Муниципальный научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее » «Волшебные проделки яичной скорлупы»
проект (старшая, подготовительная группа)

Казаринова Татьяна Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация ………………………….…………………………..3
  2. Научная статья…………………………………………………..4
  1. Введение …………………………………………………….4

2.Основная часть………………………………………. ……….4

2.1.Проблемы экологии………………….……………………4-5

2.2.Интересные факты………………….……………………..5-6

2.3.Результаты анкетирования………………….………………6

2.4. Интервью, встречи, мастер - класс……………………….6-7

2.5. Экспериментальная часть ………………….…………….7-8

2.6. Творческая лаборатория………………….………………..8-9

3..Заключение………………………………………. …………9-10

4.Используемая литература…………………………………….11

  1. Приложения…………………………………………………......12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   I.   Аннотация

Цель исследования:  изучение свойств яйца и раскрытие  применения скорлупы куриного  яйца в повседневной жизни человека

Задачи проекта:                                                                                                               

1. Собрать и изучить информацию о яйце и яичной скорлупе;

2.  Показать практическую значимость изделий из яичной скорлупы;

 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, через рациональное использование яичной скорлупы;

    Гипотеза: если я освою способы использования яичной скорлупы в нашей жизни и привлеку окружающих, то  внесу небольшой вклад в сохранение экологии нашего края.

Методы исследования:

  1. Теоретические: изучение и анализ совместно с руководителем исследования дополнительного материала по данной теме.
  2. Практические: экскурсии, опыты, мастер-классы, опрос, выставка работ.

       Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1.Изучив свойства яйца и посетив, мастер – класс Первичной ветеранской организации узнала, что яичная скорлупа полезна, как удобрение при посадке и поливе растений.

2.Ознакомившись, с дополнительным материалом, выяснила очень много интересных фактов о яйце и  яичной скорлупе.

3.Вторичное использование яичной скорлупы помогает нам решать вопросы экологии.

   Анкетирование среди   дошкольников и школьников показало, что дети любят кушать яйца, но как использовать яичную скорлупу знают не многие. Яйца – полезный продукт, содержащий множество витаминов, укрепляющие зрение, сердце и улучшающие память. Оказывается, из яичной скорлупы можно сделать много полезных и интересных поделок.

Я доказала свою гипотезу: если я освою способы использования яичной скорлупы в нашей жизни и привлеку окружающих, то  внесу небольшой вклад в сохранение экологии нашего края.

Исходя из всего сказанного,  у меня появился план работы на будущее:

  1. Посетить птицефабрику ООО «РУСКОМ»
  2. Освоить технологию «Резьба по яичной скорлупе»

Своей работой мы хотели привлечь внимание окружающих нас людей к проблеме экологии: не стоит выбрасывать многие используемые предметы в  мусорное ведро. Дайте им вторую жизнь. Найдите способ их применения в быту. Осмотрите ваш дом - скорее всего, вам пригодится хоть одна из идей. Воспользуйтесь ею, войдите в число людей, пытающихся сохранить наш мир зеленым.

II. Научная статья

                                                                1.Введение

В природе нет ничего бесполезного и ненужного

(М.Монтель)

   Ежедневно человек в своей жизни использует в пищу много разнообразных продуктов, в том числе и куриное яйцо. Мы употребляем его  в виде различных блюд.  Яйцо стало персонажем многих сказок, про­изведений художников, его расписывают народ­ные умельцы. Форма яйца вдохновляет скульп­торов и ювелиров. Моя бабушка, готовя что-то из яиц, никогда не выбрасывает яичную скорлупу. Она говорит, что яичная скорлупа – это маленькая кладовая, а еще «ценный мусор»,  который можно в дальнейшем  использовать в различных областях нашей жизни.

Слова бабушки заставили меня задуматься: на самом ли деле скорлупа,   может приносить человеку пользу.  Так была выбрана тема нашего исследования «Волшебные проделки яичной скорлупы»

Цель исследования:  изучение свойств яйца и раскрытие  применения скорлупы куриного  яйца в повседневной жизни человека

Задачи проекта:                                                                                                               

1. Собрать и изучить информацию о яйце и яичной скорлупе;

2.  Показать практическую значимость изделий из яичной скорлупы;

 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, через рациональное использование яичной скорлупы;

    Гипотеза: если я освою способы использования яичной скорлупы в нашей жизни и привлеку окружающих, то  внесу небольшой вклад в сохранение экологии нашего края.

