ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
проект (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.

Актуальность: Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx444.79 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД РОМАШКА»

 ГБОУ СОШ (ОЦ) С. ЧЕЛНО-ВЕРШИНЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»

http://ou129.omsk.obr55.ru/files/2022/09/%D0%B1%D1%83%D0%B4.%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2.jpg

                                                                       Разработала:

                                                       Деревянкина Анна Викторовна                                                                                                        

                           воспитатель

Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.

Актуальность: Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

2. Несформированность волевых качеств  школьника.

3.Низкие логико–мыслительные процессы.

Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.

        Задачи:

- расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе;

- стимулировать познавательную активность;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;

- найти сведения о школе в художественной литературе;

- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: педагоги и специалисты структурного подразделения детский сад «Ромашка», учителя начальной школы, родители, дети подготовительной к школе группы, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы).

Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.

Этапы развития проекта:

1 этап проекта – создание развивающей среды

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

3 этап – встречи с выпускниками и учителями

Длительность: фронтальный (учебный год)

1 этап проекта – создание развивающей среды

В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Накоплен богатый дидактический материал, подбор художественной и методической литературы необходимый для организации различных видов речевой деятельности детей.

В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.

Содержание образования определяется общеобразовательной программой дошкольного образования на основе федеральных государственных требований.

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.  

3 этап – встречи с выпускниками и учителями

Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.

Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети, посещающие детский сад и  выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.

        Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.

Итоги освоения темы:

- интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес.

- интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи.

- интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться в пары (группы) для совместной деятельности.

- интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.

- интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.

Образова-

тельные

области

проекта

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

1

2

3

«Познание» - основная образовательная область

Познавательно-исследовательская

Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации.

«Коммуникация»

Коммуникативная

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. П.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ.

«Социализация»

Игровая

Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.

Могут включать в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

«Чтение художественной литературы»

Воспитание художественной литературы

С удовольствием слушают художественное произведение  в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения.

Умеют ответить на вопрос  взрослого по содержанию произведения.

«Художественное творчество»

Продуктивная

Рисуют предметы разной формы, соотносят пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.

В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.

Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение.

Ход проекта.

Последова-

тельность

Цель

Мероприятия

Этап 1.

Формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.

  1. Беседа на тему: «Что я знаю о школе?»
  2. Рисование на тему «Моя школа».

Этап 2.

Упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы».

  1. Экскурсия в начальную школу.
  2. Творческое рассказывание «Начальная школа».
  3. Конструирование «Моя школа».

Этап 3.

Обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

  1. Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду».
  2. Чтение художественной литературы. Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».

Этап 4.

Создание условий для приобщения  к устному народному творчеству, развития речи, изучения Деклорации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.

  1. Беседа «Зачем надо учиться?»

Этап 5.

Развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

  1. Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак».
  2. Чтение художественной литературы. В. Берестова «У меня в портфеле».

Этап 6.

Развитие творческих способностей, воображения.

  1. Чтение художественной литературы. Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».
  2. Журнал «Скоро в школу!»

Этап 7.

Расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи.

  1. Беседа на тему «Режим дня будущего первоклассника».
  2. Конструирование «Рабочее место ученика дома»

Этап 8.

Развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.

  1. Чтение художественное литературы. Стихотворение А. Барто «В школу», «Я выросла».
  2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.

Этап 9.

Развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.

  1. Загадки о школе.
  2. Карта «Дорога в школу».

Этап 10.

Развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.

  1. Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс».
  2. Плоскостное моделирование. Составление сюжетов мозаики на школьную тематику.

Этап 11.

Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитие творческой инициативы.

  1. Серия сказок «Лесная школа» М.А. Панфиловой.

Чтение первой сказки. Создание «Лесной школы»

  1. Беседа. Составление коллективного рассказа.
  2. Чтение второй сказки. «Смешные страхи».
  3. Чтение третьей сказки. «Школьные правила».
  4. Рисование правил (творческое задание).

Этап 12 (итоговый).

Обобщение полученных знаний и опыта.

  1. Оформление папки проекта «Будущий первоклассник».
  2. Оформление уголка «Будущий первоклассник».

Приложение 1.

Беседа на тему «Что я знаю о школе?»

- Кто из вас знает, что такое школа?

- Кто уже был в школе?

-  Вы видели классы?

- Какие они?

- Как называют детей которые учатся в школе?

- Как называют ребят, которые пришли в первый класс?

- Кто вас встретил в школе?

- Чем занимаются дети в школе?

- Какие у них есть уроки?

- Как нужно вести себя на уроке?

