Применение музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Нуждина Ольга Владимировна

Применение музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.

Дети с расстройством аутистического спектра  (РАС) считаются особенной категорией. Музыка оказывается единственной связью с окружающим миром для данных детей, т.к. в сочетании с движением она имеет возможность помочь ребенку в общении и выразить  себя на понятном ему уровне. В этом может посодействовать такой метод, как ритмика.

    Ритмика – это разнообразные ритмичные движения, выполняемые под музыкальное сопровождение. Данный вид деятельности развивает в малыше чувство ритма и хорошее владение собственным телом, укрепляет мышечный корсет, развивает моторные функции, способствует выработке правильной осанки и придает грацию движениям. Выполняя упражнения, которые сопровождаются музыкальным аккомпанементом, ребенок учится двигаться под музыку, выражать свои эмоции, воспринимать музыкальные образы.

  Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.

    Для детей  РАС занятия музыкой помогают повысить уровень умственной и психологической координации, так как музыка является эффективным средством в процессе развития ребенка. Музыка в целом, а также музыкально - ритмические  движения помогают детям научиться выражать свои эмоции и чувства c помощью движений, сопереживать музыке, лучше понимать музыкальные образы. Все это ведет к повышению двигательной активности и развитию физических качеств, что, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие психических, физических функций. На начальных этапах музыкального развития ребенка с РАС ритм воздействует сильнее мелодии.

        Начинать заниматься ритмикой можно в 3-4 года. К этому возрасту координация движений у малыша развита достаточно хорошо, и он способен запомнить и повторить различные физические упражнения в заданном темпе с постепенным усложнением.

Занятий ритмикой для детей с ранним детским аутизмом актуальны, так как дети с такими нарушениями живут в своем, закрытом от окружающих мире, внешне спектр их эмоций беден. Они боятся показать эмоции и переживания, которые испытывают на самом деле, поэтому выражают их посредством однотипных движений. Поскольку музыка понятна и близка всем людям независимо от их особенностей, национальности, развития, люди могут ассоциировать мелодии как грустные, веселые, танцевальные, маршевые, напоминающие о событиях в жизни. Аутичных же детей нужно научить выражать эмоции, которые они испытывают. А ритмика – самый доступный способ задействовать три канала восприятия: зрительный, слуховой и тактильный, через которые человек познает мир и делится с ним своими впечатлениями.

Основой музыкально-ритмических упражнений являются ходьба (бодрый, спокойный, высокий шаг; шаг на носках, пружинистый шаг); бег (легкий, неторопливый, широкий, высокий бег, бег с замахом голени назад, бег с высоким подниманием бедра, танцевальный или пружинистый бег и т. д.); прыжковые серии. Самым любимым видом из всех музыкальных движений для детей является музыкальная игра, которая присутствует практически на каждом занятии. Она является важнейшим элементом музыкального развития. Ведь музыкальная игра это наиболее творческая, активная деятельность, которая направлена на передачу эмоционального содержания музыкального произведения и осуществляется в характерных, образных музыкально-ритмических движениях.

   Занятие начинается с прослушивания музыкальных фрагментов различного характера, темпа и динамики. Во время прослушивания необходимо внимательно следить за реакцией ребенка и отмечать особо понравившиеся ему композиции, на основе которых будут строиться последующие занятия. Поскольку доминирующим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, включайтесь в его игры, привнося в них элементы ритмики  (учите ребенка прыгать, как зайка; ходить, как косолапый мишка, красться как лисичка). В качестве музыкального сопровождения можно использовать одноименные  детские песенки.

 Далее очень важно научить ребенка выполнять движения в темпе музыки и произносить литературный текст.

Подбор игрового материала и  музыкального  сопровождения  индивидуален, так как у ребенка могут быть интересы к определенному темпу и громкости звучания музыки, наличию или отсутствию вербального сопровождения (музыка со словами или без), а так же  уровня сложности выполняемого задания.

Основные навыки музыкально - ритмических движений у детей с РАС главным образом усваиваются в ходе разучивания танцев, комплексов ритмической гимнастики и игр. Некоторые упражнения требуют особых усилий, упражнений и тренировок. Музыкальный руководитель должен стремиться помочь детям справиться с заданием, облекая его в интересную для детей форму .

Упражнения, направленные на музыкально-ритмическое развитие детей с РАС.

1. Упражнения в ходьбе. «Прогулка» (Л. Шитте Этюд С-dur). Детям предлагается идти под музыку в любом направлении неторопливым шагом, как бы прогуливаясь. Отмечаются те, кто услышал окончание фразы. Объяснить и показать, как следует останавливаться «вместе с музыкой». Повторить упражнение еще раз.

