Педагогический проект «Традиции русского народа»
проект (старшая группа)

Запольская Альбина Викторовна
Педагогический проект
«Традиции русского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_russkogo_naroda_proekt.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

                МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»

                                     Педагогический проект

                                «Традиции русского народа»

                                                                        Подготовили:

                                                                  Учитель-логопед первой категории

                                  Запольская А.В

                                                         

                                                 2023 г.

Проблема проекта: Недостаточное внимание к изучению и сохранению народного искусства, традиций и обычаев, что ведет к потере исторической памяти и разрыву связи между поколениями.

Гипотеза: Внедрение систематического обучения и воспитания, основанного на традициях русского народа, будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста базовых знаний о культуре, истории и обычаях России, развитию чувства патриотизма, уважения к своим корням и предкам, также повышению мотивации к изучению русского языка и литературы.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования у детей духовно-нравственных и патриотических качеств, уважения к истории и традициям своего народа. В современном мире, где все более распространенными становятся идеи глобализации и стирания культурных границ, важно сохранить и передать будущим поколениям знания о традициях и обычаях нашего народа. Это поможет укрепить связь между поколениями, сохранить культурное наследие России и воспитать достойных граждан своей страны.

Цель проекта: формирование у детей духовно-нравственных и патриотических качеств через знакомство с традициями и обычаями русского народа

Задачи проекта:

– Расширить знания детей о культуре, быте, истории, традициях и обычаях русского народа
– Воспитывать уважение к родному языку, культуре и истории
– Развивать творческие способности детей, участвуя в народных праздниках, играх и обрядах.

- Повысить двигательную активность через русские народные игры .
– Формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Методы и приёмы реализации проекта:

-беседы;

- чтение русских народных сказок;

- просмотр презентации 

- использование нетрадиционной техники (пластилинография «Дымковская барышня»

- просмотр видеофильма

- с\р игра «Путешествие в русскую деревню»

-драматизация русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

-работа с родителями;

План реализации проекта:

На первом этапе будет проведено исследование актуальности темы проекта, определение целей и задач, а также подбор материалов и методов для реализации проекта.

На втором этапе будет организована работа с детьми по ознакомлению с традициями и обычаями русского народа, проведение тематических занятий, праздников, игр и обрядов.

Третий этап включает в себя анализ результатов проекта, подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы в данном направлении

Вид проекта: групповой, информационно-творческий, познавательный

Участники дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.

Срок  3 недели

Проект реализуется по нескольким направлениям:

 -совместная с детьми деятельность;

 -непосредственно образовательная деятельность;

 - взаимодействие с музыкальным руководителем, логопедом.

 Всю работу по реализации данного проекта можно разделить на три основных этапа:

 -подготовительный;

-основной;

-заключительный.

В процессе подготовительного этапа Подбор материала о народах России. Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций о народах России.

Знакомство с литературными произведениями: Гуси-лебеди”
– “Кот, петух и лиса”
– “Лиса и журавль”
– “Заюшкина избушка”
– “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
– “Морозко”
– “Снегурочка”

Былины о богатырях: “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”, “Алеша Мурманск и Тугарин Змей”.
– Народные песни и танцы: “Калинка”, “Во поле береза стояла”, “Светит месяц” и другие.
– Пословицы, поговорки, загадки: “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Работа - не волк, в лес не убежит”, “Два сапога - пара”.
– Прибаутки, заклички, считалки: “Сорока-ворона кашу варила”, “Дождик, дождик, перестань”, “Раз, два, три, елочка, гори!”.

2 этап – практический

Содержание работы

Цель .

1.

Экскурсия в музей старины

Расширить представления детей о жизни и быте русского народа ; познакомить детей с мини –музеем ; развить исследовательский интерес и любознательность.

2.

 Просмотр презентации «Традиции русского быта»

Изучить историю русского быта; познакомиться с традициями и обычаями русского народа , рассмотреть особенности национальной кухни, изучить традиционные ремесла и промыслы.

3.

Просмотр презентации  «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина»

Закрепить с детьми понятие изба; познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством; словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

4

Конструирование «избы»

Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

5.

Познавательная викторина «Традиции и обычаи русского народа: путешествие в историю»

Воспитывать  интерес к художественной литературе; знакомить  с устным народным творчеством; закрепить знание русских народных сказок;

6.

