Методическая разработка на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Методическая разработка на тему:

«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx275.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии.

Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в примерных общеобразовательных программах, а в некоторых (например, «Истоки»), игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава. Это свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и исследователями детства.

Взрослея, маленький человек стремится занять своё место в мире, всё громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры: устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребёнка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.

К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте. Период младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей.

Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют:

  • Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
  • Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.
  • Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
  • Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

Цель: формирование условий для использования сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольников

Задачи

Образовательные

  • Активизировать умственную деятельность детей;
  • заинтересовывать сюжетно-ролевыми играми, увлекать и развлекать детей;
  • расширять представления о сюжетно-ролевых играх;
  • закреплять полученные знания и умения.

Развивающие:

  • развивать ум, мышление;
  • развивать воображение, творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сплочения, умение работать в коллективе.

Направления деятельности:

  • работа с детьми,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • работа с родителями,
  • консультации,
  • развлечения.

Методы

  • Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
  • Изучение и обобщение педагогического опыта по применению сюжетно-ролевых игр в жизни детей.

Предполагаемый результат

Реализация позволит детям младшего дошкольного возраста приобрести знания о различных профессиях. Проект позволит развить умение детей самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры. Данный проект научит детей действовать согласованно, объединяться в подгруппы для проведения игры, по желанию расширять понравившийся сюжет.

Формы работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

• Воспитатель берет на себя главную роль.

• Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.

• «Параллельная игра» (воспитатель-мама, кукла-дочка, ребенок-мама, зайка-сынок).

• Активизирующее общение взрослого с детьми (педагог пробуждает к применению детьми новых способов решения игровой задачи).

• Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.

• Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Перспективное планирование:

I этап – подготовительный: сентябрь 2022 года

  • Составление поэтапного плана работы.
  • Планирование деятельности.
  • Разработка игр.
  • Проведение первичного диагностического исследования.

II этап – основной: октябрь 2022 года - апрель 2023 года

Внедрение:

  • Ознакомление детей с сюжетно-ролевыми играми, правилами.
  • Использование сюжетно-ролевых игр в свободной деятельности детей.
  • Разработка картотеки сюжетно-ролевых игр.
  • Проводить работу с родителями.

III этап – итоговый: май 2023 года

  • Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

Разработка рассчитана на среднюю группу, с дальнейшим продолжением.

Календарное планирование:

2022-2023 гг.

Сентябрь

  • Провести педагогический мониторинг по с/р играм
  • Разработать план по с/р играм на учебный год.
  • Изучить компетенции родителей по теме

Октябрь

  • Пополнение среды пособиями по с/р играм.
  • Папка-передвижка «С пальчиками играем».
  • «Комплекс с/р игр» -создание картотеки.

Ноябрь

  • Пополнение куклами для игры в «Дочки-матери»
  • Изготовление атрибутов для игры в «Поликлиника»
  • Внести в развивающую среду группы весы для магазина.

Декабрь

  • Внести в развивающую среду группы сумочки, атрибуты для игры в парикмахерскую.
  • Внести в развивающую среду группы наборы резиновых игрушек и конструктора
  • Выставка для родителей сюжетно-ролевых игр и пособий.

Январь

  • Создание видео роликов «Теремок», «Мой любимый детский сад».
  • Консультация для родителей «Как развивать способности у детей через с/р игры»
  • Совместное творчество детей и родителей (проект «Игры своими руками»)

Февраль

  • Изготовление книги о здоровом образе жизни для поликлиники
  • Стенд для родителей. Творческая выставка «Моя мама».
  • Практикум для родителей по теме: «Развиваем детей через сюжетно-ролевые игры».

Март

  • Памятка для родителей. «Рекомендаций по развитию сюжетно-ролевые игре».
  • Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»
  • Внести в развивающую среду группы карточек для поликлиники и аптечки

Апрель

  • Проведение занятия «Сюжетно-ролевые игры для детей»
  • Консультация для родителей детей среднейгруппы «Сюжетно-ролевая игра — что это и для чего нужна»
  • Внести в развивающую среду головоломки «Собери картинку»

Май

  • Мастер-класс для родителей «Сюжетно-ролевые игры для дошкольников».
  • Провести педагогический мониторинг по с/р играм.
  • Анкетирование родителей по компетенции в данной теме.

=

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра для детей средней группы»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра для ребенка- это неотъемлемая часть его жизни. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьезным нарушениям его личностного развития.

