Педагогическая находка «Путешествие по городу Омутнинску» (старший возраст)
методическая разработка

Тебенькова Евгения Игоревна

Содержание представленной разработки реализуется в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, Рабочей программой воспитания ДО (региональный компонент) в рамках тематической недели «Моя малая родина». Преимущественно направлено на реализацию образовательной области «Познавательное развитие», а также охватывает образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka._tebenkova.docx220.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Сказка» г. Омутнинска Кировской области

Педагогическая находка

«Путешествие по городу Омутнинску»

(старший возраст)

Автор: Тебенькова Евгения Игоревна,

                                              воспитатель

2024 г.

Содержание представленной разработки реализуется в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, Рабочей программой воспитания ДО (региональный компонент) в рамках тематической недели «Моя малая родина». Преимущественно направлено на реализацию образовательной области «Познавательное развитие», а также охватывает образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Занятие построена на основе исторических данных, которые вызывают большой интерес у дошкольников и мотивирует их на деятельность.

Для более качественного усвоения материала занятие может быть поделено на несколько частей (каждая часть может быть представлена как самостоятельное занятие).

Данная педагогическая находка может быть интересна педагогам Восточного образовательного округа, студентам педагогических колледжей.

Цель: Познакомить с образованием г. Омутнинска, его достопримечательностями, «Красной книгой Кировской области».

Задачи:

1.  Расширить  представления детей о родном городе, об историческом прошлом. Формировать интерес к «малой родине», в частности к родному городу Омутнинску. Рассказать детям о достопримечательностях города, о Красной книге Кировской области.

2. Развивать чувство гордости за родной город.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к населению города, к памятным местам.

          

Подготовка воспитателя. Уточнить знания о родном городе в библиотеке им. Алейнова. Подготовить необходимый материал. Работа с баннером «Прошагаем город», «Красная книга Кировской области».

Подготовка детей. Чтение стихов  о городе. Беседа о городе. Продуктивная деятельность «Любимое место отдыха в городе», «Достопримечательности города»

Ход - Дети приходят в назначенное время в выставочный зал музея завода, где их встречает экскурсовод. В помещении оформлена выставка фотографий г. Омутнинска в прошлом, и в настоящем. Детям предлагается обратить внимание на фотографии, карту.

Что вам здесь знакомо? О чём пойдёт речь сейчас?  

         Звучит песня омутнинской поэтессы В. Л. Кругловой:

«Здравствуй, город Омутнинск!

Здравствуйте, все жители!

Нет нигде такой родной

Для меня обители!

Я видала города, видела столицы,

Но мой город Омутнинск – самый яснолицый,

Если я куда уеду,

Возвращаюсь я к обеду,

Город трудится, живет,

Он домой меня зовет.

Пусть и грязные дороги,

Пусть и вязнут мои ноги,

Мое сердце, словно птица

В Омутнинск всегда стремится!»

           Экскурсовод обращает внимание детей на слова песни (идёт разбор слов) и на карту, на которой  отмечено место образования рабочего поселка Осокино, где пересекаются 2 реки – Вятка и Омутная.

         Детей знакомят с народными названиями посёлка «Медвежий угол»,  «Омут», « Глухой», разбирают значение данных названий.  

История города  уходит в далекий 17 век. В то время железо в нашу страну ввозили из Швеции. Но многолетняя война с ней лишила Россию этой возможности. Срочно требовался собственный металл. 6 июня (17-го по новому стилю) 1773 года Государственная берг-коллегия издала указ о строительстве по реке Омутной железоделательного завода. Заняться этим поручили владельцу Пудемского завода подполковнику И. П. Осокину, и тот указ выполнил: завод построил. Осенью 1755 года была выдана первая плавка. Развивался завод медленно. Столь же медленно рос и поселок. Назывался он в честь владельца завода сначала Осокино, позднее — Омутная, а еще позднее — Омутнинский завод.

          Рассказ экскурсовода сопровождается показом фотографий, чтением стихов о «старом» городе. В ходе беседы обсуждаются вопросы:

            Почему Осокино и Омутная – поселки, а Омутнинск - город?

            Как бы вы назвали свой город?  

Воображаемая ситуация: представить, что дети попали в прошлое. Что заинтересовало, показалось необычным?

Детям предлагают игру «Я начну - вы продолжайте»: У пересечения рек Вятка и Омутная когда – то очень давно появился маленький рабочий…….. (поселок). В поселке подполковник Осокин решил построить железоделательный …… завод). Поселок со строящимся заводом назвали ……(Осокино). Позднее поселок поменял свое название в честь реки, и стал называться ……(Омутная). Когда поселок рос, развивался, ему присвоили звание города…..(Омутнинска).

           В конце спрашивают детей о том, какое из названий им нравится больше всего и просят обосновать свой ответ.

        Далее экскурсовод обращает внимание на выставку «Омутнинск в настоящем».

Используется наглядное пособие «Прошагай Омутнинск» (авторское, разработано на основе баннера «Прошагай город»).

Содержание наглядного пособия способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию дошкольников.

Работу с данным пособием можно использовать как в самостоятельной  деятельности детей старшего возраста для проявления инициативы и творчества (игра-ходилка) или как наглядное пособие на занятии.

Разработано в соответствии с Рабочей программой воспитания и включает региональный компонент.

Наглядное пособие обогатит занятие эмоциональной окрашенностью, психологически облегчит процесс усвоения материала, вызовет «живой» интерес к родному городу, расширит общий кругозор, разовьет инициативу и самостоятельность дошкольника, научатся планировать свою деятельность.

