одним из условий является среда развития и воспитания ребенка.

Педагогическая грамотность, осведомленность педагогов в данном вопросе, а также доступность получаемых знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста являются важными условиями приобщения детей к национальной культуре.

1.3.1 Среда как педагогическое условие, способствующее приобщению детей к национальной культуре.

Среда, формирующая ребенка, есть, прежде всего, среда социальная, представляющая конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается личность. Задача педагога заключается в переводе социальной среды в среду педагогическую.

В дошкольном учреждении создание оптимальной среды обеспечивает психологический комфорт личности ребенка, направляет его творческую активность. В среде происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социокультурного опыта ребенка.

Вопрос о создании социально-педагогической развивающей среды в дошкольных учреждениях находит отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей к национальной культуре, для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, постигает социальные отношения между людьми. Иными словами, среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования. (13,20)

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к развивающей среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке, о   истории и национальной культуре. Исходя из этого, мы считаем, что в детском саду необходимо иметь следующее:

1. Подборки книг и открыток, комплекты репродукции, игры и игрушки, знакомящие с особенностями национальной культуры, трудом, бытом народа, с техническими достижениями человечества.

2. Уголок краеведения («изба», комната быта, музей и др.).

3. Образцы предметов народного быта.

4. Образцы национальных костюмов (куклы в национальных одеждах и др.).

5. Произведения художественной литературы (народные и авторские сказки).

В государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены следующие требования к развивающей среде дошкольного учреждения, в том числе для осуществления задач приобщения к национальной культуре:

  • Специальные образовательные помещения для изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности;
  • Эстетическое оформление помещений;
  • Разнообразное оснащение художественных видов деятельности, в том числе материалы и оборудование для свободной изобразительной деятельности; для  разыгрывания различных сценок и спектаклей; атрибуты для различных детских игр; музыкальные инструменты и т.д.

Как дополнение выступает специально организованное пространство  - комната национального быта для приобщения к национальной культуре. Среда, дающая представления о той или иной национальной культуре, содержит в той или иной мере такие  компоненты, как предметы, вещи, произведения искусства, символы, знаки, отражающие ее суть и другое, то есть все перечисленное может быть представлено как предметное содержание среды.

Обычаи, традиции, праздники, обряды, игры, танцы также характеризуют национальную культуру, они могут быть усвоены в различных видах художественной деятельности, протекающих в специально созданной среде. И, наконец, социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к национальной культуре. Личность ребенка формируется не только под воздействием специально созданных условий (в частности в дошкольных учреждениях), но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но и также среда этническая. Корни национальной специфики, формирующей целостный образ мира ребенка, национальное самосознание кроются в естественных условиях его окружения и проживания. Необходимо  целенаправленно использовать возможности естественной этнопедагогической среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется нам стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, с воспитателями, с другими детьми, т.к. процесс приобщения детей к национальной культуре происходит эффективнее, когда он обоюдный. При этом происходит взаимное обогащение, создается эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Этнопедагогическая среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах и т.д. Целенаправленное использование особенностей этнографической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватно восприятие своей национальности и формировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.

Из определения этнопедагогической среды выводится ее функция, затрагивающая формирование личности ребенка как носителя своей национальной культуры.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для приобщения к национальной культуре и всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в процессе приобщения детей к национальной культуре.  Здесь ребенок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, знакомятся с особенностями национальной  культуры, фольклором, традициями, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективным будет этот процесс, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без участия родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения невозможно.

Таким образом, можно заключить, что среда, в которой находится ребенок, имеет важное значение для приобщения ребенка к национальной культуре. Развивающая среда создает благоприятные условия для ознакомления детей с особенностями татарской  национальной культуры.

1.3.2  Фольклор как средство и условие осуществления эстетического воспитания.

Наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты национального воспитания – это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

 Рассмотрим их более подробно.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведений народной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и в досуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этической преемственности между взрослыми и детьми.

В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а все присутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс является весьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяется смыслом.

В фольклоре есть танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже самым маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку такие танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они пробуждают в ребенке положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, хороводе, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального микроклимата в детской группе.