Методы исследования:

  1. Теоретические: изучение и анализ совместно с руководителем исследования дополнительного материала по данной теме.
  2. Практические: экскурсии, опыты, мастер-классы, опрос, выставка работ.

2.Основная часть

2.1.Проблемы экологии

     Одной из самых серьезных  в экологии является проблема мусора, отходов. Они не только загрязняют окружающую среду, но и несут угрозу для здоровья людей.

   На официальном сайте «Экология и охрана окружающей среды» мы нашли следующее определение. «Отходы» - это вещества или предметы,  которые образовались в результате производства, использования. Отходы бывают жидкими,  твердыми и газообразными.

По видам:

- бытовые (отходы жизнедеятельности человека);

- строительные (остатки строительных материалов, мусор);

- промышленные (остатки сырья и вредные вещества);

- сельскохозяйственные (удобрения, корма, испорченные продукты);

- радиоактивные (вредные материалы и вещества)  (Приложение 1)

   Среди бытовых,  немалую часть составляют пищевые отходы. К ним относится яичная скорлупа.  Выбрасывая её в мусор, мы, даже не задумываемся об использовании ее как вторичного сырья, о её ценности и  пользе в быту.  

2.2.Интересные факты

   Общеизвестным считается, что человечество питается птичьими яйцами уже на протяжении многих тысячелетий, но в современном мире, в пищу употребляют в основном куриные яйца. Ведь остальные птицы несут яйца не в таком огромном количестве, а лишь для того, чтобы появились на свет птенчики.

   Свое научное исследование я начала с вопроса « Что мы знаем о яйце и яичной скорлупе?»

   По толковому словарю С.И.Ожегова

Скорлупа - твердая природная оболочка, покрывающая более мягкие внутренние части.

Д.Н. Ушаков в книге «Большой толковый словарь современного русского языка» дает следующее определение: Яйцо – это клетка, символ зарождения жизни, заключенная в скорлупу овальной формы».

   История вопроса подробно освещена на страницах энциклопедии «Мир вокруг нас»:  очень давно древние люди считали яйцо символом начала жизни и началом Вселенной, весны и солнца, приносящего свет и тепло. Зародыш внутри яйца — это символ круговорота жизни в природе, а его скорлупа – пространственные границы мира. Скорлупа яйца – это телохранитель, мать, которая защищает жизнь.  Считалось, что из яйца родился мир, который нас окружает. Наши предки расписывали яйца еще в древние времена. Чуть позже они стали символом главного праздника  - Пасха.  Яйца  красили, расписывали замысловатыми узорами. Мы продолжаем хранить и соблюдать  традиции наших предков. (Приложение 2)

    А также на сайте «Известия» рассказывается о  история праздника «Красная Горка». На Руси этот праздник отмечали через неделю после  праздника Светлой Пасхи.  Символом этого праздника так же являются яйца – это символ плодородия. Люди ходили в гости, пели песни и играли в народные игры. (Приложение 3)

   Из познавательной программы «Чудо путешествия» телеканала «Карусель» мы узнали о некоторых интересных фактах:

- на Украине существует несколько музеев «Яиц – писанок»;

- во многих странах мира есть «Памятники яйцам» (Москва, Санкт – Петербург)

 - В Пекине в форме яйца есть оперный театр;

- самое маленькое в мире яйцо – у колибри, а самое большое – у страуса;

- шоколадное яйцо придумали в Италии;

- Выражение «Колумбово яйцо» - простой выход из трудной ситуации;

- При строительстве зданий для раствора использовали яйцо;

2.3.Результаты анкетирования

Для того,  чтобы выяснить, применение яиц и скорлупы в нашей жизни, мы решили провести опрос среди ребят детского сада и учащихся начальной школы.. Опрос проводился посредством анкетирования. ( В опросе приняли участие 10 детей детского сада и 7 школьников)

   На вопрос №1 «Любите ли кушать яйца?»   да – ответили 10 дошкольников , 6 школьников; только белок – ответил 1 школьник. (Приложение 4)

 На вопрос №2 «Знаете ли вы, сколько яиц съедаете за неделю?»  да – ответили 3 школьника; нет – 10 дошкольников и 4 школьника. 

На вопрос №3 «Что вы делаете со скорлупой?» ответили следующим образом: выбрасываем – 10 дошкольников и 5 школьников;  находим применение в быту (корм для куриц) – 2 школьника.

Опрос показал, что дошкольники и школьники любят кушать яйца, но как использовать яичную скорлупу знают не многие.

