Обобщение опыта "«Кинезиология-здоровьесберегающая технология для развития у детей межполушарных связей» ФПМ 2024
методическая разработка (старшая группа)

Уфимцева Лариса Александровна

Кинезиология или «Гимнастика для мозга» — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа имени Г.М. Ефремова Шадринского муниципального округа Курганской области»

C:\Users\HP\Desktop\IMG_20180630_142626 (2).jpg

                                           

Воспитатель

Уфимцева Лариса Александровна

        

        

Обобщение опыта

«Кинезиология-здоровьесберегающая технология для развития у детей межполушарных связей»

                                                 С. Красная Звезда   2024г

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И. Соньер.

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов образования дошкольников является проблема здоровьесбережения. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей - является одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта  и Федеральной образовательной программы. В последнее время мы  все наблюдаем, как наши дети большую часть своего времени проводят в гаджетах. Они мало двигаются,  и окружающий мир для них становится менее интересным.

Проблема, по моему мнению, самая серьезная. Нас захлестнуло информационное цунами: количество информации, которое обрушивается на нас ежедневно, огромно, а наш мозг эволюционно создан абсолютно для другой среды и не справляется с такими объемами.

Мы постоянно оказываемся в ситуации потребления информации, сотни сообщений в социальных сетях, картинки в инстаграме, приложения, игры. И если те, кто родился до 1990 года, своё детство провел еще без мобильного телефона, то современные дети с телефоном и планшетом знакомятся в первые 3-5 лет жизни.

Что же в этом такого страшного? Да, технический прогресс дает нам много благ. Мы всегда на связи, за несколько секунд мы можем получить необходимую информацию, можем поставить ребенку мультфильм, и малыш не будет нам надоедать.

К сожалению, наш мозг не справляется с этим потоком, потому что устроен по-другому. Он может либо принимать информацию, либо ее обрабатывать (то есть думать, мыслить). Когда ребенок постоянно находится в формате потребления информации, его способность думать атрофируется. У врачей даже появились два новых термина – это «цифровое слабоумие» и «информационная псевдодебильность». Ими обозначают проблему, когда человек со здоровым физиологическим мозгом не может совершать простых интеллектуальных действий.

В своей работе мне не редко приходится сталкиваться с детьми, которые невнимательны, не способны сосредоточиться и выполнить то или иное упражнение. Такие воспитанники не проявляют познавательной активности на организованной образовательной деятельности, постоянно отвлекаются. Все это замедляет образовательный процесс.

Данная ситуация поставила передо мной задачу поиска эффективных форм и методов работы, для улучшения образовательной ситуации. По мнению многих авторов, такой формой работы может быть - кинезиология.

Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку. Большой  вклад в ее развитие внесли: В. В. Гориневский, В. В. Гориневская, В. Н. Мошков, И. М. Саркизов - Серазини, Ю. И. Данько, В. К. Добровольский, С. М. Иванов, С. В. Хрущев, В. А. Силуянова, А. И. Журавлева, В. А. Епифанов, М. И. Фонарев и др. Они трактуют кинезитерапию как «лечение движением».

Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: образовательная кинезиология, гимнастика ума, нейрокинезиология, спортивная кинезиология, медицинская и др.

В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.

Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста имеет высокую актуальность из-за ряда причин:

  • Физическое развитие: Кинезиология помогает развивать физическую активность и координацию движений у детей дошкольного возраста. Полезна для развития крупной и мелкой моторики, укрепления мышц, улучшения гибкости и баланса.
  • Психомоторное развитие: Кинезиология включает в себя элементы таких сенсорных методик, как массаж, вибросенсорные упражнения и многое другое. Они имеют положительное влияние на психомоторное развитие детей, регулируют нервную систему и помогают детям лучше контролировать эмоции, снять стресс и улучшить свою концентрацию.
  • Академическая успеваемость: Хорошо развитая моторика и эмоциональное состояние способствуют более эффективному обучению. Кинезиология помогает улучшить память, внимание и концентрацию детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, способствует повышению их академической успеваемости.
  •   Социальное взаимодействие: Методы кинезиологии могут быть использованы для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Групповые занятия с использованием таких методов способствуют созданию здоровой атмосферы, способствуют формированию толерантности, поощряют сотрудничество и совместную деятельность.