Уже в глубокой древности народные музыкальные инструменты играли немаловажную роль. Они развивали у детей (сначала на уровне первичной рефлекторной реакции) координацию движений, чувства ритма, а в дальнейшем – интерес   к музыкальной деятельности. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для татарской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное музыкальное мышление.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представителен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, чистоговорки, пословицы и поговорки, загадки).

Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Народная песня – живой подлинный свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песни отражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье, юмор. Песня раскрывает душу народа, рассказывает о его чаяниях, думах и мыслях. Народные песни можно классифицировать по-разному:

- по возрастному признаку (для кого предназначены): колыбельные, детские, молодежные и т.д.

- по содержанию: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.

- по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни и т.д.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась в старину и к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому и ныне в детском саду и семье возможно самое разное использование песни – от ее разучивания и использования до анализа содержания музыки и настроения.

Детская народная песня, начиная с колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и в принципе не требует – как всякое истинно народное музыкально-поэтическое искусство – музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя, музыкального руководителя, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песня танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ребенок может использовать сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Всякая народная песня, позволяет ее исполнителю вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит основная особенность народной песни. Второй особенностью являются анонимность и коллективность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в нее что-то свое.

Музыкальные деятели, ученые (Б.Асафьев, Р.Исхакова-Вамба, Д.Кабалевский, Г.Остроух, Д.Шарафутдинов мн.др.) утверждают, что язык песен интернационален. Музыка – более универсальное средство общения народов, отражает единство людей земли, помогает сблизить народы.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях»). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значение имеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества. Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей к самым различным видам творческой деятельности. Например, можно обучить детей сознательному подбору и отбору движений, наиболее подходящих к данной песне.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Народные игрушки, по словам И.И. Алпощкого, синкретическое явление, в котором соединилось материальное и духовное, труд и ремесло, искусство и игра. Первые исследования, направленные на изучение народной игрушки, проведены такими исследователями, как А.В.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, Л.Г.Оршанский, Е.А.Покровский,  А.П.Усова,  Е.А.Флерина.

Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания. Как считает Е.А.Покровский, игрушка сама по себе представляет и цель, и действие, и наслаждение.

Исследователи народного творчества Е.А.Флерина, П.Н.Сакулина, А.П.Усова, А.А.Грибовская и другие неоднократно игрушки на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и  переживаний, на становление личности в целом. «Единственный учитель, которого можно пожелать для ребенка на  расцвете его творческих сил – это душа родного ему народа.» (Н.Д.Бартрам). Воспитательная ценность игрушки в том, что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении» (Е.А.Флерина).

Среди детских игрушек разных народов республики Татарстан, преобладают подражательные: соха, барона, мельница, тележка, корзины, ушаты, кошелки, колыбельки. Кукла была основной игрушкой. Во многих народных куклах (деревянных, глиняных, тряпичных, соломенных) ничего не было национального, зато в раскраске кукол, одежды до сих пор сохраняются следы национальных традиций.

Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклориста И.М.Снигерева, народные праздники – это сильнейший и обильнейший источники к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье,предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.

Все жанры, формы и элементы фольклора совокупно используются при проведении в нашем ДОУ досугов и праздников на традиционной основе.

I форма – затейничество, в ее основе лежит игровая идея, затея, соответствующая содержанию праздника, развивающаяся в определенном сюжете. Это такие развлечения как, «Аулак өй», «Капка төбендә», «Каз өмәсе», «Әбимнең күңел сандыгы», «Бэби ашы» и т.д.

II форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности, демонстрирующий индивидуальные творческие возможности юных артистов.

III форма – театрализованное представление, в основе которого игра драматизация по мотивам народной сказки. Игра драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». Например, сказки «Шалкан», «Түгәрәк күмәч», «Бүре белән төлке» и т.д.

IV форма – организация праздничных утренников строится на основе народных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям их проведения. Например, праздник урожая «Сөмбелә», зимы «Нардуган», встреча весны «Нәүрәз», встреча перелетных птиц «Карга баткасы», «Сабантуй» и т.д.

