Мастер класс "Музыка души. Интересные факты о музыкальных инструментах."
консультация (подготовительная группа)

Абдуллина Тамара Григорьевна

Материал поможет педагогу интересно рассказать детям о истории возникновения музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Музыка души. Интересные сведения о народных инструментах.

         Русские народные музыкальные инструменты появились очень давно, что свидетельствует о культурном богатстве наших предков. Они впитывали звуки окружающего мира, создавались из подручных материалов .

На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. Многие из музыкальных приспособлений наших предков используются и по сей день. Одними из первых в Древней Руси были следующие музыкальные инструменты: колокольчики, свистульки, гусли .

Использовались они скоморохами - первые профессиональные актеры на Руси. Они выступали как певцы, сказители, музыканты. Часто во время выступлений высмеяивали бояр и самого царя. Творчество скоморохов осуждалось церковью и признавалось бесовством и в 1649 году даже вышел указ изымать, уничтожать народные инструменты. Благо что эти времена прошли и народ продолжал творить и жить вместе с музыкой. У каждого музыкального инструмента своя интересная история, а я останавлюсь на инструментах, которые мы используем в работе с детьми. Это конечно инструменты шумового оркестра.

         Ударные инструменты возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами камней и палок друг о друга. Первый и самый древний из ударных инструментов , это деревянные палочки. Палочками можно отстукивать ритм.

Деревянная коробочка  - очень скромный, но важный ударный музыкальный инструмент русского народного оркестра. Представляет из себя небольшой брусок, в нем вырезают полость, что служит резанатором . Ударяя деревянной палочкой по коробочке можно подчеркнуть ритмические точки, имитировать стук каблуков или цоканье копыт. Звук резкий и звонкий. Управлять звуком можно частично закрывая отверстие.

Колотушка --  то же древний музыкальный инструмент. Это та же коробочка, только с шариком на веревочке.   Сначала он был предназначен для охранников и сторожей ,  которые ходили  по ночным улицам городов и деревень постукивая колотушкой через определенный промежуток времени. Тем самым отпугивая ночных разбойников и воров, а простым людям вселяя спокойствие, они  знали, что их охраняют. Со временем не один праздник не обходился без этого инструмента , а позже прочно закрепился в народных ансамблях. 

Трещотка

Один из самых старых музыкальных инструментов, заменяющий хлопки в ладоши который представляет собой ряд прямоугольных пластинок из древесины, нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании изделие выдаёт резкий и трескучий звук. Для создания инструмента берут прочную породу дерева, например, дуб.

Чтобы увеличить громкость между пластинками закрепляют специальные прокладки толщиной около пяти миллиметров. Трещотку часто использовали на ярмарках и выставках для привлечения внимания народа к собственной продукции. Трещотка издает громкий трескучий звук, отсюда и пошло название.

Изначально трескотуха ( так называли трещотку) использовалась только на свадебных церемониях: считалось, что ее звук отгоняет злых духов от молодоженов. Позже инструмент стали использовать на всех праздниках. Трескотуху использовали в качестве инструмента звуковой сигнализации. Сторожа при вечернем обходе домов могли оповестить жителей о случившейся беде . Так  же  трещетку для привлечения внимания использовали Бирючи – глашатаи Древней Руси. Они были своеобразным «телефоном» между народом и царем. Бирючи объявляли по улицам и площадям постановление князя, воеводы или Царя. Ее использовали также в качестве игрушки для детей. Родители могли ненадолго оставить малышей с этой игрушкой . Слыша звук трещотки, они знали что ребенок рядом

Где и когда именно были изобретены трещотки определить невозможно. В 1992 году при археологических раскопках под Новгородом были найдены остатки трещоток. Владимир Иванович Поветкин – музыковед и реставратор, предполагает, что остатки относятся к XII веку. Это ранний вариант инструмента, который известен науке.

На слайде представлены разновидности  этого инструмента . Пластинчатая, круговая и на ручке. Внутри круговой трещетки зубчатый барабан, при вращении которого о него ударяется деревянная пластина.

Хлопушка

Ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух дощечек, соединенных у основания. Разводя свободные концы дощечек , исполнитель резко ударяет их друг о друга. Получающийся звук большой силы напоминает удар хлыста (отсюда название инструмента во многих языках) или пистолетный выстрел.

В симфоническом оркестре хлопушка применяется с 19 века, как правило для изобразительных целей.

Дрова

Ударное изделие, имеющее говорящее название, было создано из обычной вязанки дров. Для извлечения звука берется специальная колотушка, выполненная из деревянных пластинок.

В их нижней части выбивают выемки, от глубины зависит высота ноты. После окончания настройки, пластинки покрывают лаком и объединяют в связку. Для создания дров берется высушенная береза, ель или клён. Последний материал считается оптимальным вариантом, поскольку из него получаются самые благозвучные инструменты. Этот инструмент стал прородителем деревянного ксилофона. Принцип действия ксилофона тот же. 

Бубен.

Установить точные сведения о дате появления инструмента практически нереально. Его использовали еще во времена язычества для проведения многочисленных ритуалов и обрядов. Подобные изделия представляли собой мембрану из кожи, натянутую на деревянный каркас (обечайку). В России на него подвешивали бубенчики или колокольчики.

В давние времена на Руси бубном именовали любой ударный инструмент .Возможно когда в русских летописях встречается название «бубен» под этим следует разуметь инструмент, который позже начал называться «барабаном».

Большой популярностью у наших предков пользовались ратные бубны (например, набат). Они отличались огромными габаритами, для их перевозки брали минимум четырех лошадей. Изделия применяли в пехоте и коннице русского войска. Гром инструмента был так страшен, что противники в ужасе разбегались, даже не вступив в сражение. 