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие на себя роли того или иного персонажа, способность воплотиться в ней, побыть в воображаемой ситуации). Взрослый, когда ребенок еще не владеет ролевым поведением, помогает ему выбрать какую-либо роль, создает игровую ситуацию, воплощает ее в контексте сюжета. Родитель и педагог играют немаловажную роль на данном этапе постановки игры. В этом возрасте дети только учатся играть со сверстниками, а многие предпочитают играть самостоятельно, проигрывая сразу несколько ролей.

Ребенок чаще всего имеет представление о существовании определенных социальных ролей (продавец, парикмахер, мастер маникюра, строитель, курьер и т.д.). Взрослый может также познакомить ребенка с другими ролями, с которыми малыш еще не знаком. Но перегружать ребенка данным видом деятельности тоже не стоит, так как чаще всего он еще не способен удерживать внимание более 15 минут.

Ребенок, при условии успешного развития игровых умений может называть себя именем героя, хотя сама игра состоит из довольно простых действий, например, малыш катает машинку (он-водитель), строит стену из конструктора(он-строитель), причесывает куколку – парикмахер.

У ребенка проявляется больший интерес к сверстникам. Дети пытаются взаимодействовать друг с другом, но чаще играют «не вместе, а рядом», с удовольствием выполняют предложенную им роль, включаются в коллективные подвижные игры. В этом возрасте большее внимание ребенок уделяет игрушке, а не партнеру-взрослому или сверстнику, поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы ребенок все чаще переключал внимание с игрушки на «партнера». Чтобы данная задача была выполнена, необходимо стать интересным, привлекательным для него. Не стесняться быть смешным, вспомнить себя в детском возрасте, отвечать на вопросы, слушать и прислушиваться к ребенку, задавать наводящие вопросы, направлять его на создание игровой ситуации. Задача взрослого состоит в том, чтобы на своем примере научить дошкольника вести диалог, формируя у него ролевую речь, обращенную к партнеру.

В сюжетно-ролевой игре для детей можно использовать следующие игры-ситуации:

-игры с куклами (в семью);

-игры с машинами и другими транспортными средствами (многим ребятам интересна игра в уборку мусора с помощью мусоровоза);

- игры в животных и с игрушечными животными (особенно эта игра интересна детям, у которых нет домашних животных, но они мечтают о питомце);

- игры в магазин;

- игры в больницу;

- игры в салон красоты;

- игры в пожарных и полицейских и т.д.

Из сюжетов, используемых детьми в игре, наиболее востребованы игры с куклами, являющимися для малышей самыми близкими партнерами в игре, чаще всего как для девочек, так и для мальчиков. Взрослому необходимо ориентировать ребенка на взаимодополняемые роли (мама-дочка, покупатель-продавец), где в качестве партнера выступает не игрушка, а человек(взрослый). Вести с ребенком диалог, проигрывать различные бытовые ситуации, давая ребенку самому придумывать и развивать их, задавать вопросы, чтобы, опираясь именно на ваш пример, он мог в детском саду или на площадке проигрывать похожие ситуации со сверстниками. Поощряйте его малейшие успехи. Это в дальнейшем поможет ребенку не бояться воображать, и он всегда с удовольствием будет проводить с вами время. Проводите с ребенком больше времени, предлагая ему различные виды деятельности, в то же время не забывайте, что ему нужно время для отдыха, даже во время игр.

Во время игры ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения ребенка, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то новое, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает, что в кастрюле варится компот, но он не знает из каких ингредиентов он готовится, не знает, что его нужно помешивать и следить, чтобы он не «убежал» и т.д. И он сможет эти знания использовать, играя в сюжетно-ролевые игры как с вами, так и со сверстниками.

Интересуйтесь играми малыша. Если ваш малыш целый день просто катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о своих мягких игрушках, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он, простыми словами, не умеет играть. Помогите ему, предложите вместе сложить стену или башню из кубиков (конструктора), поставить машинки в гараж, а не просто убрать их на место, уложить кукол спать, закрыть магазин на ночь, разложив все товары по полкам, чтобы завтра вновь принимать посетителей. Таким образом вы предложите ребенку игровую ситуацию и через игру объясните, что все игрушки «любят» быть на своих местах.

Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, обратите внимание, какие роли ему особо интересны: военного, полицейского, мамы, папы, строителя и т.д. Помогите малышу советом, выслушайте его, поиграйте вместе с ним, так, чтобы игра развивалась и была ему интересна.