В своей практике я наиболее широко использую выше перечисленные татарские народные праздники. Подготовка к празднику включает разучивание соответствующих стихотворений, пословиц-поговорок, частушек, песен, игр, загадок, хороводов, драматизацию сказок, игру на музыкальных инструментах. Воспитанники принимают активное участие в украшении помещения накануне праздника, готовят свои рисунки, поделки и т.д. При этом важно создать радостную атмосферу. Дети празднично одеты (используются татарские народные костюмы), находятся в хорошем настроении. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные и содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Каждый праздник можно превратить в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью  проведения таких праздников является приобщение детей к татарской национальной культуре, к традициям и обычаям татарского народа.

Особой силой воспитательного воздействия в системе народной педагогики обладают традиции и обычаи.

Традиции – явление более широкое, чем обычаи, представляют собой часть социокультурного наследия, которое длительное время передается людьми от поколения к поколению в силу привычки, и входят в систему ценностей и норм общества. Традиции могут проявляться в сферах общественной жизни, религии, искусства и других. Обычай понимается как стереотип поведения, привычный в данном обществе, стереотип который постоянно воспроизводился и воспроизводится.

И обычаи, и традиции являются социальными механизмами духовной преемственности поколений. Многие из них пережили сотни поколений. Долговечность, исключительная устойчивость и прочность – вот специфические черты, которые характерны народным традициям.

Обычаи и традиции тесно связаны с психическим складом, характером, духовным обликом наций и народов (Т.Ц.Тудумова). Они изменяются, развиваются в зависимости от тех общественно-исторических условий, в которых живут народы. В ходе исторического развития наций и народов одни традиции и обычаи складываются, другие отмирают, а третьи приобретают новое содержание, сохраняя старую форму. Черты психического склада народа, его самобытность наглядно прослеживаются в народных традициях и обычаях: устойчивые явления в семейном быту, языке, художественном творчестве, поведении и общении.

Таким образом, простата, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, играх, праздниках, понятна для детей дошкольного возраста. Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор и музыкальное искусство.

В народном искусстве обобщены представления  о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Прежде чем начать работу над данной темой мною был изучен следующий материал:

  1. Саубанова С.Бәйрәмнәр, туйлар өчен.Казан, 1999.
  2. Мурланова Ф.Н.Балаларны татар халкының мәдәнияте  hэм  традицияләре белән таныштыру. Барда, 2002.
  3. Хамитов И.М, Зиатдинов Г.Г. Халкым чишмәсеннән су эчәм. Яр Чалы, 1999.
  4. Мирзиянова Ф.Н. Татар халык музыкасы. Ленинагорск,1998.
  5. Закирова К.В. Уйный-уйный усэбез. Казан, 2005.
  6. Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
  7. Гарафиева Г.З. Сомбелэне кем белэ? Казан, 2003.
  8. Эхмэтов С. Уйныйбыз да, жырлыйбыз да. Яр Чалы, 1991.
  9. Вэлиева В.К, Мобэрэкшина Р.М. Беренче кечкенэлэр торкемендэ музыкаль-эстетик тэрбия.Яр Чаллы,2004.
  10. Ибрагимова З.Г. Шома бас.Казан, 2005.
  11. Кашипов М. Их, кунел ачабыз. Казан, 1996.
  12. Алмазов И. Бишек жырлары. Казан, 2000.

Составлены перспективные планы во всех группах с учетом возрастных особенностей детей и данного направления, подобран доступный для детей репертуар. На музыкальных занятиях организовывается слушание татарских народных песен, колыбельных, плясовых мелодий. Воспитанники водят хороводы, выполняют элементы татарского танца, играют в игры с пением и подвижные игры, разучивают татарские народные песни, частушки, знакомятся со звучанием татарских народных музыкальных инструментов: курай, гармонь и т.д. Сами дети могут аккомпанировать себе, используя шумовые и нетрадиционные музыкальные инструменты. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в различных его проявлениях.