Деревянные ложки

Еще один символ русской культуры и творчества. Это единственный музыкальный инструмент, которым можно кушать. Однако наши предки активно использовали ложки из дерева для создания ритмичных звуков. Изделия, вырезанные из разных пород древесины, используют от двух до пяти штук. Старинные ложки создавались вручную, без применения высокоточного оборудования, поэтому они получались с толстыми стенками. Изделия отличались прочностью и низким звуком. Некоторые музыканты подвешивали к ним бубенчики, чтобы разнообразить мелодию. Благодаря ритмичному рисунку и ажурному многозвучию , игра на ложках узнаваема и любима миллионами людей.

Рубель

Рубель или пральник – это предмет домашнего обихода. В старинные времена девушки применяли его для разглаживания белья после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали ребраком .    

В итоге даже плохо выстиранное бельё приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьём, так катаньем».

Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны пральник был идеально гладким, с другой имел ребристую поверхность. В разных регионах изделие отличалось по форме или декоративным элементам.

Свистулька

Древнейший  духовой музыкальный инструмент со своеобразным звучанием , своего рода свистковая сосудообразная флейта. Другое название «Окарина» в переводе с итальянского «Гусенок». Делали свистульки из глины и, вырезали из дерева или останков животных. Наибольшей популярностью у славян пользовались изделия в форме птиц, оформленными красивыми узорами или орнаментом. В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать дождь и отпугнуть нечистую силу. Существовало поверие, что такая игрушка переманивает на себя хворь ребенка. Основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка.

На Руси свистулька из глины почти всегда сопровождала гончарный промысел. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели всегда раздавались на ярмарках. Сразу было понятно, куда идти за новой крынкой (кувшин) или макитрой (горшок).

Поверхность инструмента, изготовленного из обожженной глины, покрывают художественной росписью.

Какой народ придумал свистульки первым до сих пор не известно._Как говорят хорошая идея приходит в сразу несколько голов. У разных народов свое предназначение, например китайские свистульки помогали забеременеть. А африканский подросток превращался в мужчину, только после того как ему вручали заветную игрушку .Наши предки использовали инструмент как средство для общения с богом Перуном. Сейчас это обычная игрушка для малышей.

Бубенцы. Колокольчики.

Россию  с ее огромными просторами нельзя представить без троек лошадей, без ямщиков. Вечером , в снежную пургу ,когда видимость была очень плохая, нужно было, чтобы люди слышали приближающуюся тройку лошадей.

Для этой цели под дугой у лошади вешали колокольчики и бубенчики. . Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка. Перевернутые чашечки из металла, оснащенные язычком, издают столь знакомый звенящий звук. Получить мелодию от колокольчиков можно лишь в вертикальном положении..

Бубенцы пришли к нам из глубокой древности. Возраст бубенцов почти 6 тыс. лет . Негромкий звон бубенцов похож на воркование , поэтому другое название в России -воркуны, а еще позвонцы, ширкуны, глухари ,гормотунчики . Бубенчики представляют собой полый шарик из металла, внутри которого перекатывается несколько шариков. Лошадям их подвешивают исключительно для красоты, а вот другой домашней живности (коровы, козы) помогают не потеряться при выгуле. Иногда их подвешивали к украшениям, и тогда браслеты  и серьги становились веселыми. На душе становилось веселее, а девушки привлекательнее.  На картине художника Диего Виласкеса хорошо видно, что дорогой наряд мальчика украшен колокольчиками, чтоб не потерялся

Погремушки

«В каждой избушке свои погремушки»  Сейчас эти слова стали пословицей, но когда то в каждом крестьянском доме действительно были свои неповторимые игрушки. В древней Руси погремушка не только веселила малыша, но и как тогда считали , отгоняла нечисть и всякую лихоманку.

Само слово «Погремушка» произошло от слова погреметь над ушком. Делались из дерева и глины, бересты и соломы. Внутрь вкладывались семена  растений, бусины или камешки. Как и во всем мире распространена была погремушка круглой формы на палочке. Шар и круглая форма ассоциировалась с солнцем, дающим жизнь, тепло и урожай.

В Поморье делали погремушки- шаркунки  из бересты. Плели много кубиков, потом соединялись в один. В каждый кубик вкладывали горошинку.. У самых знатных детей были серебряные погремушки.

Заключение

Старинные русские народные инструменты являются отражением культурного наследия страны. Наши предки не представляли своей жизни без музыки. Она помогала не только весело провести время, но и облегчала выполнение сложных полевых работ. В завершении хочется сказать, что инструменты русского народного оркестра вечны. Они попадали  опалу, но снова возрождались. Народная музыка, созданная с помощью музыкальных инструментов продолжает радовать своим звучанием слушателей как в огромных концертных залах нашей страны, так и за ее пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для родителей "Изготовление шумовых музыкальных инструментов в домашних условиях"

Мастер- класс для родителей«Изготовление шумовых музыкальных инструментовв домашних условиях»Цель: Повысить интерес и привлечь родителей к изготовлению и использованию самодельных музыкаль...

Мастер-класс для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов в разных видах деятельности»

Данный мастер-класс позволит воспитателям использовать детские музыкальные инструменты, дидактические игры, в разных видах деятельности и в режимных моментах....

Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».

Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....

Мастер- класс «Обучение детей игре на музыкальных инструментах».

Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах...

Мастер- класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"

Основная форма деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучению их пению, движению в играх и плясках, но и обучен...

Мастер-класс для родителей по изготовлению музыкального инструмента «Барабан» (для наполнения музыкального зала)

Мастер-класс для родителей по изготовлению музыкального инструмента «Барабан» (для наполнения музыкального зала) В этой работе показано как сделать барабан из цветочного горшка....