Пригласите других членов семьи поиграть с вами, пусть ребенок предложит им роли. Шутите, смейтесь, не бойтесь выглядеть нелепо и смешно. Пусть не часто получается поиграть с детьми всей семьей, но именно такие моменты останутся в памяти вашего малыша надолго.

Проводите с ребенком как можно больше времени. По-возможности, на время игры, уберите телефон, выключите телевизор, чтобы вас ничего не отвлекало. Ведь время, проведенное вместе с ребенком бесценно!

Разработка сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет

«Детский сад»

Цель. Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители

Игровые роли. Повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с экскурсии по детскому саду. Во время экскурсии он обращает внимание детей на то, что в саду много групп и много детей. Всем детям в саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними.

После экскурсии воспитатель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому попробовать побыть поваром, няней, воспитателем, музыкальным работником.

Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы.

«Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

После этого воспитатель может внести еще одну Куклу — подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить

«Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф чик для одежды и стульчик.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

«Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе.

«Игрушки у врача»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

«День рождения Степашки»

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол.

«Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о пост ройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный мате риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Едем в детский сад на машине»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Машины

Ход игры: Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т. д.).

«Зайка едет в детский сад»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Зайка

Ход игры: - Ребята, Зайке нужно в детский сад, а он находится очень далеко, поэтому Зайка решил поехать на машине. Помогите ему добраться до детского сада. Нам нужен шофёр машины. Но не всё так просто, ведь нужно проехать через разные препятствия. Далее воспитатель следит за игрой и устраивает препятствия на пути машины.

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»

Цель: Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

Материал и оборудование: игрушка мишка

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

«Детский сад для матрешек»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: маленькие матрешки.

Ход игры: - Дети, матрешки тоже хотят ходить в детский сад, но у них нет детского сада. Давайте им поможем! Выбирают из детей воспитателя и няню. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

«Кукла Катя собирается в детский сад»

Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование: Набор одежды для куклы.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.

"В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»

Цель: Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.

Материал и оборудование: Игровой набор «Инструменты»

Ход игры: Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«В детский сад пришёл гость»

Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование: кукла-повар

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты».

Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.

«Кормление куклы Кати»

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т. д., показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами.

«Лисичка садится обедать»

Цель: Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Закреплять знания о посуде, прививать культуру поведения за столом.

Материалы: Игрушка Лисичка, набор посуды в игровом уголке

Ход игры: - Лисичка долго бегала по лесу и очень проголодалась, она просить вас покормить её. Дети усаживают Лисичку за стол, одевают ей нагрудник и накрывают на стол. Воспитатель внимательно следит за игрой, поправляет детей, помогает им, направляет игровое действие.

«В детский сад пришло письмо»

Цель: Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.

Материал и оборудование: Письмо и медвежонок

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришло письмо. И в этом письме Миша очень просит прислать ему посылку. Пошлём? Тогда нужно собрать ему гостинцы. Выясняет у детей, какие гостинцы любит Миша. Дети собирают сумку с гостинцами для Миши. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Катя пошла в магазин»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Кукла Катя

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки - это сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Катя заболела»

Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование: Игровой набор «Больничка»

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.

«Зайка - почтальон»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Ход игры: Воспитатель сообщает, что Зайка сегодня почтальон, и он разносит почту, а если вы хотите отправить письмо или посылку, то Зайка доставит её по назначению. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Магазин игрушек»

Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование: Игра проходит в игровом уголке – магазине.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«Доктор детского сада»

Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Материал и оборудование: Набор "Доктор»

Ход игры: Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей» (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Предложите крохе поменяться ролями.

Оценочный этап

Показатели и критерии педагогического мониторинга.

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Социально-коммуникативное развитие

- Игровая деятельность

- Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей.

- Трудовая деятельность

- Формирование основ безопасности.

1

10

1

10

9

16

8

15

0

7

Средняя группа

Результативность опыта отслеживается ежегодно в течение всего времени работы с детьми в средней группе. Данные выводы подтверждают диагностические показатели.

ДИАГРАММЫ:

На начало 2020-2021 учебного года: высокий уровень – 0 %; выше среднего - 62%; средний уровень - 31%; ниже среднего – 3%; низкий уровень – 4%.

К концу 2021-2022 учебного года: высокий уровень -24%; выше среднего - 52%; средний уровень - 21%; ниже среднего – 0%; низкий уровень – 3%.