Работа по данному направлению ведётся с воспитателями и родителями в форме консультаций, например, «Йолалар мэдэни мирас», «Көндәлек тормышта халык уеннарының әһәмияте», «Татар халык бәйрәмнәре», совместные праздники  «Әниләр көне», «Ягез әле, әниләр», «Ягез әле, әтиләр», анкетирования на тему « Приобщение к татарской национальной культуре».

Результаты анкетирования родителей: в опросе участвовало 42 человека.

Опрос проводился с целью выявления того, как осуществляется приобщение детей к национальной культуре в семье.

Вопросы.

Ответы родителей.

1.

Как вы приобщаете ребенка к национальной культуре?

9.5 % затруднились ответить, 90.5 % родителей осуществляют приобщение к татарской национальной культуре через чтение сказок, общение на татарском языке, татарскую кухню, национальные праздники.

2.

Считаете ли Вы обращать внимание ребенка на то, к какой он национальности принадлежит?

Нет – 31 %

Да – 69 %

3.

Читаете ли вы татарские народные сказки? Какие?

Нет – 21 %

Да – 25 %, это такие сказки как, «Теремкэй», «Коза и баран», «Карт белэн Толке», «Оч кыз» и т. д.

19 % родителей путают татарские народные сказки с произведениями

Г. Тукая.

4.

Используете ли Вы в момент общения с ребенком татарские народные пословицы, поговорки?

Да – 52 %

Нет – 48 %

5.

Поете ли Вы ребенку «колыбельные песни» перед сном?

Да – 60 %

Нет – 40 %

6.

Знакомите ли Вы ребенка с татарскими народными праздниками, обрядами и традициями? Если да, то с какими?

Да – 100 % родители знакомят детей с  такими как Сомбелэ, Сабантуй, Навруз, Ураза байрам, Курбан байрам и т. д.

7.

Какие национальные игры Вы знаете и играете с ребенком?

Нет – 38 %

Да – 62 % , в такие как «Буш урын», «Чулмэк сатыш», «Песи белэн тычкан», «Зилем – зилэле», «Кап – коп», «Эбэк», «Очты – очты», пальчиковые игры.

8.

Знаете ли Вы татарские народные песни? Какие?

Нет – 33 %

Да – 64 % : «Алмагачлар», «Жомга», «Кубэлэгем», «Эпипэ», «Энисэ» и т. д.

9.

Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к татарской национальной культуре?

Нет никаких затруднений - 38 %

Основной причиной возможных затруднений по мнению родителей является плохое владение татарским языком, незнание татарского народного творчества, традиций и обычаев татарского народа - 62 %.

Вывод: По ответам родителей можно сказать, что очень важно приобщение детей к национальной культуре. Большинство родителей осуществляют приобщение к национальной культуре в семье через татарское народное творчество: сказки, пословицы и поговорки, подвижные и пальчиковые игры, песни и праздники.

Результаты анкетирования воспитателей: в опросе участвовало 10 педагогов.

Опрос проводился с целью выявления отношения педагогов к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре.

По результатам анкетирования выяснилось, что педагоги вкладывают в национальное воспитание  такие составные компоненты как знакомство с татарскими национальными праздниками, традициями и обычаями, предметами национального прикладного искусства, зон развития с использованием татарских народных орнаментов, оформление альбомов, стендов, игр. По мнению педагогов приобщение к национальной культуре необходимо начинать с самого рождения. Воспитатели в работе по данному направлению используют такие формы работы как занятия на татарском языке, праздники, игры, беседы с наглядным материалом, ознакомление с элементами татарского национального костюма. Вести образовательно-воспитательную работу на эту тему, по мнению воспитателей, помогают методическая литература, проведение совместных традиционных праздников, узкие специалисты и старший воспитатель. Воспитатели ДОУ №62 в своей работе по приобщению детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре используют малые формы татарского народного устного творчества.

