Коррекционная работа воспитателя по физической культуре с детьми группы компенсирующей направленности
материал

Галкина Светлана Петровна

Коррекционная работа воспитателя по физической культуре с детьми компенсирующей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_instruktora_s_logop_gr.docx120.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

Коррекционная работа воспитателя по физической культуре с детьми компенсирующей группы

Подготовила:

воспитатель

Галкина Светлана Петровна

п.Первомайский

2019г.

Актуальность.

  В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребёнка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, логопедов, воспитателей и специалистов дошкольных учреждений по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

Ю.Ф.Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и другие исследователи отмечают, что у детей с нарушением речи уровень общения снижен. Это способствует возникновению стеснительности, застенчивости, нерешительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей. Речевое общение таких детей между собой и с окружающими взрослыми ограничено. Они затрудняются вербально организовать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. К тому же очень часто недостатки речевого развития связаны с отставанием в физическом развитии. У таких детей снижена координация движений, слабый мышечный тонус, рассеянное внимание, недостатки опорно-двигательного аппарата. Давно известно, что речь и движение тесно взаимосвязаны. Конечно, заменить работу логопеда инструктор по физическому воспитанию не может, но дополнить её и углубить вполне в его силах.

В шесть-семь лет, дети, имеющие недостатки речи болезненно ощущают их. В семье ребёнка понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связи ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его понимали товарищи и взрослые. Он идёт в школу, где речевая деятельность является ведущей. Ему нужно уметь концентрировать внимание, слушать, внятно отвечать на вопросы, координировать свои действия. Следовательно, чем раньше мы научим правильно говорить ребёнка, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе, и тем успешнее он будет усваивать школьную программу.

По данным диагностического исследования, проводимого в нашем ДОУ каждый год, среди пяти – семилетних детей, посещающих детский сад, выявляется 40 – 55% детей-логопатов. А данные диагностики физического развития показывают, снижение их физических показателей на 10% по отношению к детям, не имеющим проблем с речью.

 Большую часть времени ребёнок находится в детском саду. Здесь он обучается, воспитывается, общается, играет, развивается. Всё это выдвинуло необходимость работы по коррекции речи в различных видах деятельности ребёнка. А для этого нужна взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей группы, родителей, специалистов-предметников ДОУ.

Теоретическая база опыта.

Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является познавательно-речевое развитие детей.

С 2005 года была сформирована логопедическая группа с целью оказания помощи детям имеющим недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи. Коллективом была разработана программа комплексного подхода при коррекции речи, где главным стала взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения: с воспитателями группы, руководителем по физической культуре, музыкальным, изобразительной деятельности, психологом, медсестрой.  

Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребёнка специфическими для каждой дисциплины средствами, мы строили свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а углубляя и дополняя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченной специалистами, направлен на развитие двигательных и речевых сфер.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произношения звука ребёнку требуется произвести артикуляционный уклад, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М. Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

 Совместное обсуждение результатов диагностики (физического развития, речевого, познавательного) с логопедом и педагогами, работающими в логопедической группе, позволило нам наметить систему коррекционно-развивающего обучения детей  с нарушениями речи, которая строится на основе общепедагогических принципов: воспитывающий характер обучения, научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, сознательность и активность, индивидуальный подход и учёт современных тенденций. В этой системе каждый педагог выполняет свои задачи по устранению дефекта речи ребёнка, и все они дополняют и углубляют друг друга.

К тому же диагностика физического развития детей-логопатов показала то, что у детей с нарушением речи, плохо развита координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Поэтому я старалась добиваться, чтобы ребёнок усваивал программу физического развития соответствующую его возрасту, в которую добавила упражнения способствующие формированию правильной речи. Стимулировала желание ребёнка постоянно совершенствовать себя.

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании  нервно-психических процессов у детей. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённое отклонение в формировании у ребёнка высшей психической деятельности.

Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Моей целью в этой работе было: создать систему физкультурных занятий позволяющих развивать физические и речевые способности ребёнка.

На своих занятиях я решала такие задачи:

 -способствовать развитию общей координации движений, их точности и умения ориентироваться в пространстве.

