Проект «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности». Тема: «Театральная деятельность в старшей группе».
проект (подготовительная группа)

Галиуллина Гузель Салаватовна

  Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_galiullina_guzel_salavatovna_.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Тылсым" с. Давлетово муниципального района  Абзелиловский  район  Республики  Башкортостан.

Проект

«Театральная деятельность дошкольников

как средство развития творческой личности».

Тема: «Театральная деятельность в старшей группе».

Руководитель проекта: Воспитатель старшей группы

Галиуллина Гузель Салаватовна

Давлетово 2023г.


Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей… ”

(Б. М. Теплов)

Актуальность и методическая обоснованность проекта.

   Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это основная часть социально-экономических и духовных направлений современного и общественного устройства. Особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, ИЗО, правилами этикета, обрядами, традициями. Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

  Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. 

Тип проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой.

Вид проекта: долгосрочный. (Сентябрь 2023 г.-  Май 2024 г.)


Обоснование значимости образовательного проекта для достижения целей дошкольного образования.

Воспитание любви дошкольников к театру – это первый этап развития скрытых талантов и лидерских качеств. Что же такое театр? Это,  то место, где ты счастлив, где ты можешь погрузиться атмосферу волшебства. «Примерить» на себя роль от «Дюймовочки» до «Снежной Королевы». Часто взрослые не задумываются о важности театра в жизни детей. В связи с необходимостью глубокого, всестороннего, бережного и целенаправленного ознакомления воспитанников с театральной деятельностью был разработан проект «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности с лидерскими духовно-нравственными чертами характера».

 Главная цель проекта – формирование творчески-активной, социально-развитой личности, с лидерскими духовно- нравственными качествами; развитие речи и коммуникативных навыков у детей.

Данный проект призван помочь детям раскрыть их творческие способности, воспитать любовь к театру. Учит их различать положительные и отрицательные качества героев, понимать «Что такое хорошо и, что такое плохо?».

Инновацией данного проекта является создание уголка «Театрального релакса», где каждый ребенок может погрузиться в театральную атмосферу и примерить на себя роль любого театрального героя.

Педагогическая эффективность проекта.

Повышение уровня сотрудничества всех участников проекта, степени вовлеченности в общую деятельность, эффективность взаимодействия является не только основным принципом реализации проекта, но и главным критерием его педагогической результативности.

Особое внимание акцентируется на влиянии театрализованной деятельности на развитие высших психических функций, особенно речи: обогащается словарный запас, отрабатывается грамматический и лексический строи речи, развиваются монологическая и диалогическая речь, появляется больше образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. )

В проекте аргументируется об  особом значении  театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

В ходе реализации проекта дети ознакомятся с историей возникновения театра, правилами поведения в театре, о различных  жанрах.

Формируются и накапливаются разносторонние представления о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль)

Ожидаемые результаты:

  • У старших дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
  • Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
  • Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.
  • У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
  • Дети владеют куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф , плоскостным , пальчиковым , настольным, би-ба-бо  и др.) ;
  • Родители являются активными участниками работы над театральными представлениями.
  • В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам, видами театра, персонажами кукольного театра.
  • Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки.
  • Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках реализации образовательного проекта.

     Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности.             Планируем на будущее, придерживаясь принципа: системности, последовательности, доступности, продолжать работу по формированию у детей интереса к театральной деятельности.

   Родители получили консультации по вопросам театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Укрепление связей между ДОУ и семьёй.

Раскрытие творческих способностей родителей (изготовление костюмов, атрибутов для театрализованного развития детей.) Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

              Театрализация оказывает несравненное ни с чем воздействие на развитие творческих способностей и общее развитие ребенка; в коллективе формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуются творческие способности.

Таким образом, успех развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка. Правильно организованная система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста позволит создать благоприятные условия для развития театрализованных умений и способностей детей.

Задачи проекта:

- развитие связной выразительной речи;

- развитие инициативы, самостоятельности;

- развитие воображения, фантазии;

- последовательное ознакомление детей с различными видами театра

Этапы реализации проекта

I этап- подготовительный, информационно-исследовательский:

  1. Анкетирование родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок  - сентябрь

Результат: Наглядная информация для родителей:

выпуск  информационного стенда  «Театр для всех».

  1. Опрос детей «Театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок - сентябрь-октябрь.

Результат: Определение целей и задач проекта.

  1. Определение цели и задач проекта. Разработка проекта.

Срок - сентябрь,

Результат: Проект «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности»

  1. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального  центра, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Работа с родителями:

- опрос родителей по теме;

-оформление наглядной информации: памятка для родителей «Театральный этикет для детей», памятка «Театр своими руками», памятка «Театр дома», буклет «Волшебный мир театра».

-проведение индивидуальных консультаций «Правила поведения в театре», «Чем интересен современный театр»;

- Приглашение кукольного театра из г. Сибай , сказка «Лёлик и правила дорожного движения».

-привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества).


II этап основной:

Сроки

Работа с родителями

Совместная деятельность педагога с детьми

Итог работы

Сентябрь

Консультация для родителей  «Организация театрализованной деятельности в семье»

Анкетирование родителей №1

Анкета №2  «Любите ли Вы театр?»

Памятка для родителей

«Организация театрализованной деятельности в семье»

Консультирование родителей по ведущим  вопросам.

Знакомство с правилами поведения в театре, знаменитыми театрами России.

Знакомство с театральными профессиями (какую работу выполняют люди этих профессий, для того, чтобы поставить спектакль).
 Моделирование сказок по выбору объекта или сюжета.
 Составление сказок приемами развития словесного творчества совместно с родителями.

