Конспект НОД по развитию речи, подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тема «Выручаем весну»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyruchaem_vesnu.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи,

подготовительной группе

Составила воспитатель: Мингалимова Татьяна Викторовна

 Тема «Выручаем весну»

Тип: закрепление знаний и умений

Цель: совершенствовать грамматический строй речи по теме «Весна»

Задачи:

Образовательные:

Закрепить умение детей согласовывать прилагательное и существительное в роде и числе

Закрепление умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Закрепить умения детей использовать сравнительные конструкции

Закрепить умение детей строить словосочетания и простые распространенные предложения

 Развивающие:

Развивать мышление, память, воображение

Развивать умение делать простейшие выводы и умозаключения

 Воспитательные

Воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость  

 Оборудование.

Мяч, интерактивная доска, ноутбук, фотографии признаков весны, аудио стихотворение Алексея Плещеева «Весна»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

Начало НОД

Здравствуйте ребята.

Какое у вас настроение?

Ребята, чтобы наше настроение стало лучше, я предлагаю вам начать день с добрых слов. Я дам вам мяч, а вы, передавая мяч соседу справа, скажите ему комплимент. Ребята, комплимент – это доброе, ласковое слово

 Я начну, Миша ты добрый, Миша передавай мяч соседу справа и говори комплимент

Говоря комплименты на душе становится тепло, не только у того, кому сделан комплимент, но и у говорящего . Ребята, ведь так просто сделать кого-то чуточку счастливее. Ребята, я попрошу вас сесть за столы, на свои места.

 В  таком хорошем настроении мы можем перейти к теме нашего занятия. Но сначала повторим правила поведения на занятии:

-не выкрикивай с места без поднятой руки

- когда 1 отвечает, остальные внимательно слушают

-отвечаем на вопросы полными предложениями

Здравствуйте.

- у меня настроение веселое

-а у меня грустное

Формирование интереса к занятию, настраивание детей на работу.

Ход НОД

Физминутка

Вот сегодня по дороге сюда меня встретил Лесовичок. Он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы к нам приходило весеннее тепло. И вот весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Давайте попробуем выручить весну. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Я думаю, что вы очень хотите помочь весне. Давайте, скорее, приступим к выполнениям заданий

Первое задание такое: нужно вспомнить и назвать признаки весны, а помогут нам в этом картинки. Но есть одно условие - начинать каждое предложение нужно со слова - Весной. Например, весной солнце пригревает сильнее. А теперь скажем признаки весны с опорой на картинки. Ребята смотрите на картинку 1 , кто расскажет, какой признак весны здесь изображен, не забываем начинать предложение со слова весной.

А какие птицы прилетают?

Молодцы рассмотрим следующие картинки.

Какой признак весны изображен на второй картинке?

А какие животные выходят из спячки?

Молодцы, рассмотрим следующие картинки.

Какой признак весны изображен на третьей картинки?

Какой признак весны изображен на четвертой картинке?

Какой признак весны изображен на пятой картинке?

А еще ребята весной появляются проталины

Ребята, а все вы понимаете слово «проталины»? Что это?

 А как мы проталину назовем ласково?

Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

- А наше солнце заколдовал ветер, все лучики у него разметал, и оно стало грустным. Чтобы развеселить наше солнце  давайте выполним второе задание  напомним солнцу, на что похоже солнце:

Солнце желтое, как… что?

Солнце круглое, как… что?

Солнце яркое, как…что?

Солнце жаркое, как….что?

Как можно назвать солнце ласково?

Ребята, давайте скажем солнцу приятные слова, чтобы оно не только не грустило, но и согревало нас еще сильнее сделаем солнцу комплименты , опишем его( солнце какое?)

 

Вот мы выполнили  второе задание.

Молодцы ребята .Давайте перейдем к третьему заданию. Нужно составить словосочетание со словом «весенняя». Например, весенняя  прогулка, а теперь давайте послушаем ваши словосочетания

Молодцы, а теперь составим словосочетание со словом  весенний, например весенний дождь, а теперь давайте послушаем ваши словосочетания.

Молодцы, а теперь составим словосочетание со словом  весенние, обратите внимание, что предметов много (мн.ч), например весенние дни , а теперь давайте послушаем ваши словосочетания.