-развивать общую и мелкую моторику.

-обучать саморегуляции  по средствам психогимнастики и упражнений на релаксацию.

 -работать над нормализацией мышечного тонуса и постановкой диафрагмально-речевого дыхания.

Для выполнения этих задач я подобрала упражнения соответствующие каждому направлению работы и постаралась гармонично объединить их в каждом физкультурном занятии.

Технологическая схема опыта

После диагностики детей-логопатов, проведённой всеми специалистами детского сада, был намечен индивидуальный маршрут для каждого ребёнка. Особое внимание на занятиях по физическому воспитанию, я обращала на возможность автоматизации поставленных логопедом звуков, закреплению лексико-грамматических средств языка путём специальных игр и упражнений, подобранных с учётом изучаемой лексической темы. Выполнение заданий, движений по образцу, а также наглядный показ, словесная инструкция позволяют решать задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания, развития пространственно-временной организации движения. Особенность планирования занятий по физическому воспитанию в логопедической группе состоит в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Я использую и сюжетные формы занятий, которые также способствуют развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним согласовываются с логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребёнок в данный период времени.

Разрабатывая план коррекционно-образовательной работы по физическому воспитанию детей, я учитывала то, что к моменту поступления в школу дети должны обладать определённым запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявленным к учебной деятельности. За основу я взяла методическую разработку физкультурных занятий для детей 5-6, 6-7 лет Л.И. Пензулаевой. Она предусматривает полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность, и что немаловажно, привитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В ней чётко прослеживается последовательность упражнений направленных на  изучение, усвоение и закрепление двигательных навыков соответствующих возрасту ребёнка. Следуя разработанной в ней структуре занятия и годовому планированию, из неё  я взяла разработанную систему развития основных видов движения: упражнения в ходьбе и беге, прыжках, метании, равновесии и лазании. И дополнила её специальными упражнениями на коррекцию и развитие речи. В коррекционно-образовательной работе я наметила несколько направлений.

   Первое направление - включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления - постановка правильного дыхания. Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры). Начинаем обучение с грудного дыхания, в положении стоя, держа ладони на груди. В фазе вдоха грудь нужно опускать. Обращать внимание на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха.

Далее переходим к обучению брюшному дыханию. Во время обучения особое внимание уделяем следующему: вдох – выпячивается живот, выдох – подтянуть живот. Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, воспитатель переходят к боле сложному (смешанному дыханию). Обучение правильному дыханию осуществляется через формирование осмысленности, осознанности, и произвольности движений и действий. На занятиях проводятся разнообразные игровые дыхательные упражнения.  Впоследствии они используются воспитателями на физкультминутках, в динамических паузах и др.

Второе направление - включает упражнения на развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (укрепление мускулатуры лица, особенно, круговой мышцы рта и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии). Последнее успешно решается при обучении детей мимической гимнастике. Здесь требуется сотрудничество с воспитателями группы и логопедом. Ими разучиваются артикуляционные упражнения (подобранные логопедом) с детьми в группе, а я вставляю знакомые ребёнку упражнения в свои занятия. Это позволяет не терять плотность физкультурного занятия. К тому же мимическая гимнастика развивает воображение, выразительность движения.

Упражнения на развитие координации движения даются с постепенным усложнением заданий. Сначала используются упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание. Например: «Загудел паровоз», «Веселый танец», «Волшебные превращения».    

Третье направление – коррекционные упражнения и упражнения направленные на изучение своего тела – телоупражнения. Телоупражнения – это вид познавательных, напрягающих физических упражнений, при выполнении которых ребенок осознанно и осмысленно сосредотачивает внимание на познаваемых частях своего организма и одновременно создает кратковременные напряжения связок и мышц, обусловливающие их укрепление и развитие.  Тем самым увеличивается эффект осознанной моторики. Ребёнку предстоит научиться: слушать, понимать, уважать и любить своё тело. Благодаря этому ценность здоровья будет восприниматься как осознанная жизненная необходимость. Эти упражнения обогащают словарный запас и помогают прививать здоровый образ жизни. Упражнения в дальнейшем используются при составлении комплексов гимнастики пробуждения и проводятся воспитателями группы. В подготовительной группе я использую «Алфавит телодвижений». Эти упражнения состоят из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух и зрительно воспринимают название букв и, используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают эту букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Эти упражнения не только способствуют коррекции речи, но также способствуют обучению дошкольников грамоте.

