Из опыта работы.
материал

Васютина Лариса Ивановна

Тема: Развитие физических качеств и координационных способностей детей дошкольного возраста посредствам подвижных игр и игровых упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklat.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

    Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Ёе роль значительно возросла в современном обществе. Связано это с тем, что в наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

   Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

       Процесс формирования физических качеств особенно важен для детей дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

       Во время занятий физической культурой важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их. Детям не интересны «традиционные» занятия, они быстро утомляются и начинают отвлекаться. Физическая культура в дошкольных учреждениях направлена не на результат, а на процесс, получения удовольствия от занятий физическими упражнениями.

 Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, учитываем следующие факторы:

- упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

-оказывать воздействие на мышцы плечевого пояса, спины, живота, ног;

-использовать постоянно нарастающей нагрузки на организм и

снижение ее в конце занятия;

-согласование методов и способов организации детей с их возрастными возможностями;

-подвижные игры после упражнений должны быть закончены спокойной ходьбой;

-организация двигательной деятельности должна вызывать у ребенка

положительные эмоции;

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания, различные перебрасывания мяча друг другу. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Также у ребенка должно быть хорошо развито равновесие. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

     Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Поскольку физические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других физических качеств.

Их развитие требует пристального внимания педагогов, и соблюдение ими следующих правил: помоги, но не навреди; заинтересуй, но не настаивай; каждый ребенок индивидуален.

Самой главной особенностью развития физических качеств в дошкольном возрасте является то, что ребенок в этом возрасте более гибкий, восприимчив, может подстраиваться под любые условия и может сохранить приобретенные данные в течение всей жизни.

     В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития двигательных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Уровень координационной способности определяется следующими способами:

– быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

– точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

– дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

– приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;

– прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

– ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.

       Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Ни для кого не секрет, то что в нашей работе игра — это основная деятельность и мы ее применяем на каждом занятии.

    Игры и игровые упражнения снимают напряжение, повышают интерес к физкультурным занятиям. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.

     В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают    познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.   Игра оказывает большое влияние, как на умственное, так и на физическое развитие ребенка младшего школьного возраста.

Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д. Систематическое использование подвижных игр способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности.

    Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

     Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

     Дети дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т.д.) Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

        Из опыта могу отметить, что одни и те же игры чередуются между собой в течении года, поэтому дети быстро теряют к ним интерес, играют без особого желания, а значит развитие координационных способностей не происходит. Поэтому я придумываю варианты к ранее изученным играм где-то их усложняю или меняю условия игры.

Подвижные игры могут быть сюжетными и бессюжетными. А также игры- забавы (в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях – бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами и т.д.)

Я подобрала и условно разделила игры на группы, которые влияют в большей степени на ту или иную координационную способность:

1. способность к реагированию («Хитрая лиса», «День- ночь», «Найди свой цвет», и т.д.).

2.  скоростные способности («Горячая Картошка», «Съедобное- несъедобное», «Мяч по кругу», и т.д.)

3. способности к равновесию («Не оставайся на полу», «Цапли»)

4. ритмическую способность (хороводные игры, прыжки через неподвижную скакалку, «Часики»)

5. способность к ориентировке («Жмурки с колокольчиком», «Снегири и Синички» «Маленький- большой т.д.)

6. способности к точности («Попади в корзину»,» Мяч в цель», «Выбей кеглю»)      

    Почти в каждой подвижной игре я использую сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Я Здесь!» в игре «Хитрая лиса» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движений: из построения в круг, дети стремительным разбегаются в разные стороны от «лисы». (способность к реагированию) или такая игра как «День и ночь»: дети должны занять свое гнездо.

При проведении подвижных игр напоминаю и о красоте движений. Например, что зайчики прыгают легко, а кошка ходит мягко, птички летают легко, красиво машут крылышками, а Мишка идет тяжело в вразвалочку, чтобы дети легче входили в образ.

      Опыт работы показал эффективность использования подвижных игр и игровых упражнений для развития координационных способностей

      Мои наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия.

    Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и, собственно, развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений я провожу в образовательной деятельности в зале и на улице, а также на физкультурных праздниках и развлечениях. А также подобранные мною подвижные игры предлагаю воспитателям для проведения на прогулке и в группе и детьми в самостоятельной деятельности.

     Таким образом, используя разнообразный игровой материал на своих занятиях можно контролировать объем усвоенных двигательных умений и навыков. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий им самостоятельно имитировать движения. В данном случае упражнения приобретают форму игры. Все игры и игровые упражнения, должны быть разнопланового характера, и должны решать разные педагогические задачи. Это все благоприятно влияет на разностороннее развитие наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....