- Если на уроке ты хочешь что-то сказать, что нужно сделать?

- Что такое перемена?

Приложение 2

Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».

Эти несколько деньков пролетели очень быстро, пролетели, как жёлтые листочки с берёзы, унесённые ветром. Наступило первое сентября.

В этот день Таня проснулась очень рано. Ясное сентябрьское солнце косо заглядывало в окно, и у бабушки в кухне ещё топилась печка.

Таня вскочила с постели и, шлёпая босыми ногами, побежала на кухню.

— Ты что вскочила такую рань? — сказала бабушка.— У меня ещё и завтрак не готов!

— Так и надо, чтобы рань! — ответила Таня.— Ты, бабушка, наверно, всё забыла!

— А что ж такое я забыла?

— Бабушка, да ведь я сегодня в школу иду!

— Ну и что ж ты кричишь? — удивилась бабушка.— В школе тоже уроки не до свету начинаются.

Тут она вытащила из печки большую, шипящую на сковороде лепёшку и сказала:

— Вот я тебе и лепёшку испекла, с собой возьмёшь в школу. Видишь — ничего я не забыла!

Таня побежала на крыльцо умываться. Щёки и уши сразу загорелись от холодной воды. Таня крепко вытерлась суровым полотенцем, но посмотрела на свои руки и опять побежала на крыльцо. Руки у неё были обветренные, коричневые от загара. Таня тёрла их и намыливала, тёрла и намыливала...

— Да уж будет тебе! — сказала бабушка.

— Да как же, бабушка, будет? — чуть не плача, ответила Таня.— А дежурная посмотрит, что руки чёрные, и скажет: «Уходи из класса». Вон Нюра Туманова говорит, что там дежурные всегда руки смотрят!

К завтраку пришла мать с молотьбы.

— Я сейчас сама дочку в школу соберу,— сказала она.— Ну-ка, иди сюда!

Она дала Тане выглаженное коричневое платье, застегнула на ней чёрный фартук, сунула ей в карман носовой платок и сама расчесала Тане волосы. Расчесала и задумалась:

— А что же нам с твоими волосами делать? Так идти в школу не годится, на голове у тебя словно овин горит — завитушки торчат во все стороны. Или подстричь их надо, или косичку заплести.

— Косичку заплести! — сказала Таня.

Мать достала из комода синюю ленту и заплела Тане косичку. Косичка вышла маленькая и закручивалась кверху. Но Таня радовалась и гордилась и всё трогала её рукой. Таня ещё никогда в жизни не ходила с косичкой!

Мать оглядела Таню, всё ли на ней хорошо, и сказала:

— Учись, дочка, прилежно, слушай, что учительница будет говорить, набирайся ума-разума!

Таня пила чай и дула в блюдце, потому что она торопилась, а чай был горячий и никак не остывал. В это время в окно заглянула Алёнка. Таня поставила блюдце с чаем на стол:

— Идём?

Алёнка кивнула головой.

— Да куда ж ты? — сказала Тане бабушка. — Ты хоть чай-то допей!

Но Таня уже схватила свою сумку, которую ей приготовили в школу, и выскочила на крыльцо. А в сумке была тёплая лепёшка, бутылка с молоком и холщовые кармашки для азбуки.

Подружки вышли на улицу.

— Ух, как провода на солнце блестят! — сказала Таня.— Может, они серебряные?

— Наверно, серебряные,— согласилась Алёнка.

Таня опасливо посмотрела кругом:

— Снежка не видать? Как бы за нами не увязался!

А Снежок словно только и ждал, чтобы про него вспомнили. Он выбежал из калитки и начал прыгать вокруг Тани.

— Ты не смей с нами ходить! — прикрикнула на него Таня.— Иди домой!

Но Снежок глядел на неё и вилял хвостом, словно хотел сказать: «Ну, а почему мне нельзя с тобой идти? Я пойду!»

Тогда Таня подняла хворостинку и замахнулась на Снежка:

— Кому говорят — домой иди! Вот я тебя!

Снежок обиделся, опустил хвост и отстал. Он стоял и глядел, как Таня и Алёнка всё дальше и дальше уходили по дороге.

В конце улицы уже собрались все колхозные ребятишки- школьники. Кто идёт в четвёртый класс, кто в третий, кто во второй, а кто и вовсе только в первый раз учиться идёт. Все собрались и вместе пошли в школу. И Таня с Алёнкой тоже пошли.

Светлое поле лежало по сторонам дороги. В поле было уже пусто, хлеб убран, и жёлтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес.

