Использование современных образовательных технологий в контексте реализации ФОП ДО
рабочая программа

Касенкина Наталья Викторовна

Презентация Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fop_do_v_ramkah_rmo_vospitateley.pptx306.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральная образовательная п рограмма дошкольного образования (ФОП ДО): изучаем, обсуждаем, размышляем 2023 г. Руководитель РМО воспитателей Касенкина Н.В.

Слайд 2

По какой программе работаем до конца учебного года? Что меняется в ДОО в связи с появлением ФОП ДО и изменением ФГОС ДО? Разрабатываем новую ООП ДО или вносим изменения в действующую ООП ДО? Отказываемся от комплексных и парциальных программ /учебно-методических комплектов, которые использовали ранее – или нет? Чем отличается ФОП ДО от ФГОС ДО? Когда должна быть утверждена в ДОО ООП ДО на основе ФОП ДО? Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Слайд 3

Федеральная образовательная программа дошкольного образования Указ президента РФ от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»: доступность для детей 0 - 3 лет; усиление воспитательной составляющей ОП ДОО Цели и целевые показатели: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических инационально- культурных традиций Национальная цель : «Возможности для самореализации и развития талантов» Целевые показатели : создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально- культурных традиций (Пункт 14.1 ФОП ДО) Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»:

Слайд 4

Нормативная база перехода на ФОП ДО (федеральный уровень): Федеральный закон №371- ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»:

Слайд 5

- « Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования» -«Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно- методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы» - «Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года»

Слайд 6

Детский сад может использовать с 1 сентября 2023 года ФОП, не разрабатывая и не утверждая собственную ООП. Если учреждение не планирует брать в работу готовую федеральную программу, то необходимо собственную ОП привести в соответствие с федеральной. По своей сути ФОП ДО заменяет собой ООП ДО. Главная особенность ФОП – он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс. Не смотря на кажущуюся сходность этих документов, между ними есть отличия.

Слайд 7

Было Стало п 1.7 ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования п 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО п 2.6 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенкав различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее – образовательные области) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации , касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован 06.02.2023 № 72264):

Слайд 8

Ключевые изменения во ФГОС ДО: П. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей П. 2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства П. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО П. 2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания П. 2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО , и может оформляться в виде ссылки на ФОП П. 2.13: указано, что в краткой презентации ООП ДО , помимо прочего (см. ФГОС ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО П. 3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН П. 4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте , а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 9

ФОП рассчитана на дошкольное воспитания детей разных возрастныхгрупп: с рождения до года (младенческий период); от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период); от 3 до 7 лет (дошкольный период). Согласно программе, приоритетные направления: Для детей от 1 до 2 лет - создание условий для формирования навыков поведения в социуме. Что можно и нельзя делать, как здороваться, отвечать на приветствие других, благодарить, выполнять просьбы и т.д. Для детей от 2 до 3 лет - развитие навыков коммуникации (поддерживать желание познакомиться и взаимодействовать друг сдругом). Воспитатели используют приемы поощрения и одобрения. Для детей от 3 до 7 лет - формирование представлений о добрых поступках людей, заботе, бережном отношении к животным, растениям на примере соответствующих произведений искусства.

Слайд 10

ФОП ДО соответствует ФГОС ДО

Слайд 11

« Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации , формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО , внезависимости от места проживания» «Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО , осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы» Содержание и планируемые образовательные результаты, заявленные в ФОП ДО, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для достижения в каждой ДОО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847):

Слайд 12

Особенности структуры ФОП ДО Структура ООП ДО: целевой, содержательный, организационный разделы - В целевом разделе: Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы Планируемые результаты реализации Программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов - В содержательном разделе: Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно- эстетическое развитие физическое развитие Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся Направления и задачи коррекционно- развивающей работы. Содержание коррекционно- развивающей работы на уровне ДОО Федеральная рабочая программа воспитания - В организационном разделе: Психолого-педагогические условия реализации Программы Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами исредствами обучения и воспитания Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы Кадровые условия реализации Программы Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах Федеральный календарный план воспитательной работы

Слайд 13

Особенности содержания ФОП ДО Общие положения: - Опора Программы на принципы дошкольного образования, зафиксированные во ФГОС ДО - Обязательная часть (не менее 60%, должна соответствовать ФОП ДО ) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) - ФОП включает в себя учебно- методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания , примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты - В целевом разделе: + предствлены планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (к 4-м, 5- ти, 6- ти годам, на этапе завершенияосвоения ФОП ДО) - В содержательном разделе: + федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы - В организационном разделе: + примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, примерный перечень рекомендуемых анимационных произведений, федеральный календарный план воспитательной работы - ДОО имеет право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей ! ! ! ! !

Слайд 14

Целевой раздел: - Цель ФОП: разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных возрастных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально- культурных традиций - Задачи ФОП (НОВОЕ): обеспечение единых для РФ содержания и планируемых образовательной программы ДО; результатов освоения приобщение детей (в соответствии с возрастными возможностями) к базовым ценностям российского народа …, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей ; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования ! !

Слайд 15

Целевой раздел: Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов - Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5-ти, к 6- ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы , с учетом цели и задач дошкольного образования - Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками - Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6). - Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО . В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов - Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п. 3.2.3) ! ! !