Наглядное пособие выполнено в концентрическом виде.

Каждый вариант игрового пособия может использоваться как самостоятельное занятие по ознакомлению с окружающим (ребенок и окружающий мир). Это еще одно средство воспитательной работы в игровой форме.

Новизна:

- воспитательная ценность игры: содержание заданий способствует развитию всех образовательных областей (в соответствии с ФГОС ДО, ФОП);

- игровая механика позволяет удовлетворить все потребности игроков (детей, взрослых); использованы все типы мотивации;

- авторский графический дизайн игры выполнялся совместно с детьми.

Правила игры:  

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков (+взрослые). Участники выбирают себе фишки и ставят их на «Старт». Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нём количество ходов.

Для удобства «шаги» окрашены в определенные цвета и даны условные обозначения на самом игровом поле.

Если фишка выпала на:            

         -  назови достопримечательность на картинке;

             

          - перейди по направлению стрелки;

         

          - сделай один дополнительный ход;

               

          - узнай новую информацию об объекте города.

Если выпал номер «23», то дошкольники узнают информацию про Красную книгу Кировской области:

- Почему цвет книги Красный?

- Как устроена Красная книга? и другие ???

C:\Users\Uzers\Desktop\20240124_093829.jpg

         C:\Users\Uzers\Desktop\20240124_093633.jpgC:\Users\Uzers\Desktop\20240124_093725.jpgC:\Users\Uzers\Desktop\20240124_093656.jpg

        Если выпал номер «48» - дошкольники узнают  информацию «О знаменитых людях нашего города»: C:\Users\Uzers\Desktop\20240124_124535.jpg

А. И. Рага – учитель изобразительного искусства;  

А. С. Митяшин – герой России;

Ю. Г. Скобов – олимпийский чемпион, спортсмен.

 

C:\Users\Uzers\Desktop\_1.jpgC:\Users\Uzers\Desktop\Новая папка\mityashin-1.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=8336bb17f0c47f057124f435e0872cfc_l-5274458-images-thumbs&n=13

        

        

        Если игрок не смог назвать достопримечательность на картинке на желтом кружочке, то он пропускает ход.  

        Попадая на  оранжевую фишку, игрок отгадывает загадку и узнает новую (дополнительную) информацию об объекте города  от взрослого (педагога, родителя, экскурсовода) или ребенка, умеющего читать.

                                    

         Если  «фишка» остановилась на шаге «изменение траектории» - игрок двигается дальше, по указанному направлению стрелки (вперед или назад).  

Если игра проводится совместно со взрослыми (родитель, педагог, экскурсовод и т. д.), то взрослые могут поделиться с детьми информацией об объекте города, которая пропечатана с обратной стороны картинки.

Если игрок попадает фишкой на число, находящееся рядом с QR - кодом, то взрослые, с помощью телефона, знакомят дошкольников с историей возникновения зданий, сооружений в г. Омутнинске (используется  и в игре, и в наглядном пособии).

           

Побеждает тот, кто первый дойдет до «Финиша».  Игра ведётся, пока ее не закончит предпоследний игрок.

Далее воспитатель (педагог) предлагает отправиться в путешествие по улицам нашего города (ул. Комсомольская, ул. Коковихина,  ул. Юных пионеров – близлежащие к дошкольной организации). В беседе с детьми определяется понятие «улица», ее значение.

          Вопросы: - Что такое улица?

                           -  Для чего нужны улицы в городе?

                           -  Можно ли обойтись без улиц?

                           -  Были ли раньше улицы с названиями?

          Детям показывают главные улицы города, предлагают сравнить их, найти сходства и различия.

          Детям предлагается посоревноваться в назывании улиц.

Игра  «Кто больше улиц назовет» (с жетонами), победитель награждается медалью «Знаток города».

          Игра – упражнение «Опиши, мы отгадаем» (ребенок описывает какую – либо улицу, выделяя  ее  особенности, дети пытаются отгадать ее название).

          Принятие роли   экскурсовода - дают задание: внимательно посмотреть и определить, какая это улица и рассказать о ней.

          В конце экскурсии детей спрашивают, какая улица им запомнилась больше всего, почему. Какие главные слова сегодняшней экскурсии.

Дети получают домашнее задание: узнать у родителей, прабабушек, дедушек интересные факты из истории нашего города, составить альбом про город. 

Через несколько дней после экскурсии побеседовать о главных улицах города, о достопримечательностях города, организовать рисование «Улицы нашего города», «Моя Красная книга», «Наши Герои» и т. д.. Игра «Лови, не зевай, быстро улицу (достопримечательность)  называй». Акция «Сделаем город чистым», «Окажи помощь СВО» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка «Путешествие в королевство кривых зеркал»

Модель непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в королевство кривых зеркал»...

Педагогическая находка "Путешествие в прошлое"

Конспект предназначен для детей 5-7 лет по приобщению детей к чувашской национальной культуре...

Педагогическая находка "Путешествие по родной сторонушке"

Педагогическая находка. Методическая разработка "Путешествие по родной сторонушке" предусматривает путешествие по загадочному лесу Коми Республики....

Педагогическая находка «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА "Путешествие капельки"

НОД Путешествие капельки. Музыку к данному уроку вы можете найти у меня в разделе АУДИО....

Педагогическая находка "Путешествие по сказочной стране"

Логопедическое занятие с элементами сказкотерапии и тестопластики ( региональный конкурс "Воспитатель года 2020")...

Педагогическая находка. "Путешествие в весенний лес"

Интегрированное занятие для детей средней группы...