Четвертое направление – игровая деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Она привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями. Подвижные игры давно вошли в обиход дошкольного образования. В коррекционной работе игра служит для закрепления и совершенствования правильного произношения. Чтобы игра не утрачивала свой развивающий потенциал, не превращалась лишь в способ моторного натаскивания,  стараюсь в двигательную деятельность детей вплетать процесс образного мышления. Игры двигательной терапии использую самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами, этюдами по психогимнастике. Ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры можно выработать правильное дыхание. Важное значение в игре имеет музыкальное сопровождение. Оно ведёт к ещё более эффективному развитию полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости продолжительности, воспитывает чувство ритма, содействует лучшей координации. Музыкальное сопровождение подбирается музыкальным руководителем, а некоторые игры используются им на занятиях. Разученные игры рекомендуются воспитателям для повышения двигательной активности ребёнка в течение дня, а музыкально-ритмические комплексы для проведения утренней гимнастики под музыку.      

Учитывая поставленные мной задачи, я разработала перспективный план работы в логопедической группе на год, в котором я систематизировала направления своей работы. В него внесла познавательные занятия (1 раз в месяц), объединённые общей темой в течение года. В процессе этих занятий, изучая собственное тело, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают такими умениями, как: предсказывать последствия действия или события, проверять результаты собственных действий, управлять своей деятельностью, проверять реальность. Все эти умения способствуют развитию внутренней саморегуляции – возможности управлять своим вниманием: сосредотачивать внимание, переключать внимание, направлять внимание на расслабление и мобилизацию.

Проводимая физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа и учёт разработанного индивидуального маршрута ребёнка показали необходимость планирования своей работы дополнительно вне занятий.  Я работала с детьми, не усвоившими материал занятия индивидуально, по подгруппам и всей группой.  Проводила мероприятия направленные на оздоровление, повышение двигательной активности в течение дня. Отдельный материал рекомендовался воспитателям и специалистам.

 

Результативность.

Диагностическое исследование физического развития, проводимое в конце года, показало улучшение показателей скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, функции равновесия, координации движения.  40% детей перешли из категории  - «несоответствует» в категорию – «соответствует», а 13% из «соответствует» в категорию – «превышает». И даже те дети, которые остались в категории «несоответствует» – улучшили свои показатели относительно самих себя.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ

                                                      2019 – 2020гг.

Полученные результаты говорят о том, что комплексный подход в решении проблем развития и коррекции речи помогает ребёнку лучше усваивать упражнения, помогающие в формировании правильной речи. А систематическое добавление коррекционных упражнений в физкультурные занятия, не помешало развитию физических качеств ребёнка. Напротив, занятия стали более содержательными, познавательно-насыщенными, развивающими.

Физкультурные занятия способствовали: оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса. Тем самым помогали в формировании положительных личностных качеств в поведении ребёнка: общительности, умении рассчитывать свои силы;  воспитании самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества.

Результаты КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  РАБОТЫ

                               2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

         2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

По результатам логопедической комиссии проведённая совместная деятельность педагогов по коррекции речи детей позволяет проследить положительные результаты итоговой диагностики в конце учебного года.

Более 89% детей  логопедической группы выпускаются с исправленной речью, остальные дети со значительными улучшениями.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности и успешности проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью

В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным развитием, которое предполагает:1. формирование представления ребенка о ...

Методическая разработка. Конспект занятия по физической культуре в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР) «Прогулка в парк»

Занятие по коррекции и профилактике речевых нарушений детей посредством сочетания слова и движения....

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Годовой план работы воспитателей Пономаренко С.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Светлячок»

Целями и задачами на учебный год является:Цель – всестороннее развитие детей.Задачи:достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;диагностика и анализ уровня развития...

Реферат КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ

Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада. Специфика работы в группе определяется особенностями раз...