Очень ярко выражена работа по эстетическому воспитанию через татарский народный фольклор в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности с детьми подготовительной группы.  Я разработала подробный тематический план занятий кружка. Подобрала интересный и увлекательный, на мой взгляд, музыкальный, игровой и устный материал, стараюсь в кружковой работе охватить все жанры устного и музыкального народного творчества. Цель:  познакомить детей с музыкальным фольклором татарского народа. Вызывать интерес к народной музыке, чувство радости; способствовать созданию хорошего настроения, эмоционально-психологического благополучия; развитию творческих способностей детей. Способствовать эстетическому воспитанию детей.

 Результаты работы по эстетическому воспитанию через татарское народное творчество – это выступления детей на утренниках, основанных на татарских народных праздниках, различных мероприятиях внутри детского сада, а также на городском уровне. Так, в феврале 2007 года было показано занятие на КМО музыкальных руководителей на тему: «Импровизация как особый вид творчества детей». На данном занятии был показан результат работы фольклорного кружка «Эпипэ» ( с участием детей подготовительной к школе группы ) за I полугодие 2006 года; октябрь 2007года на ГМО музыкальных руководителей показ музыкального занятия с детьми средней группы на тему «Внесение регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников». Здесь были использованы элементы татарского народного танца «бишек», «чугу», татарская народная подвижная игра «Ап-ак куян» ; ноябрь 2007 года показ развлечения на неделе «Специалист» с детьми подготовительной группы на тему «Уеннар иленэ сэяхэт», в основу этого развлечения были положены татарские народные игры с пением. Главной целью, заложенной во все занятия и развлечения, было и остается приобщение детей к татарскому народному творчеству.

ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Состояние работы  в дошкольном  учреждении по национальному воспитанию

Практическая часть экспериментальной работы по приобщению детей к национальной культуре была осуществлена в г. Альметьевск, в дошкольном учреждении  № 62 «Тополек».

В экспериментальную группу вошли 14 детей, из них 7 девочек и 7 мальчиков, в процентном соотношении 50% на 50%.

Экспериментальная работа состоит из двух этапов:

  1. Формирующий этап.
  2. Контрольный этап.

Опишем каждый этап проведенного эксперимента более подробно.

Беседа по выявлению знаний детей о народном устном и песенном творчестве.

Вопросы и задания:

  1. В какой Республике ты живешь?
  2. Знаешь ли ты татарские народные праздники? Какие?
  3. Какие татарские народные сказки ты знаешь?
  4. Назови части татарского национального костюма.
  5.  Какие татарские народные игры ты знаешь?
  6. Какие татарские народные считалки ты знаешь?
  7. Знаешь ли ты татарские народные загадки? Какие?
  8. Знаешь ли ты татарские пословицы и поговорки?
  9. Знаешь ли ты тат. нар. песни (колыбельные и т. д.)?
  10. Какие элементы татарского народного танца ты знаешь? Назови или покажи их.

Ответы детей представлены в виде такой таблицы:

                                                                                    таблица № 1

Ф.И.ребенка

Вопросы

Ответы детей

1

Фаизова Камилла

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

Сабан-Туй

«Гульчечек», «Лиса и журавль»

Башмаки, тюбетейка, фартук

 «Летели-летели»

+

+

Кем эшләми, шул ашамый.

-

“бишек”

2

Фарутдинова Диляра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Альметевск

«Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Лиса и журавль»

Калфак, ичиги,  фартук

«Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Продаем горшки», «Скок-перескок»

+

+

Колыбельная

«хлопки в ладоши», «тройной притоп»

3

Миннегулов Вильдан

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй»

«Шалкан»

Камзол,  башмаки, платок

«Сабан-Туй»

-

+

+

-

«чугу»

4

Шувалов

Кирилл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

«Сомбеля»

«Колобок»

Фартук, тюбетейка, платок

«Ак куян»

-

+

-

-

-

5

Кашапов

Альберт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Альметевск

 «Сабан-Туй»

-

Тюбетейка

«Сукыр тэкэ»

-

+

+

-

«Присядка с выставлением ноги на пятку»

6

Гараева

Элина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

 «Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Лиса и журавль»

Тюбетейка, калфак, ичиги

 «Летели-летели»

«Әке – бэке»

+

+

«Эпипэ»

«бишек с тройным притопом»

7

Тимерханов

Тимур

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

«Навруз»

«Лиса и волк»

Жилет, фартук.