Чтение детских литературных произведений: «Мы идем в театр» Э.Успенского

Рисование иллюстраций к сказкам

Наглядная информация для родителей:

выпуск  информационного стенда  «Театр для всех».

Определение целей и задач проекта.

Октябрь

Изготовление атрибутов и декораций для инсценирования сказки «Кемдең күлдәге матур?»

Памятка «Театр своими руками»

Консультирование родителей по ведущим  вопросам. 

Изготовление ширмы для театра теней

Чтение башкирской сказки «Кемдең күлдәге матур?» (Автор А. Ш. Ягафарова)

Чтение русской народной сказки «Репка».

Изготовление театра теней к сказкам: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка»

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с героями сказки.

Репетиция сказки

Показ сказки с воспитателями  «Кемдең

күлдәге матур?».

Показ теневого театра  с детьми. Сказка «Репка»

Ноябрь

Изготовление персонажей кукольного театра к сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Волк и лиса», «Три поросенка»  на фланелеграфе.

Создание фланелеграфа для инсценирования сказки «Теремок»

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Чтение русской народной сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Рассматривание героев кукольного театра.

Рисование по русским народным сказкам.

отгадывание загадок, рассматривание картин,  иллюстраций.

Повторное чтение сказки.

Распределение ролей.

Индивидуальная работа с персонажами сказки.

Репетиция сказки.

Показ сказки «Теремок».

Показ сказки «Волк и семеро козлят» на фланелеграфе.

 Показ родителями сказки «Репка».

Декабрь

Изготовление персонажей пальчикового театра к башкирской народной сказке «Лиса сирота», «Теремок».

Изготовление ширмы для кукольного театра

Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей.

Консультация для родителей

 «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»

Чтение сказки «Лиса сирота».

Рассматривание героев пальчикового  театра.

Игры «Угадай кто?», «Где мы были, мы не скажем»

 Отгадывание загадок о театре.

 Настольно - печатная игра «Кому и что нужно для работы»

Сюжетно-ролевая игра «Идем в театр». Разыгрывание с детьми пальчиковых спектаклей по сказкам «Лиса сирота» и «Теремок»

 Показ театральной постановки родителями. Сказка «Заюшкина избушка».

Январь

Изготовление атрибутов  и декораций для персонажей к сказке «Рукавичка»

Изготовление настольного театра к сказке «Рукавичка»

Родительское собрание «Играем в театр».

Чтение сказки «Рукавичка». Демонстрация иллюстраций театральных героев, рассматривание их костюмов.

Чтение стихов и загадок про рукавички

Индивидуальная работа с персонажами по передачи характера персонажа.

Репетиция сказки

Показ родителями сказки  «Рукавичка».

Показ детьми для детей всех возрастных групп  кукольный театр, сказка «Рукавичка» 

Февраль

Создание атрибутов  для Игры-  драматизации к сказке «Муха Цокотуха».

Оформление консультации «Жизнь…Игра…Театр»

Игры-превращения «Превратись в предмет»

 Беседа «Что мы знаем о театре»

Дидактические игры «Из какой сказки», «Добрый -злой».

Подвижные игры «Весёлые обезьянки», «Деревянные и тряпичные куклы»

Чтение сказки  «Муха- Цокотуха»

Драматизация сказки «Муха- Цокотуха» с совместным участием детей и родителей.

Март

Консультирование родителей по ведущим вопросам.

Организация совместных посещений объектов культуры и

 культурных мероприятий и т.д.

Маски – Шапочки.

Рассказ сказочницы об этом виде театра.

Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей. 

Подвижные игры с использованием масок-шапочек.

 Открытое занятие "Путешествие в сказку"  (интегрированное) Мастер-класс

«Развитие творческих способностей средствами

 театрализованной деятельности»

Апрель

Изготовление настольной дидактической игры по сказкам «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три поросенка»

Чтение сказки  «Заюшкина избушка», «Колосок»

Дидактические игры по сказкам

Игра на выражение эмоций  «Сделай лицо».

«Веселые сочинялки» (пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра)

Май

Консультирование родителей по ведущим вопросам.

Совместная подготовка декораций и атрибутов для сказки «Мешок яблок».

Награждение детей и активных родителей грамотами и благодрностями.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.

Развивать внимание, память, воображение.

-Совершенствовать исполнительское мастерство.

Итоговое мероприятие: Театральная драматизация  сказки «Мешок яблок» . Автор: В. Сутеев.


Список литературы:

Используемая литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ".
  • Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
  • А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  • Е.В.Мигунова  «Организация театральной деятельности в детском саду»,  Великий Новгород, 2006 год.
  • И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  • Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
  • Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва  изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  • «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования   «От рождения до школы».  Под редакцией   Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
  • Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  • Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной,  свободной личности, так как именно т...

Конспект НОД. Образовательная область "Художественное творчество" Аппликация с использованием трафаретов - как средство развития творческой личности дошкольника. "Подарок любимой мамочки".

Уважаемые коллеги, представляю вам своё занятие по аппликации и надеюсь, что оно вам пригодится в работе. Работа с трафаретами очень интересная и увлекательная, дети  любят обводить трафарет...

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Статья "Развитие творческой личности средствами театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность способствует появлению и развитию ребека творческих способностей,воображение,памяти,мышления. Она помогает детям осознать чувства,мысли, увидеть окружающий мир через обра...

Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника

Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творче...

Презентация " Игра - средство развития творческой личности дошкольников. Подготовила: воспитатель I квалификационной категории Корнеева В.А.

laquo;ИГРА - ЭТО ОГРОМНОЕ СВЕТЛОЕ ОКНО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ В ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЕНКА ВЛИВАЕТСЯ ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ИГРА - ЭТО ИСКРА, ЗАЖИГАЮЩАЯ ОГОНЕК ПЫТЛИ...