Профориентация детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Буратино»
Профориентация детей старшего дошкольного возраста
как условие успешной социализации детей.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и других людей. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) обеспечивает понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к труду, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Мы постарались в своей группе создать все условие для достижения данной цели и задач.
В первую очередь это правильно созданная предметно-развивающая среда, которая позволяет углубить практические знания детей, выявить их интересы и склонности, а также развивать интерес и умение осуществлять действия, она включает в себя познавательную зону, развивающую игротеку, тематическую библиотечку «Калейдоскоп профессий»
Развивающая среда представлена зоной:
«Страна профессий, которая позволяет знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
Уголок «спецформа» - с профессиональной одеждой людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.
Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?», «Кто, что делает» и другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.
В группе имеется тематическая библиотечка «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал для ранней профориентации детей.
В работе с воспитанниками отдаем приоритет принципу активности, где ребенок является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараемся использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей. Используем традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
• традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
• трудовая деятельность и различные виды игр,
• решение проблемных задач и ситуаций,
• наблюдения и экскурсии,
• экспериментальная деятельность,
• встречи со специалистами,
• театрализованная деятельность,
• развлечения,
• чтение художественной литературы и беседы за ней,
• ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
• имитационные упражнения,
• изобразительная деятельность,
• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
• разгадывание кроссвордов и загадок,
Нетрадиционные формы:
• творческое моделирование и проектирование,
• разработка и составление алгоритмов,
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
• изготовление технологических карт,
• аукцион экономических идей,
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываем возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.
1.Название профессии; 2.Место работы; 3.Материал для труда; 4.Форменная одежда; 5.Орудия труда; 6.Трудовые действия; 7.Личностные качества; 8.Результат труда.
Провели цикл занятий по теме: «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», «Строительные профессии», « Кто откроет мир ребенку».
Игровая деятельность.
Как известно, основным видом деятельности детей является игра- исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дети начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, мы используем такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилисту, парикмахеру: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);
«Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);
«Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь? » « История вещей. Из чего мы сделаны? »
Совместно с детьми разыгрываем сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все вместе в нем», «Строительная площадка», «Полет к звездам».
Дети учатся создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов.
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.
Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский « Вол и садовник», « Моя мама пахнет хлебом», « Пекарь и швея», « Беда заставит учиться» и другие. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска ? Зачем шахтеру каска с фонариком ? Зачем повару фартук и колпак ? Зачем космонавту скафандр? и т.д.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры:
«Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.
В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Наблюдения и экскурсии
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями имеет наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.
Проектная деятельность
Как известно одним из результативных методов современного образования является метод проектов, который также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада. В этом году в нашей группе реализуется проект «Юные финансисты» с привлечением родителей, в рамках которого организуются профориентационные сюжетно-ролевые игры, которые позволят расширить знания и представления детей о профессиях, в том числе и о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»
КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...

Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"
Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