«Утыр, утыр, Мэликэ»

-

+

-

«Энисэ»

-

8

Фатхутдинова

Зарина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

 «Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Тавык, Тычкан, Кортлек»

Калфак, жилет, платье, фартук.

«Летели-летели», «Скок-перескок»

-

+

+

Колыбельная

Легкий бег на носочках, выставление ноги на пятку.

9

Салимгараев

Ильясов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Альметевск

«Сабан-Туй»

 «Лиса и журавль»

Калфак, тюбетейка

«Кошки – мышки», «Почтальон»

-

+

+

-

-

10

Сафина

Аделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

«Сабан-Туй»

Рубашка, тюбетейка, фартук.

«Продаем горшки»

«Иголка, нитка, узелок», « Челтэр элдем читэнгэ».

-

+

-

«Эпипэ»

-

11

Хайруллина

Азалия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй», «Навруз»

«Лиса и журавль»

Ичиги, платок

«Скок-перескок»

+

+

+

«Эпипэ», «Шома бас»

Бишек, притопы, движение на носочках.

12

Якупова

Гульназ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй»

 «Три дочери»

Калфак, тюбетейка

«Почтальон», «Иголка, нитка, узелок»

-

+

+

-

Хлопки в ладоши, притопы.

13

Мухаметзянов

Ильдар

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй»

«Шалкан»

Фартук, тюбетейка, платок

 «Летели-летели»

-

+

+

-

-

14

Шайдуллин

Алмаз

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй», «Карга боткасы»

 «Лиса и журавль»

Камзол, башмаки, платок, тюбетейка

 «Скок-перескок»

-

+

+

-

-

        Анализ ответов детей показал следующее:

  1. На первый вопрос лишь половина детей дала правильный ответ, Лейла, Альберт и Ильяс вместо республики назвали город, в котором они живут.
  2. Все дети назвали татарский национальный праздник «Сабан-Туй», а Лейла, Элина, Зарина, Азалия и Алмаз назвали еще и такой праздник как «Карга боткасы».
  3. Объем знаний о татарских народных сказках у детей низок. В основном дети называли такие  как «Лиса и журавль», «Три дочери», «Колобок» и «Репка».
  4. Дети знают названия частей татарского национального костюма, но не называют их самостоятельно.
  5. Знания детей о татарских национальных играх также низки, дети в основном называли такие игры как «Скок-перескок», «Летели-летели» и «Продаем горшки», «Кошки, мышки», «Почтальон», «Иголка, нитка, узелок», «Челтэр элдем читэнгэ», но практически не знают игр с пением.
  6. Дети не знают считалок, лишь несколько детей смогли вспомнить считалки.
  7. Дети с удовольствием, но с небольшим затруднением отгадывают загадки.
  8. Дети с небольшим затруднением вспомнили и назвали пословицы и поговорки о труде, о матери и т.д.
  9. Затрудняются назвать и исполнить татарские народные песни.
  10. Затрудняются назвать элементы татарского танца, но выполняют их по показу, знают положения рук в татарском сольном и парном танцах.

Разработаны критерии:

- ребенок имеет представления о культуре и традициях татарского народа, татарском народном устном и песенном творчестве (знает загадки, пословицы и поговорки), элементы татарского танца и национального костюма.

- положительно относится к татарской национальной культуре.

- полученные знания и умения ребенок отражает в различных видах деятельности.

Исходя из данных критериев, были определены уровни знаний детей о народном устном и песенном творчестве:

  • Высокий уровень знаний – ребенок самостоятельно, безошибочно, уверенно отвечает на поставленные вопросы.
  • Средний уровень знаний – ребенок допускает неточности, ждёт наводящих вопросов, ответы неполные.
  • Низкий уровень знаний – ребенок затрудняется ответить на вопросы, допускает ошибки, ответы не точные.

В результате данной беседы было выявлено, что у 50% детей высокий  уровень знаний (7 детей); у 30% детей уровень знаний средний (4 детей); у 20% детей низкий уровень знаний (3детей). Эти уровни мы показали в виде следующей диаграммы

Вывод: анализируя процентное соотношение, мы видим, что у детей уровень знаний детей о народном устном и песенном творчестве выше среднего.