Драматизация сказки «Кот петух и лиса»

Развивать  творческие способности детей дошкольного возраста, через  организацию драматизации сказки, расширение кругозора., Способствовать развитию диалогической речи, развивать интонационную выразительность ;Побуждать детей передавать образ  героев сказки .

7.

Презентация «Традиции русского быта»

Познакомить детей с устройством русской избы; познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас (изба, горница, ушат, корыто, котелок, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват); привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

8

Работа с родителями

Наглядная информация для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре»

9.

Просмотр видеофильма «Как на Руси появился самовар?»

Познакомить детей с историей создания самовара. Фильм может рассказать о истории самовара, его роли в жизни людей, различных видах самоваров и особенностях их изготовления. Обсуждение разнообразия самоваров у наших предков. Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. воспитывать интерес к истории и культуре России, развивать творческие способности детей и формировать уважения к традициям и обычаям нашего народа.

10.

Продуктивная деятельность детей «Дымковская барышня»

Знакомить с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях, формировать интерес к занятиям.

11.

Работа с родителями

Оформление музея народных промыслов, изготовление кукол оберегов

12.

С\р игра Путешествие в русскую деревню”

- сюжетно-ролевая игра, в которой дети отправляются в путешествие по русской деревне и знакомятся с жизнью и бытом крестьян. Они могут примерить на себя роли крестьян, работать на поле, ухаживать за домашними животными, готовить традиционные блюда и участвовать в народных гуляниях.

13.

Подвижные, русские народные игры, игра «Горелки»

 Познакомить детей с играми; приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

14.

 Продуктивная деятельность  использование нетрадиционной техники (пластилинография         « Дымковская барышня»

Развивать творческих способностей детей через знакомство с дымковской игрушкой .

15.

Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек.

Хороводная игра

«Ручеек »

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей

16.

Заучивание потешки «Посылали молодицу»

Аппликация «Украшение тарелочек»

Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей

Ознакомить детей с русским народным орнаментом (гжель), раскрыть его характерные черты; учить композиционному построению аппликации орнаментов; развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства; воспитывать у детей любовь к культуре своего народа

17.

Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.

П\и «Карусель»

Создать необходимые условия для знакомства со сказками; развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; пробуждать интерес к сказкам; воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм.

18.

Чтение русской народной сказки: Гуси-лебеди”

Воспитывать любовь к народному творчеству, сопереживать героям, понимать смысл сказки и извлекать из нее уроки

19.

Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа»

Формировать представление о самобытных традициях

3 этап – заключительный.

          В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории и традициям русского народа.

     Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас детей обогатился названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

1.Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ по проекту.

3.Презентация проекта с фото.

Использованная литература:

  1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. – 256 с.
  2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В.П. Аникин – М.: МГУ, 1969. – 95 с. 
  3. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова – Тольятти, 2008. – 71 с.
  4. Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова – М.: Издательство Советская Россия, 1989. – 314 с.
  5. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  6. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А.  Иванцова – Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. – 272 с.
  7. Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с.
  8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.

Интернет – источники:

 1.https://лучшийпедагог.рф/publ-mater/ad?cid=2:materdo&id=1728:знакомство-детей-с-народными-календарно-обрядовыми-праздниками

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/08/31/znakomstvo-detey-s-kalendarno-obryadovymi

3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/02/proekt-znakomstvo-s-kulturoy-i-traditsiyami-russkogo 

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями» 

Цель: сформировать представление о русских народных обычаях, обрядах,

об истории и культуре русского народа. 

Ход  мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Традиции русского народа"

Проект знакомит детей с праздниками, обычаями, предметами быта русского народа.....

Презентация проекта «Традиции русского народа. Зимние забавы.»

Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период;  развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививат...

Занятие по проекту "Традиции русского народа"

Беседа с детьми о русской избе...

Проект "Традиции русского народа"

Духовно- нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жзизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающего в себя воспитание чувства долга, справедлив...

Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....

Презентация проекта "Традиции русского народа.Музей русская изба"

формирование представление детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....

проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»

Цел: Разработать и апробировать проект о  педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение  дошкольников к русским народным традициям, направленным на  развитие  духовно-нр...