Уровни:

Низкий 19-28 баллов. Ребенок недостаточно имеет представления о правилах культуры поведения и общения, нуждается в постоянном контроле взрослого; конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил. Интерес ребенка к труду неустойчив; представления о труде взрослых, их профессиях поверхностные, недостаточно отчетливые; нет выраженного стремления к самообслуживанию, ребенок самостоятельно не следит за своим внешним видом. Ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, не может установить причино -следственных связей между опасностью и характером поведения в ситуации.

Ниже среднего 29-47 баллов. Ребенок имеет слабое представление о правилах культуры поведения и общения. Нуждается в постоянном контроле взрослого. Часто конфликтует со сверстниками, нарушает правила игры, затрудняется в распределении ролей. Имеет слабые знания о труде взрослых. Сам в трудовой деятельности не самостоятелен, результаты труда низкого качества. Мало знает о своей семье. Различает лишь некоторые опасные ситуации, но выхода из них найти не может.

Средний 48-66 баллов. Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает. Периодически нуждается в контроле взрослого. Иногда конфликтует со сверстниками, неохотно прислушивается к мнению взрослых. Замечает за собой свои промахи, но не всегда их исправляет. Замечает нарушение за другими детьми, но не дает им рекомендации к исправлению. Интерес к труду не устойчивый избирательный. Навыки самообслуживания развиты, но требуют напоминания. Правила поведения в быту, природе в социуме знает частично, но не соблюдает или соблюдает, но после напоминания.

Выше среднего 67-85 баллов. Ребенок охотно вступает в общение со сверстниками и взрослыми. Знает общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок знает много профессий, имеет представление об их значимости для общества. В самообслуживании самостоятелен. Имеет представления о безопасном поведении в социуме и в природе. Устанавливает связь между неправильными действиями и последствиями для жизни с помощью взрослого.

Высокий 86-95 балла. Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям; ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками; Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде; Самостоятелен, инициативен в самообслуживании. Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни.

Заключение

После проведенной работы в конце учебного года был проведен повторный мониторинг. Сравнивая результаты двух мониторингов (начальной и конечной), мы видим, что длительная сюжетно-ролевая игра явилась тем универсальным средством, с помощью которого дети смогли стать членами игрового коллектива, перестроить свои взаимоотношения со сверстниками. Богаче стал ролевой репертуар детей, возросла их инициатива. Шире стал и круг общения. Ребята научились адекватно оценивать поведения других детей и свое собственное. Мы заметили, что такие меры воздействия на детей, как порицание и наказание, исключение из деятельности, ведут к усугублению негативизма и скованности детей и потому педагогически нецелесообразны.

Таким образом, в игре происходит становление личности ребенка, поэтому её педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность по отношению к больному. Поэтому правила культурного поведения ввожу в ролевые требования как обязательный атрибут игры.

Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребенка. В результате такой работы дети стали более активны, свободнее вступают во взаимодействия, подключаются к уже играющим сверстникам, уверенны и самостоятельны в игре.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

ЗАДАЧИ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

- расширение программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе.

Используемые материалы:

Методическая литература:

  1. Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст]: / П.Н. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова // – Киев: Рад. Школа, 1982г. – 112 c.
  2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: / Н.В. Краснощекова //. Изд. 4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.
  3. Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду[Текст]: Пособие для воспитателя/ Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко //2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  4. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст]: ежемесячный журнал // Дошкольное воспитание. № с.33-37
  5. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? [Текст]: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина // М.: Гном, 2013. – 96 с.

Интернет ресурсы:

1.

2.

4.

p=2051


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Организация сюжетно-ролевых игр"

Разработка поможет правильно организовать сюжетно-ролевую игру во второй младшей группе детского сада...

Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Актуальность, цель и задачиВ структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. В дошкольном возрасте формируются и развиваются все виды мышления: нагля...

Консультация для воспитателей на тему «Роль сюжетно-ролевой игры и игрушки в жизни дошкольника»

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования она имеет огромное значение для воспитания и развития личности....

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Самообразование по теме «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников»

Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».Работа начата: 16 сентября 2019г.Работа окончена в мае 2020 года.Цель:  исследование эффективности сюж...

Методическая разработка по теме НОД «Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»»

Формировать умения детей отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью....

Методическая разработка по теме: "Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Это значит, что именно через игру ребенок способен овладеть знаниями, умениями и навыками, обработать все то, что он получает из мира...