Цель кинезиологии для детей дошкольного развития заключается в том, чтобы помочь детям развивать координацию, силу, баланс, гибкость и другие моторные навыки, что важно для развития физической подготовки и улучшения общих навыков движения у детей. Кинезиология также помогает детям осознавать свое тело, управлять своими эмоциями и строить здоровые отношения со сверстниками через физическую активность и игру.

Кинезиология или «Гимнастика для мозга» — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Основная идея метода кинезиологии — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга, что очень важно для человека.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединение левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему.

 Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. (восприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека). 

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации,  постановку целей и построений программ.
       У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого.

      Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении, такие как:

  • Проблемы в письме.
  • Проблемы в устной речи.
  • Трудности в запоминании информации.
  • Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
  • Сложность в восприятии учебной информации.

 На несформированность межполушарного взаимодействия указывают такие признаки, как:

  • Зеркальное написание букв и цифр.
  • Логопедические отклонения.
  • Неловкость движений.
  • Агрессия.
  • Плохая память.
  • Отсутствие познавательной мотивации.
  • Инфантильность.

К счастью, полушария мозга можно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур.

Особое значение межполушарному развитию ученый Пол Деннсон дает возрастному периоду с 2 до 8 лет.  Именно этот возраст самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Вот это и натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и привлекла меня наука – кинезиология.

Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, что  сказывается на развитии интеллекта и даже эмоциональной сферы.

Развивая межполушарное взаимодействие, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

И поэтому своей педагогической находкой, считаю нейрогимнастику, отметив её для себя, как инновационную здоровьесберегающую технологию.

       Нейрогимнастика - это комплекс упражнений и игр, направленных на стимуляцию и развитие мозговой активности, улучшение интеллектуальных и физических способности детей дошкольного возраста. Развитие внимания, памяти, мышления, координации движений, речи и других важных навыков.

       Упражнения нейрогимнастики могут включать различные задания, например:

  • Задачи на внимание: дети должны найти отличия между картинками, находить скрытые предметы и др.
  • Задачи на память: детям предлагаются задания, в которых нужно запомнить и воспроизвести последовательность объектов или действий.
  • Задачи на развитие мелкой моторики: дети занимаются различной мелкой моторикой, например, складывают пазлы, нанизывают бусы и т.д.
  • Задачи на развитие речи: детям предлагается говорить и повторять определенные звуки, слова или фразы.

        Такие упражнения полезны как дополнение к образовательной программе дошкольного учреждения или домашнего обучения.

       Целью моей работы является:

-  Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля) облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения.

Задачи:        

  • Стимулировать развитие мозга детей.
  • Улучшить концентрацию и внимание детей.
  • Развивать память и мышление.
  • Улучшить координацию движений.
  • Развивать речь и логическое мышление.
  • Содействовать развитию творческого мышления.
  • Улучшить общую физическую подготовку детей.
  • Повысить самооценку и самодисциплину.
  • Развивать воображение и творческое мышление.
  • Улучшить способность решать проблемы и принимать решения.

          Чтобы подружить оба полушария, я использую следующее игровое оборудование:

1. Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.

Сами упражнения представляют собой следующую схему действий:
- упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой-против часовой стрелки;

- упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;

-упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки; последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.

При выполнении задания главным правилом является движения от простого к сложному. Мы не переходим к следующему упражнению если не освоили предыдущие.

  В результате слаженной работы обоих полушарий мозга, между ними укрепляется нейронные связи.

2. Одно из самых любимых упражнений для детей это нейротренажер «Умная восьмерка» и Доска Бильгоу

Нейротренажёр «Умная восьмёрка» - это балансир для развития мозга и снятия эмоционального напряжения. Он представляет собой деревянное пособие в виде цифры «восемь» с углублениями для выполнения заданий – катания шарика, где шарик катается по траектории перевернутой восьмерки. 

 Особенности нейротренажера « умная восьмерка» состоит в следующем:

- улучшает концентрацию внимания

-улучшает пространственный фактор (работа с проблемами у детей с ориентировкой своего тела в пространстве и времени: понятия право-лево, над-под, между, впереди-позади)

-обучает плавнообразным движениям глаз, что необходимо для построчного слежения при чтении письме.

