Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Народные промыслы. Дымковская игрушка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тарханова Анастасия Петровна

Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vospitat.goda_.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 189 «Солнышко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Народные промыслы. Дымковская игрушка»

Подготовила: Тарханова А. П.

2023 г

г. Камень – на -Оби

Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (дымковская игрушка), с её характерными особенностями.
  • Приобщить детей к миру прекрасного, учить видеть в  игрушке выразительный образ народного промысла - дымковской расписной игрушки.
  • Побуждать к стремлению высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
  • Инициировать декоративное оформление вылепленных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки по технологии многослойная пластилинография «Миллефиори»

Развивающие:

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Словарная работа:

дымковская игрушка, элементы росписи, ярмарка

Методы и приемы: использование наглядности, слайд-шоу (ИКТ) художественного слова, музыкального сопровождения, вопросы, пальчиковая игра, рассматривание изделий народных промыслов - дымковская игрушка, анализ, подведение итогов, сюрпризный момент, технология «Миллефиори»

Материалы и оборудование:

Изделия народных мастеров Дымкова, образец - фигурки по мотивам дымковской игрушки выполненные в технике пластилинография, пластилин двух цветов, досточки для лепки, металлические линейки, влажные салфетки, проектор, компьютер, мольберт, магниты.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

Ход занятия:

(Слайд 1)                                                                                                             Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте,  красны девицы, добры молодцы! Я рада вас видеть ! Пришла я вам , чтобы пригласить на веселую ярмарку.  Кто - нибудь знает : «Что такое ярмарка?» ( Ответы)  

(Слайд 2 с анимацией, с музыкой (ярмарка)

Воспитатель:

Солнце яркое встаёт

Спешит на ярмарку народ

Воспитатель: Ярмарка-это такой базар, где торгую разными товарами  и веселятся. Это праздничное гуляние. Самая маленькая ярмарка объединяла несколько деревень, а на большую съезжались множество народа из разных мест. На ярмарке можно было встретить, как богатых купцов, так и бедных крестьян, которые продавали разные товары. На ярмарке каждый торговал как и где мог: богатые купцы вели торговлю в каменных постройках, в специальных торговых рядах. Кто победнее – торговали прямо с воза и телег. 

( Слайд №3 ) Воспитатель: Смотрите, какие здесь игрушки собраны! Знакомы вам эти изделия?                                                                                        Дети: Да.  ( А вот сейчас я проверю)                                                                                                      Воспитатель: Отгадайте мою загадку! Только сначала ее до конца дослушайте, а потом ответ говорите. Договорились?                                                      Дети: Хорошо

Воспитатель:  

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Дымковская  игрушка.

Воспитатель:  Да, ребята, это дымковская игрушка. Была я на ярмарке  и сделала покупки. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. Здесь и барышня есть и козлик, и собачка есть, да много чего есть.

Воспитатель(Обращаю внимание на образцы):

Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).

Воспитатель: Ребята, а кто-то может знает, где зародилась дымковская игрушка? (если затрудняются, говорю сама).

Воспитатель: Не знакомо вам видно, расскажу я вам о секретах народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества.

( Слайд 4)

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: С высокого берега реки Вятки видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой.

 (Слайд 5)   Всю зиму лепили мастера свои игрушки из глины

(Слайд 6) Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Пройдите за столы.  Ребята, сели правильно ноги вместе, спину выпрямили. Сейчас разомнем руки:

(пальчиковая гимнастика)

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

(Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные…)

Воспитатель:  Рябята, предлагаю  украсить в нашей мастерской дымковскую игрушку «Барашка» (показываю) (вешаю на мольберт)

Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета колечки на «Барашке» (ответы)Уточняю : внутри красные, а вокруг красного синее кольцо.

Воспитатель: У вас на столах лежат вот такие (показываю) заготовки. На них мы поместим элементы дымковской росписи –кружочки, которые сделаем сейчас.

Воспитатель: Перед вами лежит пластилин, ( начинаю делать) я беру пластилин красного цвета,  из него раскатываю колбаску, движениями рук назад-вперёд,. Вот такая у меня получилась колбаска. Ребята, приступайте к работе, будем делать такую же колбаску. (Встала и помогаю).

Отложите колбаску в сторонку на досточку.

Воспитатель: Теперь, я беру, а вы посмотрите, пластилин какого цвета я взяла (синего цвета) и катаю из него шар, круговыми движениями рук, вот так. Давайте попробуем, возьмите, ребята, пластилин синего цвета и круговыми движениями рук, сделайте из него шар. (помогаю  руками детей)

Воспитатель: (делаю и комментирую) Теперь расплющим пластилин в лепёшку между ладоней. Вот так!

Воспитатель: Сделайте также!

Воспитатель: Дети, положите лепёшку перед собой, а на неё положите красную колбаску. Заверните колбаску в лепёшку, сделайте «сосиску в тесте»! Вот так! (делаю с ними) Прикатаем, (показываю) для того, чтобы пластилин соединился .

Воспитатель: положите перед собой колбаску, возьмите линейку двумя руками. Вот так! (показываю).  Нарежьте линейкой тонкие кружочки из колбаски и положите их на край досточки! (Помогаю)

Воспитатель:  Отложите в сторону линейки! Берём заготовки «Барашки» (показ) и начинаем украшать сделанными кружочками. Вот так!

(Выполнение)

Воспитатель: Понравилось вам мастерить. (Подходишь к столу с барышнями) Подойдите ко мне. (Если подошли близко, предлагаю сделать шаг назад)

Воспитатель: Ребята,  если вам было интересно на занятии, то возьмите барышню, которая улыбается, а  если скучно и грустно, то возьмите грустную барышню.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения.

 (выходит шут с красочным коробом и читает стихотворение:

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,

Товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

А леденец за так.

  1. Проветрить помещение
  2. Стол с барышнями
  3. Стулья полукругом для детей, а мне стол для игрушек и рядом корзина с дымкой.
  4. Мастерская, Мольберт с магнитами, сижу также перед детьми, как на мастер-классе.
  5. бумбокс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Ярмарка дымковской игрушки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое направлениеОбразовательная область «Художественное творчество»для детей средней группы«Ярмарка дымковской игрушки»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «В мастерской дымковской игрушки»

ЗадачиПознание: Продолжать знакомить с изделиями дымковских мастеров, и их разнообразием.Показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами, народной му...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 4-5 лет "Дымковская игрушка"

Конспект занятия   по  ознакомлению детей 4-6 лет о  происхождением дымковской игрушки ....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «В мастерской дымковской игрушки»

План-конспект НОД"В мастерской дымковской игрушки "разработан с целью приобщения детей к народному творчеству с использованием дымковских игрушек....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...