С дальних полей возили овёс. Большие косматые возы, покачиваясь, шли по дороге.

— Эй, школьники, садитесь, подвезём! — кричали им с возов.

— Подвезёте в ригу,— отвечали ребята,— а нам надо в школу. Не по пути!

В риге шумела молотилка, рокотали веялки, слышались голоса... Весёлый шум работ далеко разносился над опустевшими полями.

— Слышите? — сказал Юра председателев.— Вот как у нас теперь — все молотилки и веялки на электричестве работают! ГЭС пустили! — И тут же крикнул: — Ребята, сторонись! Машина сзади!

Ребятишки сбежали с дороги. Машина шла, поднимая невысокую пыль. Она была доверху нагружена тяжёлыми мешками — колхоз отправлял хлеб на ссыпной пункт.

С машины тоже покричали:

— Может, подвезти?

— Далеко едете! — отвечали ребята. — Увезёте в район, а наша школа близко.

Дорога спустилась в овражек, заросший ольшаником. А когда поднялась на горку, кусты расступились, и стало видно школу. Вот она стоит на зелёной луговине — новая, с голубыми наличниками — и блестит на солнце своими большими окнами.

Алёнка оглянулась и подтолкнула Таню:

— Тань, посмотри-ка!

Таня оглянулась тоже. По дороге шагали ещё двое: Дёмушка и его товарищ Ваня Берёзкин. А сзади, закрутив лохматый хвост, бежал Снежок.

— Так и есть,— сказала Таня,— все тут!

— Думают, что их тоже примут! — усмехнулась Алёнка.

Со всех сторон, изо всех деревень собрались в школу ученики. Учителя встретили их и развели по классам.

Таня и Алёнка, держась друг за друга, вошли в первый класс и сели за парту.

Но едва все ученики уселись, как открылась дверь, и вошли ещё двое — Дёмушка и Ваня Берёзкин. Они вошли, сняли шапки и остановились у дверей.

Учительница посмотрела на них:

— А вы зачем пришли?

— А мы тоже учиться,— сказал Дёмушка.

— Сколько же тебе лет?

— Семь. Почти уж восьмой.

— А мне уж почти девятый,—осмелев, сказал Ваня Берёзкин.

Учительница улыбнулась:

— Восьмой вам будет через год, а девятый — через два года. На будущую осень приходите, а сейчас ступайте домой!

Дёмушка и Ваня переглянулись, надели шапки и пошли Домой.

— Вот как! — засмеялась Таня.— Уже выучились!

— Сядьте прямо, дети,— сказала учительница,— положите руки на парту...— И вдруг посмотрела на дверь: — Кто это царапается за дверью?

Учительница открыла дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все ребятишки засмеялись, учительница тоже засмеялась и сказала:

— Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не надо! Уходи, уходи из класса!

Она прикрикнула на Снежка и прогнала его. Ребята посмеялись, но скоро успокоились и стали слушать, что говорит учительница.

Вопросы по тексту:

- Кто собирался в школу?

- Кто помог Тане собраться в школу?

- Почему надо было обязательно вымыть руки?

- А зачем надо было заплести косичку?

- С кем Таня пошла в школу?

- Что она взяла с собой?

- Как дети добрались до школы?

- Что случилось, когда ребята вошли в класс?

- Как вы думаете, Таня хотела идти в школу?

- Она будет хорошо учиться?

Приложение 3.

Беседа «Зачем надо учиться?»

- Ребята, вот все говорят, что надо учиться, а может не быть не надо? Как вы думаете?

- Зачем нам нужно учиться?

- Как вы думаете, что будет с человеком, который не станет учиться?

- Вот что написано об обучении в Декларации прав человека, статья 26 «Право на образование».

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

- Кто имеет право на образование?

- Кто может выбирать школу, детский сад для детей?

- Послушайте пословицы и поговорки, которые сочинил народ о знаниях и учебе. Как вы их понимаете?

  • Учение – путь к умению.
  • Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.
  • Повторенье – мать ученья.
  • Без наук – как без рук.                  Учиться никогда не поздно.

Приложение 4.

В.Берестов «У меня в портфеле».

У меня в портфеле

Портфель

Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.

портфель

Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.

пенал

Точилка

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет, —
Вот она его и точит.

точилка

Карандаш

Я — малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
Карандаш — наоборот.

карандаш

Ручка

Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
— Ой, мамочки! — сказала ручка. —
Что значит эта закорючка?
— Чернильная ты голова,
Ты ж написала цифру «2»!

ручка

Линейка

Я — линейка.
Прямота —
Главная моя черта.

линейка

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он — тут.
Его учебником зовут.