 «Ходьба на носочках и пяточках» (И. Бах «Волынка»). На I часть музыки (1-8 т.) дети идут легким, невесомым шагом. На II часть (9-16 т.) идут на пяточках. 182 «Погуляем» (П. Чайковский «Песенка без слов»). После прослушивания пьесы детям предлагается идти в любом направлении («каждый своей дорожкой») в характере предложенной музыки, придумывая и показывая свои движения. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на самые выразительные движения. Это упражнение способствует развитию творческого воображения детей и выявляет их музыкальность.

 2. Упражнения в беге и поскоки. «Кошка» (Л. Шитте Этюд G-dur). После прослушивания музыки музыкальный руководитель предлагает детям пробежаться, как кошки - маленькими, мягкими, осторожными шажками. Просмотрев движения детей, он решает, у кого лучше получилось, и было больше похоже на кошку. Затем напоминает, что бег получается легким и неслышным, если бежать на носках, мягко, пружинящим шагом.

 «Быстрые ноги» (Ф. Шуберт «Экосез»). После прослушивания произведения музыкальный руководитель обращает внимание на строение и динамику пьесы. Затем выполняется подготовительное упражнение: на I часть – легкий бег, на II часть - энергичный, стремительный бег широким, длинным шагом.

 «Полька» (М. Глинка «Детская полька»). Дети стоят по кругу, на первые 2 такта пьесы они делают поскоки, следующие 2 такта делают «пружинку» (повторяют 2 раза). При смене характера музыки с 9-16 такта бегут боковым галопом.

 3. Пляски и танцы. «Иди за мной» (С. Затеплинский «Пляска»). Вся группа стоит в колонне друг за другом. Такты 1-8 (f). Дети двигаются энергичными поскоками за ведущим. Такты 9-16 (p). Все идут легким, пружинящим шагом «змейкой» за ведущим. На повторение тактов 1- 8 ведущий заводит детей в круг (дети с синдромом РАС ведущими не выбираются).

 «Венгерский танец» (Б. Можжевелов «Венгерская мелодия»). I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов 4 и 8 они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок. II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим или врассыпную (по заданию музыкального руководителя); на сильную долю тактов 4 и 8-остановка, на паузу - хлопок.

 «Немецкий танец» (Ф. Шуберт «Немецкие танцы»). Такты 1-16: дети свободно двигаются поскоками в рассыпную, заполняя все пространство. Такты 17-20: с тех мест, где дети оказались в конце такта 16, они идут к центру зала, акцентируя правой ногой сильную долю, и образуют тесный, ровный круг (плечо к плечу). Такты 21-24: не поворачиваясь, расходятся от центра в большой круг, берясь за руки. Такты 25-28: держась за руки, сужают круг, стараясь его выровнять. Такты 29-32: растягивают круг, расширяя его. Движения повторяются 2-4 раза. 4. Игровые упражнения.

 «Командиры» (М. Робер «Марш»). Перед началом игры дети выполняют движения, на которых она строится: на I часть идут с высоким подъемом ног, на II часть – пружинящим шагом; на повторение I части шагают на месте, высоко поднимая ноги. В игре участвуют два «солдата» и «командир». «Солдаты» стоят рядом, а «командир» напротив них на расстоянии 5-6 м. Задача «командира» - выбрать на свое место того, кто лучше выполняет движения: начинает ходьбу с левой ноги, хорошо идет пружинящим шагом, четко марширует на месте, правильно координирует движения рук и ног. По его команде: «С левой ноги - шагом марш!» - «солдаты» начинают ходьбу.

 «Эхо». Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать ритмический рисунок, который он прохлопает. Дети должны повторить. Музыкальный руководитель выбирает на свое место того, кто в точности повторил предложенный ритм. Игра может продолжаться 3-4 раза.

«Импровизация» (музыкальное сопровождение состоит из разнохарактерных музыкальных произведений, подбирается с учетом пожелания музыкального руководителя). В свободных движениях дети изображают персонажей и действия, соответствующие содержанию музыки.  Во все виды деятельности ребенок с РАС включается только по собственной инициативе. Задача музыкального руководителя увлечь таких детей к совместному творчеству с другими детьми. В ходе музыкальных занятий старших дошкольников в условиях инклюзивного образования интенсивно происходит эмоционально - эстетическое развитие, а также коррекция недостатков двигательной сферы.

Музыкально-ритмические упражнения способствуют развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развитию чувства ритма, музыкального слуха, а также способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Список литературы:

 1. Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. М.: Теревинф, 2008. 208 с.

 2. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2007. 136 с

 3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001. — 264 с.

4. Кораблина Е. П. телесно-ориентированная терпимое и танцтерапия / / Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство Исцеление души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. — СПб, 2001. — С. 83-90.
5. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 2000. — 364 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Организация психологической коррекции с детьми с РАС направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную д...

Доклад: "Применение социальных историй в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Поэтому чтобы хоть как-то помочь ребенку с РАС справиться с проблемой со...