Слайд 16

Содержательный раздел: Представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям Содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено , с учетом цели, задач, планируемых результатов Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания, отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье» Вариативность форм, способов, методов и средств реализации ФОП ДО. Выборзависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей Педагог самостоятельно определяет формы, способы, методы реализации ФОП ДО, в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. При выборе форм реализации образовательного содержания, необходимоориентироваться на виды детской деятельности, определенные во ФГОС ДО для каждого возрастного этапа (младенческий, ранний, дошкольный возраст) - Уточнены методы реализации задач воспитания, методы реализации задач обучения дошкольников ! ! ! ! !

Слайд 17

Содержательный раздел: - Представлены варианты организации совместной деятельности детей с педагогом и другими детьми, уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему- то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей - Уточнено особое место и роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей - Уточнены возможные формы организации образовательной деятельности по Программе в первой половине дня, на прогулке, во второй половине дня - Развернуто представлена информация о занятии как организационной форме, не означающей обязательную регламентированность процесса, и предполагающей выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности - Выделены способы, направления и условия поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах - Представлено направление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: цель, задачи, принципы, направления, возможные формы (расширено) - Представлено направление коррекционно-развивающей работы с детьми и/или инклюзивного образования: задачи, содержание, формы организации и др. (расширено) ! - Отдельным блоком (п. 29) включена Федеральная программа воспитания ! ! ! ! !

Слайд 18

Организационный раздел: - Психолого- педагогические условия дополнены (например, уточнено, что образовательные задачи могут решаться как с помощью новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, обогащенные игры детей в центрах детской активности, проблемно- обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей) так и традиционных (фронтальные, групповые, индивидуальные занятия) - В блоке, посвященном РППС, уточнено, что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОО право самостоятельно проектировать предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований - Блок, посвященный материально- техническому обеспечению Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями ! ! !

Слайд 19

Организационный раздел: - Представлен развернутый примерный перечень художественной литературы (для каждой группы детей от 1 года до 7 лет), музыкальных произведений, игр, упражнений и т.п. (для всех возрастных групп от 2 мес. до 7 лет), произведений изобразительного искусства (для каждой возрастной группы от 2 до 7 лет), а также анимационных произведений , которые рекомендуются для семейного просмотра и могут быть использованы в образовательном процессе ДОО (преимущественно отечественные мультипликационные фильмы и сериалы для детей 5- 6 и 6- 7 лет) - Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня - В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено, что: план является единым для ДОО ДОО вправе наряду с указанными в плане, проводить иные мероприятия, согласно ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей все мероприятия плана должны проводиться с учетом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей детей ! ! !

Слайд 20

П одводим итоги ! ООП ДО разрабатывается и утверждается ДОО самостоятельно БЫЛО: СТАЛО: Исходя из: Образовательных потребностей и интересов детей, запросов родителей Возможностей педагогического коллектива Специфики этнонациональных, социокультурных условий Сложившихся традиций ДОО или группы Выбора коллективом ДОО авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования Выбор содержания и технологий ориентирован на специфику: Специфики этнонациональных, социокультурных, и иных условий, в т.ч. региональных Сложившихся традиций ДОО или группы Выбора авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования Выбора форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом На основе: ФГОС ДО С учетом: ПООП ДО авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования На основе: ФГОС ДО ФОП ДО С учетом: авторских технологий и методик линейки пособий к комплексным авторским программам дошкольного образования Переходный период до 01.09.2023

Слайд 21

Структура ФОП дошкольного образования Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная): не более 40% Обязательная часть: не менее 60% Региональный компонент Парциальные программы Традиции ДОО

Слайд 22

Так же важно: ООП ДО должны быть приведены в соответствие с ФОП ДО к 01.09.2023 До 31.08.2023 ДОО имеют право работать по утвержденным ранее ООП ДО Крайний срок утверждения ООП ДО на основе ФОП ДО – 31.08.2023 С 01.09.2023 ООП ДО должны соответствовать ФОП ДО Все группы ДОО должны перейти на ООП ДО на основеФОП ДО с 01.09.2023 Отдельная Рабочая программа воспитания в ДОО не требуется с 01.09.2023 Все ПООП ДО завершили свое действие ФОП ДО включает в себя программу образования и программу воспитания детей дошкольного возраста Содержание и планируемые результаты ООП ДО НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НИЖЕ содержания и планируемых результатов ФОП ДО Могут быть выше

Слайд 23

Способ действий: 2 возможных пути Разработать новую ООП ДО: взять ФОП ДО за основу и добавить в обязательную и вариативную части то, что ДОО посчитает нужным из ранее разработанной и утвержденной ООП ДО Внести изменения в ранее разработанную и утвержденную в ДОО ООП ДО, привести ее в соответствие с ФОП ДО

Слайд 24

Вектор федеральной рабочей программы воспитания Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственностьза его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,единство народов России Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»

Слайд 25

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошколь...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Методическое объединения для педагогов ДОО "Современные образовательные технологии в контексте ФГОС дошкольного образования"

В январе 2020 года  было проведено методическое объединение в форме презентации для педагогов МБДОУ детский сад №7 "Ягодка"на тему "Современные образовательные технологии в ко...

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...

"Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО"

Современные технологиии используемые в непосредственно образовательной деятельности при реализации ФОП ДО....