А теперь немного отдохнем

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.

По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.

На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.

И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

Молодцы ребята, теперь составьте предложение, используя слова: снег, солнце, весна

Составьте предложение, используя слова: медведь, весна, спячка

Составьте приложение, используя слова : весна, резиновые сапоги, грязь

Молодцы!

Ребята мы почти выручили весну, осталось немного .Приступим к следующему заданию

Необходимо выделить «лишнее» слово в каждом ряду и объяснить свой выбор, используя слово» потому что»

Игра «Четвертый лишний»

 март, апрель, август, май;

 таять, капать, набухать, заготавливать;

капель, проталина, урожай, сосулька;

подснежник, весна, листопад, жук.

Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку, пишут стихи поэты. И сейчас я хочу предложить вам прослушать небольшое стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева, «Весна».

Все закрыли глазки и внимательно слушаем

Включается аудиозапись стихотворения.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листовою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

- Ребята, какие признаки весны описывает в своем стихотворении автор?

 

- весной прилетают птицы

-скворцы, жаворонки, чайки, сороки,  дрозды, журавли, ласточки, стрижи,  кукушки

- весной звери  выходят из спячки

-медведь, еж, еноты, барсуки, бурундуки

- весной просыпается природа, начинают распускаться цветы, листья

-весной солнце начинает светить ярко, становится тепло

-весной тает снег, появляются ручейки

-проталины это место, где стаял снег, и открылась земля.

-ласково проталину можно назвать проталинка

- снег тает потому что солнце стало сильнее пригревать

- солнце желтое как одуванчик, лимон

- солнце круглое как мячик, апельсин

- солнце яркое как лампочка, фонарь

-солнце жаркое как огонь, костер

-солнце ласково можно назвать солнышко

Солнце Доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное, дружелюбное, веселое, озорное.

 

весенняя трава, весенняя река, весенняя погода

- весенний день, весенний сад, весенний ручеек

-весенние выходные, весенние

Праздники, весенние цветы

Поднимают над головой руки и хлопают

 Смотрят вправо, смотрим влево, поворачивая  туловище

Шаг на месте

Взмахивают обеими руками к себе

Прикрывают уши, качают головой влево-вправо

Протирают ладони

Движения руками вправо-влево

Сжимают и разжимают пальчики

-Снег тает весной, потому что солнце начинает сильнее пригревать

-медведь весной выходит из спячки

- весной грязно, поэтому надо надевать резиновые сапоги

- Лишнее слово август, потому что это не весенний месяц

- лишнее слово заготавливать, потому что не относится к весенним действиям

-лишнее слово урожай, потому что урожай  собирают весной.

-лишнее слово листопад, потому что листопад признак осени .

- признаки весны в данном стихотворении это тает снег, бегут ручьи, теплей и ярче солнце, лес оденется листовою

Развитие устной последовательной речи в процессе ответа полным предложением. Развитие внимания, развитие умения логически мыслить, анализировать

Окончание НОД

Ребята пора подводить итог нашего занятия.

Скажите, что мы с вами сегодня делали?

Какие задания мы сделали, чтобы выручить весну?

А кто главный помощник у Весны?

А кто запомнил как называется место где растаял снег и виднеется земля ?

А как можно назвать  доброе, ласковое слово?

Молодцы ребята всем спасибо за занятие

 -выручали весну

-мы  сравнивали солнце с предметами похожими на него, составляли предложения с разными словами, составляли словосочетания со словами весенний, весенняя, весенние

Главный помощник весны солнце

-это место называется проталины

-комплимент

Развитие умения слушать и актуализировать прослушанный ранее материал.

РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ

А сейчас я хочу посмотреть, кто из вас самый внимательный. Наша игра называется «Бывает – не бывает». Если бывает, то вы хлопаете, если не бывает – то сидите тихо.

капель весной (бывает)

иней летом (не бывает)

мороз летом (не бывает)

листопад весной (не бывает)

заморозки весной (бывает)

гроза весной (бывает)

ледоход осенью (не бывает)

дождь зимой ( не бывает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями....

Конспект занятия - по развитию речи. Подготовительная группа

Чтение сказки В. Сутеева "Палочка выручалочка"...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....