-расширяет поля зрения; улучшается восприятие, расширяются интеллектуальные возможности

-антистрессовый фактор сглаживается импульсивность и геперактивность, гармонизируется нервная система, ребенок приходит в состояние внутренного покоя.

-для интересного времяпровождения.

В упражнениях с тренажером участвуют одновременно руки и глаза, задействованы оба полушария, речевой центр и мозжечок.

Доска Бильгоу представляет собой простую конструкцию, на которую ребенок становится ногами. Одним из способов использования балансировочной доски Бильгоу является тренировка равновесия. Ребенок становится на доску и пытается поддерживать равновесие, сохраняя ее горизонтальное положение. Во время тренировки ребенок выполняет различные упражнения, которые сочетают в себе умственную и физическую нагрузку.  занятий на тренажере Бильгоу может быть полезен для детей с различными нарушениями развития, так как они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков, а также могут помочь детям освоить новые навыки и повысить уровень самооценки. Для коррекционно развивающих упражнений на доске Бильгоу применяется мишень напольная цветная с цифрами.

3.«Кинезиологические мешочки»». Кинезиологические мешочки с различными наполнителями развивают мелкую моторику. Они предназначены для проведения занятий по тренировке координации, ловкости и внимания. Упражнение выполняется в парах. Возможно выполнение под счет или под музыку. Вариант 1. Оба мешочка в руках одного из игроков. Участники перекладывают мешочки по принципу «ты мне-я тебе» одновременно двумя руками. Вариант 2. В правой руке у каждого игрока мешочек. Участники одновременно перекладывают по одному мешочку в руку другому.

4.Одно из самых универсальных способов развития — детей- это рисование, в том числе рисование двумя руками на песке. Ребенок рисует одновременно двумя руками, создавая симметричные зеркальные рисунки. При рисовании песком ребенок развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга.

5. «Кинезиологические мячи» – мячи, изготовленные из особого материала, который придает им высокую прыгучесть и значительную легкость, применяемые для выполнения кинезиологических упражнений. Упражнения с мячиками развивают моторику, зрительнодвигательную координацию, межполушарное взаимодействие, чувство ритма и др. Перед началом упражнения с ребенком проводится обучение по основным видам захвата мяча. «Чашечка» - рука ладонью вверх, расположена в виде чашки. «Стакан» - рука располагается так, как будто держит стакан с водой (большой палец с одной стороны, сложенные вместе 4 оставшихся пальца – с другой). «Крабик» - захват ладонью вниз, мяч обхвачен рукой сверху. Ребенок производит броски мяча вниз разными захватами, выполняет броски и ловит мяч разными руками по одной и двумя руками одновременно. В качестве усложнения можно добавлять хлопок.

6 .Нейродорожки для двух рук и пальчиков. Дети передвигаются по дорожке, используя один или два пальчика в зависимости от задания.

7. Для координации рук и ног я использую упражнение «Ножки-Ладошки». Дети продвигаются по дорожке, учатся ориентироваться в пространстве, определять правую и левую сторону своего тела.

8. Так же для синхронизации работы обоих полушарий мозга я использую упражнение «Покажи или обведи двумя руками». Детям необходимо показать или обвести заданный предмет или картинки, действуя двумя руками одновременно. Такие игры хорошо подходят для использования в образовательной деятельности. Например, закрепление цифр, букв, геометрических фигур и т.д.

9. «Выложи по образцу», действуя двумя руками. Я использую это как индивидуально, так и с подгруппой детей. Дети работают двумя руками, выкладывая цветные помпончики по цветовому ряду.

10. Нейропсихологические игры «Попробуй, повтори!». Без развития двигательных навыков невозможно развитие ребенка. В игре дети повторяют по карточкам движение рук, а затем более сложное, позы всего тела. Такие игры мы применяем на физкультурных занятиях, физминутках, утренней гимнастике, динамических паузах.

11. С нейрогимнастики начинается наше утро. В раздевалке у нас висят плакаты с нейродорожками, организована нейроигра «Кулак-ладонь», которая расположилась на шкафчиках детей. Дети, заходя в раздевалку проходят этот тренажер.