2.2  Результаты проделанной работы

После завершения формирующего этапа экспериментальной работы мы перешли к завершающему – контрольному этапу исследования.

Цель контрольного этапа: выявить уровень знаний, умений детей о национальной культуре татарского народа и сравнить это с первым этапом эксперимента. Методика проведения данной работы такая же, как и на первом этапе эксперимента.

После проведения работы на формирующем этапе были проведены беседы с детьми. В беседе участвовали 14 детей, из  7 мальчиков и 7 девочек, в процентном соотношений 50 % на 50%.

Первая беседа была направлена на выявление знаний детей о родной (татарской) культуре. Анализ ответов детей показал следующее:

  1. На первый вопрос все дети дали правильные ответы.
  2. Многие дети знают такие татарские национальные праздники как  «Сомбеля», «Сабан-Туй», «Карга боткасы», «Каз омэсе», «Навруз», «Аулак ой».
  3. Объем знаний о татарских народных сказках у детей значительно увеличился. Если на первом этапе эксперимента дети называли только такие сказки как «Гульчечек», «Три дочери» и «Лиса и журавль», то на контрольном этапе смогли назвать такие сказки как «Солдат и топор», «Коварная лиса», «Коза и волк», «Котан Иванович».
  4. Дети знают много названий частей татарского национального костюма.
  5. Дети знают много татарских национальных подвижных игр и игр с пением, среди них такие как «Серый волк», «Летели-летели», «Скок-перескок», «Скачки», «Продаем горшки», «Краски», « Челтэр элдем читэнгэ», « Курсэт эле, ускэнем», « Ак калач»,  

« Коймаклар», «Синий цветок», «Найди себе пару» и т.д.

  1. Дети знают и умеют использовать различные татарские народные считалочки.
  2. С большим удовольствием отгадывают и сами загадывают друг другу татарские народные загадки.
  3. Знают различные по тематике и содержанию  пословицы и поговорки (о маме, о труде и т.д.)
  4. Выразительно исполняют татарские народные песни, колыбельные, часутушки, среди них такие как «Эпипэ», «Энисэ», «Шома бас», «Караужа авылы кое» и т.д.
  5. Называют и выполняют такие элементы татарского национального танца как «чугу», «бишек», «основной ход», «шаг с припаданием», «кружение в парах» и т.д.
  6. Покажем изменение уровней знаний детей в таблице:

Уровни знаний детей

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

50 %

60 %

Средний

30 %

40 %

Низкий

20 %

-

Как видно из таблицы, на контрольном этапе сформироваванность национального самосознания у 60 % детей достигла до высокого уровня., средний уровень увеличился до 40 %, а низкого уровня не стало.

Анализируя процентное соотношение, мы видим, что уровень знаний детей о родной (татарской) культуре и уровень сформированности национального самосознания значительно увеличился.

Таким образом, мы можем заключить, что национальное воспитание необходимо и возможно начинать с дошкольного возраста.

Заключение

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Во-первых, что в старшем дошкольном возрасте необходимо и возможно начинать работу по национальному воспитанию.

Так как ребенок эмоционально воспринимает окружающие его явления общественной жизни, дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения к национальной культуре.

Во-вторых, путем подбора разнообразных форм и методов работы и создание педагогических условий можно осуществлять национальное воспитание детей дошкольного возраста. Важное значение для осуществления данной работы имеют такие педагогические условия как наличие среды, педагогическая грамотность воспитателей, доступность получаемых знаний детьми и др.

В соответствии с выдвинутыми задачами исследования нами была изучена педагогическая и методическая литература: определены педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре; разработана и эксперементально апробирована методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями татарской национальной культуры.

Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Эффективность этого процесса зависит также от отношения семьи к данной проблеме.

На занятиях и в повседневной жизни в условиях детского сада и семьи детей знакомят с особенностями народного творчества, народными игрушками, национальными играми, костюмами, праздниками.