Учебник

Закладка

Я — красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Закладка

Кисточка

Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!

Кисточка

Тетрадки

Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика! —
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика! —
На чём примирились тетрадка
с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся
загадкой.

Тетрадки

Резинка

Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста, —
Помарку стёрла я с листа.

Резинка

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и — ни шагу.

Циркуль

Счеты

То считаю втихомолку я,
То опять на счётах щёлкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь пять!

Счеты

Дневник

В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом.
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!

Дневник

Приложение 5.

Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».

http://www.supertosty.ru/images/stihi_ven.png

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Беседа:

- Кто такие лодыри?

- Куда они шли?

- А куда попали?

- Кого они встретили?

- Что им рассказал кот?

- Почему он был такой грустный?

- Кто-нибуть из вас хочет быть лодырем?

- А какими учениками вы будете

                        Приложение 6        

Стихотворения А.Барто

Стихотворение

Вопросы по тексту

В ШКОЛУ

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

- Почему Петя просыпался 10 раз?

- Что он собирался взять с собой?

-Кто его остановил?

-Как вы считаете, Петя очень хочет пойти в школу? А вы?

Я ВЫРОСЛА

Мне теперь не до игрушек -

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой -

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса...

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек -

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

- Почему девочке сейчас не до игрушек?

- Что решила подарить девочка Сереже?

- А у вас дома много игрушек?

- Вы их кому-нибудь подарите, когда пойдете в школу?

- А есть игрушка, которую вы ни за что не отдадите?

        

Приложение 7

Серия сказок «Лесная школа» М.А. Панфиловой.

Первая сказка.

Создание "Лесной школы"

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

- Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в

школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.

- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке

звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

- Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.

- Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.

- Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.

- Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

- Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

- Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

- В школу, в школу! - шепчет березка.

Беседа. Составление коллективного рассказа.

- Понравилась вам сказка?

- Что создал Ежик?

- Какой стала его школа? Опишите её.

- Давайте придумаем с вами свою собственную школу. Подумайте, какой бы вы хотели ее видеть, что в ней будет, какие занятия будут проходить. Каждый будет придумывать по одному предложению.

Вторая  сказка.

Смешные страхи

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути.

Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.

- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.

- Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

- А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.

- Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.

- Очень! - радостно ответил Зайчонок.

- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.

После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Беседа по содержанию сказки.

- Чего так напугался Зайчонок?

-Что ему ответил Еж?

- А вы боитесь идти в школу?

- Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями?

- Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?

Третья  сказка

Школьные правила

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.

- Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

- Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

- Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.

- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

- Отлично, Лисенок!

Второе правило потруднее:

До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

- Можно я попробую? - предложил Зайчонок. -

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

- Молодец, Зайчонок!

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

если хочешь отвечать

или важное сказать.

- Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

- Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.

Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.

Приложение 8

Загадки о школе.

Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы.          (буквы)

Если ей работу дашь -

Зря трудился карандаш.           (резинка)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.     (мел)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь.

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это?..         (карандаш)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?..            (тетрадь)

Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мной и вся семья.      (пятерка)

Есть совсем другая птица,

Шея длинная такая,

Хвост крючком,

И не секрет:

Ловит всех она лентяев,

А её лентяи - нет!                (двойка)

Стоит дом,

Кто в него войдёт -

Тот ум приобретет.       (школа)

Кулик - не велик

Сотне ребят велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.        (звонок)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает.            (книга)

По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей -

Чистая страница.               (школьная доска)

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.                    (портфель)

Приложение 9.

Журнал «Скоро в школу!».

Лист 1. Обложка.

Лист 2,3. Иллюстрации школьных принадлежностей «Мой портфель».

Лист 4. Иллюстрации школьной формы.

Лист 5,6. Иллюстрации школьных уроков (математика, пение, физкультура, английский язык, чтение и др.).

Лист 7. Пословицы и поговорки о школе.

Лист 8. «Первое сентября – День знаний».

Лист 9. Стихотворение:

Мы идем в первый класс

Всей гурьбой веселой!

Принимай, школа, нас!

Здравствуй, здравствуй, школа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические рекомендации будущим первоклассникам

Рекомендации для родителей будущих первоклассников....

Проект "Будущий первоклассник"

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Одним из факторов, обеспечивающих его эффективность, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность...

Проект "Будущий первоклассник"

Проект "Будущий первоклассник"...

Проект "Будущий первоклассник"

Обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....

ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»

Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению....

Презентация. Психолого-педагогическое обследование будущих первоклассников.

Презентация для использования в работе педагога-психолога....