12. Для выполнения упражнения « Кулак-ребро-ладонь» детям необходимо запомнить три положения рук. Квадрат – это ладонь, круг – это кулак, прямоугольник- это ребро. Ребенок меняет положение рук в соответствии с заданиями, постепенно ускоряя темп.

13.Рисование двумя руками. Заставляя синхронно работать оба полушария мозга можно получать состояние сверхобучаемости. В котором процесс обучаемости проходит значительно легче и эффективнее. Один из способов активизации обоих полушарий – это рисование двумя руками.

14.Нейротренажер «Нейроладошки» - это отличный способ помочь детям улучшить свою речь и развить навыки общения. Это уникальный набор, деревянных фигурок, которые помогают развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Каждая фигурка имеет свой особый жест, который нужно повторять.

 Применять все перечисленные игры и упражнения можно в любое время, в т.ч. в образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке, а также в самостоятельной деятельности.

По данной теме я работаю уже второй год и могу с уверенностью сказать, что все перечисленные игры и упражнения оказывают благотворительное влияние на развитие ребенка.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается нашими  родителями положительно.

 Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений для занятий с детьми в домашних условиях. Для этого я  провела с родителями несколько тематических консультаций по разным направлениям развития ребенка. Единство требований, скоординированная деятельность воспитателя и родителей, направленная на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов в развитии дошкольника. Важно найти такую форму общения с родителями, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и развития их детей.  Использую такие формы работы с родителями, которые позволяют строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода: групповые родительские собрания, подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия для родителей, мастер – классы, буклеты с подбором кинезиологических упражнений

Свои консультации и мастер классы по кинезиологии я  так же провожу с родителями, чьи дети не посещают детский сад. Родители с интересом и увлеченно опробовали комплекс кинезиологических упражнений, в который вошли растяжка, телесные упражнения, упражнения для развития межполушарного взаимодействия и для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, массаж и самомассаж, рисование двумя руками.

Проводя планомерную и систематическую работу, были получены следующие результаты:

 1. У детей появился устойчивый интерес к данному виду деятельности и, желание познавать новый материал.

 2. Появилась потребность использовать приобретённые знания на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, коммуникативные навыки сформированы у 90% детей группы.

             3. Физическое развитие детей улучшилось, что оказывает положительное влияние на их здоровье и общую физическую активность.

             4. Воспитанники стали более сосредоточены, что повысило их уровень внимания во время какой-либо деятельности.

             5. Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны.

    6. Систематическое проведение упражнений способствовали формированию мелкой и крупной моторики, у воспитанников снизилась утомляемость.

    7. У детей улучшилась память, внимание, пространственные представления.

8. В ходе совместной деятельности в группе между детьми, родителями и педагогами установилась система сотрудничества и взаимопонимания.

            В целом, положительная динамика проявляется в индивидуальных картах развития дошкольника в различных аспектах развития, где я наблюдаю, что ребенок становится более самостоятельным, социально адаптированным, коммуникабельным и активным в познавательной деятельности.

     Таким образом, кинезиология является эффективной здоровьесберегающей технологией для развития у детей межполушарных связей.

Использование кинезиологических игр, физических упражнений и движений помогает активизировать работу мозга и способствует развитию различных навыков и функций.

Кинезиология представляет собой целостную и уникальную методику, которая важна и полезна для развития у детей межполушарных связей и общего физического и психологического благополучия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Шамиль Ахмадуллин. Как легко учиться: Книга для родителей. - М.: АСТ, 2019.
  2. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
  3. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
  4. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. — Владивосток, 1988.
  5. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М.: Аркти, 2003. – 156 с.
  6. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Большой дом»

Конспект занятия по аппликации «Большой дом». Презентация для детей «Большой дом»....

Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Пирамидка»

Конспект занятия по аппликации «Пирамидка». Презентация для детей «Пирамидка»....

Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Красная Шапочка»

Конспект занятия по аппликации «Красная Шапочка». Презентация для детей «Красная Шапочка»....

Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»Представленные материалы могут быть использованы музыкальными рук...