занятие по экспериментированию
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мясникова Лидия Сергеевна

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).
2. Повышать уровень развития любознательности, исследовательских навыков: умение анализировать объект или явления, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, обирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.
3. Развивать речь: обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами, закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, строить логические речевые высказывания.
4. Развивать умение сотрудничать с другими детьми, оказывать помощь друг, другу.
5. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_eksperimentirovaniyu_dlya_klubnogo_chasa.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий по опытно – экспериментальной работе для детей «Опыты без взрывов»

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).
2. Повышать уровень развития любознательности, исследовательских навыков: умение анализировать объект или явления, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, обирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.
3. Развивать речь: обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами, закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, строить логические речевые высказывания.
4. Развивать умение сотрудничать с другими детьми, оказывать помощь друг, другу.
5. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Материалы:  бумажный кораблик, емкость с водой; воздушный шар; лоскут шерстяной ткани, лимон, ватные палочки, настольная лампа, лимон,  пищевая сода, уксус, воронка,  пластиковая бутылка, изолента, зубочистки, моющее средство, кусочек сахара, емкость с водой, краситель пищевой, два стакана, шипучий аспирин и растительное масло.           Ход занятия:

Воспитатель: здравствуйте ребята.
Сегодня у нас необычное занятие мы с вами попробуем стать настоящими волшебниками, и для этого нам понадобится много различных предметов, веществ. (Письмо от профессора Умника). Ой какое то письмо: «Если вы любите все таинственное, загадочное и необычное, то сегодняшнее приключение для вас. Если вы любите размышлять, наблюдать, доверять только своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментателя и первооткрывателя. Вы знаете, что такое опыт или, как говорят ученые эксперимент? Это возможность самому убедится на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Поэтому и такое название – опыт. У вас сегодня в группе находится моя лаборатория, где вы сами сможете проделать нехитрые, но очень любопытные опыты. Результаты большинства из вас удивят и даже озадачат. Их можно показывать свои друзьям, как фокусы. Например, написать секретное письмо невидимыми чернилами или заставить кораблик плыть, не трогая его руками. На самом деле все чудеса довольно просто объясняются с помощью законов физики и химии, которые вы будете изучать в школе. А сейчас не важно, что вы их еще не знаете. А самое главное, что в своей жизни вы на каждом шагу сталкиваетесь с физическими и химическими, хотя и не подозреваешь об этом. Например, когда кладешь сахар в чай и размешивать его ложкой, то он исчезнет 
(куда?), а чай становится сладким (почему?) или когда видишь, как лужа на морозе превращается в лед, а вода из кипящего чайника выходит в виде пара.
Сразу скажу, может так случится, что какие то опыты получатся не сразу. Не опускайте руки, будьте терпеливей и настойчивей. И вас рано или поздно все получится. На этом я закачиваю свое письмо и желаю вам удачи!»
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько всего приготовил нам профессор «Умник» и первое, что нужно сделать это очень внимательно слушать инструкцию к опыту так как не все еще умеют читать.
Итак: 1 опыт «Кораблик»
Материалы: Бумажный кораблик; емкость с водой; воздушный шар; лоскут шерстяной ткани.
Ход опыта: Опустить бумажный кораблик в «плавание» в емкость с водой. Натираем воздушный шарик куском шерстяной тканью, затем поднесите шар к кораблику. Кораблик поплывет за шариком не касаясь его.
2 опыт «Невидимые чернила»
Материалы: Лимон, лист бумаги, ватная палочка, настольная лампа.
Ход опыта: Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
Обмакнем ватную палочку в раствор воды и лимона и что  ни будь напишем на бумаге.
Когда «Чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее написанные слова.
3 Опыт «Лимон надувает шарик»
Материалы: Лимон, пищевая сода, уксус, воздушный шарик. Воронка емкость с водой, изолента.
Воспитатель: посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанные с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое и надувает шарик.
4 опыт «Разбегающиеся зубочистки»
Материалы: Зубочистки, емкость с водой, жидкость для мытья посуды, кусочек сахара.
Ход опыта: располагаем зубочистки в миске с водой. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара – зубочистки начнут собираться к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды – зубочистки «разбегутся»!
Воспитатель: что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая ее движение, перемещающие зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки «разбегаться».
5 опыт «Как кипит холодная вода».

Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая вода). А сейчас мы заставим кипеть эту воду (берем, приготовленную заранее под столом пищевую соду и быстро кидаем соду в воду) - Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте стакан с водой (она холодная) -А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду? (Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.)

Заключительный, 6 опыт «Лава из вулкана»
Материалы: растительное масло, два разного цвета красителя, два стакана с водой, и две таблетки шипучего аспирина.
Ход опыта: в стаканы наливаем воду, чуть больше половины, а затем добавляем подсолнечного масла. Кладем таблетки аспирина и смотрим, как извергается «лава»
Воспитатель: на этом замечательном опыте мы закончим нашу работу в лаборатории у «Умника». Сегодня мы провели несложные, но эффективные и увлекательные опыты, которые вы можете провести с родителями в домашних условиях.
Что больше всего вам запомнилось?
Что бы вы хотели узнать нового?
Ребята, такие опыты помогут вам интересно и с пользой провести время, а может быть, всерьез увлекут поиском объяснений законов природы! Главное, при проведении опытов не забывайте правила безопасности. Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Занятие по экспериментированию с песком

Песок, свойства песка, изготовление куличиков....

Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного

Авторская зазработка моего конспекта занятия  по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены  физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...

Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.

Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....