Начиная работу по национальному воспитанию педагог  должен прежде всего сам хорошо знать материал, который он хочет преподнести детям. Педагогу необходимо научиться видеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий воспитатель может не только представить содержание деятельности воспитанников, но и предусмотреть ее результаты.

Педагог должен также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, предлагаемый материал должен быть доступным и интересным. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми необходимо учесть ранее приобретенный опыт. Некоторые дети хорошо поют, другие  танцуют, это следует учитывать при планировании различных форм работы по приобщению к национальной культуре.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, национального воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Дети очень чутки к меткому народному слову.

Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.

При организации работы с детьми следует учесть, что основой чувств являются представления о жизни и искусстве каждого народа, его народном творчестве. Пословицы и поговорки, потешки и сказки наиболее близки и понятны маленькому ребенку.

Использование в работе с дошкольниками различных видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на процесс приобщения детей к национальной культуре.

Необходимость национального воспитания детей, в том числе и дошкольников, вытекает из многонациональной сущности республики Татарстан. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к той или иной национальности.

Дети - наше будущее. Необходимо с малых лет приобщать их к национальной культуре, гордость от сознания принадлежности к той или иной национальности.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Воронеж,, 2000
  2. Аглиуллина И.И. Детский сад – культурные традиции. М., 2003
  3.  Антонова Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям.// Детский сад от А до Я. 2005, - № 6
  4.  Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Набережные Челны, 2001
  5. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Казань, 2004
  6. Бабынина Т.Ф. Методические подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Набережные Челны, 2003
  7. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане. Набережные Челны, 1993
  8. Борханова Р.А., Юсупов Ф.Ф. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. Казань, 2004
  9. Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983
  10. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.. 1999
  11. Горелов А.А.Культурология. М., 2002
  12. Замалетдинов Л.А. Татарские народные сказки. Казань, 2002
  13. Закирова К.В., Борханова Р.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Казань, 2000.
  14. Каюм Насыри – избранные произведения. /Под.ред. Бадюгиной Р., Миннибаева Казань, 1977.
  15. Набиуллина И.Ш. Ознакомление дошкольников с историей родного края. Казань,2001
  16. Сергеева Н. Бабушкин сундучок. Казань, 1995
  17. Тресковская А.П. Воспитание на народных традициях. М., 1986
  18. Файзуллина Р.А. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань, 1982
  19. Фахрутдинов Р. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000
  20. Харисов Ф.Ф. Современная действительностььи духовно-нарвственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Казань, 2003.
  21. Саубанова С.Бәйрәмнәр, туйлар өчен.Казан, 1999.
  22. Мурланова Ф.Н.Балаларны татар халкының мәдәнияте  hэм  традицияләре белән таныштыру. Барда, 2002.
  23. Хамитов И.М, Зиатдинов Г.Г. Халкым чишмәсеннән су эчәм. Яр Чалы, 1999.
  24. Мирзиянова Ф.Н. Татар халык музыкасы. Ленинагорск,1998.
  25. Закирова К.В. Уйный-уйный усэбез. Казан, 2005.
  26. Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
  27. Гарафиева Г.З. Сомбелэне кем белэ? Казан, 2003.
  28. Эхмэтов С. Уйныйбыз да, жырлыйбыз да. Яр Чалы, 1991.
  29. Вэлиева В.К, Мобэрэкшина Р.М. Беренче кечкенэлэр торкемендэ музыкаль-эстетик тэрбия.Яр Чаллы,2004.
  30. Ибрагимова З.Г. Шома бас.Казан, 2005.
  31. Кашипов М. Их, кунел ачабыз. Казан, 1996.
  32. Алмазов И. Бишек жырлары. Казан, 2000.

Обобщение опыта работы музыкального руководителя

 Закизановой Лилии Зямиловны

по методической теме

 «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через культуру, традиции и обычаи татарского народа».

г. Альметьевск РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Занятия  театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности детей; способствуют общему развитию, проявлению любознательности,   усвоению новой  информации и н...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа

Приобщение детей дошкольного возрастак традициям и культуре хакасского народаПриобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувс...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...