   2.4. Интервью, встречи, мастер - класс

Распространенным является мнение, что яйца -   полезны для питания человека. Об этом нам сообщила фельдшер Земляновского Фапа Габдулкаримова Н.К.: «В яйце содержится много витаминов, которые укрепляют мозг, зрение и сердце, улучшают память.  Куриное яйцо состоит из: (скорлупы;  воздушной камеры; белка;  желтка.) Белок занимает большую часть яйца и окружает желток.  Белок жидкий, прозрачный, но если яйцо отварить – он станет белым. Желток занимает среднюю часть яйца. Он гуще, чем белок. В сыром и вареном виде цвет желтка желтый. Воздушная камера -  это  специальный мешочек заполненный воздухом. У свежего яйца этот мешочек маленький, а у «старого» -  большой. Желток богат витаминами А, Д, Е, которые полезны для человека. Витамин А – для костей и зрения, иммунитета. Витамин Д - помогает организму усваивать кальций, чтобы наши кости и зубы формировались правильно и были здоровыми. Прочность нашего скелета и правильная форма костей зависят от содержания витамина Д. Витамин Е - восстановления кожи и волос, укрепления иммунной системы.» (Приложение 5)

     Источником ответа на вопрос «Почему скорлупа яиц  бывает разного цвета?» послужила экскурсия на личное подворье И.В.Леонгардт. Ирина Владимировна рассказала:   «За год каждая несушка способна снести более 300 яиц. Обычно курица откладывает по одному яйцу в день. Чем старше курица, тем больше снесённое яйцо. Цвет их скорлупы зависит от породы курицы.  Прочность яичной скорлупы во многом зависит от правильного рациона куриц (зерно, трава, ракушки, мучная смесь и яичная скорлупа) Снаружи скорлупа покрыта надскорлупной плёнкой, изнутри скорлупа имеет подскорлупную плёнку, сразу за ней расположена эластичная белковая плёнка. Чем старше курица, тем больше снесённое яйцо.» (Приложение 6)

    Бытует мнение, что  поверхностная оболочка зуба – эмаль и скорлупа куриного яйца  схожи по составу.   Мы посетили  кабинет стоматологии Голышмановской больницы №11

   Врач – стоматолог Шваб Сергей Владимирович пояснил: «Зубы и яичная скорлупа отличаются по многим ключевым признакам, таким как функция, форма и формирование. Тем не менее, оба твердых белых вещества имеют сходство с точки зрения их химического состава. Скорлупа в основном состоит из карбоната кальция и она менее прочная. Эмаль зубов  на 96% состоит из гидроксиапатита.  Но воздействие вредных бактерий и кислоты, на скорлупу и эмаль происходит одинаково.» (Приложение 7)

2.5. Экспериментальная часть

 Для подтверждения данного высказывания мы  провели ряд опытов:  (Приложение 8)

1 Опыт «Влияние различной пищи на зубы»

Для эксперимента необходимо (1 стакан с газировкой, 2 стакан с кисло – сладким  раствором: лимонная кислота и сахар; 2 сырых яйца, ложечки, шпажки) Наливаем жидкости в стаканы, помещаем яйца и оставляем на 24. Скорлупа яйца, которое находилось в кисло-сладком  растворе, стала мягкой, покрылась трещинками и пузырьками. Скорлупа яйца, которое находилось в газировке, изменила свой цвет, но сохранила прочность. Соки и газировки при длительном воздействии оказывают значительное влияние на кальций, из которого состоит яичная скорлупа.

Вывод: кислота разрушает зубную эмаль.

2 Опыт «Как зубная паста защищает наши зубы»»

Для эксперимента необходимо (, 2 стакана с кисло – сладким  раствором: лимонная кислота и сахар; зубная паста, 2 сырых яйца, ложечки, шпажки)

Наливаем жидкости в стаканы, покрываем 1 яйцо зубной пастой, другое  - нет. И помещаем их в емкости,  оставляем на 24. Скорлупа без пасты – стала очень мягкой, покрылась трещинками и пузырьками. Кислота разрушила кальций, который находился в скорлупе, а скорлупа с пастой осталась крепкой.

Вывод: зубная паста защищает скорлупу от разрушения, а значит, защищает и зубную эмаль.

   Применение  яичной скорлупы человечество нашло в самых разнообразных сферах. О более доступных способах используемых в быту рассказали жители старшего активного поколения Первичной Ветеранской организации.

1.Удобрение для растений.

Описание: измельченную яичную скорлупу в порошок, вносят в почву, рыхлят или перекапывают

Вывод: Кальция карбонат в составе подкормки помогает растениям расти  быстрее и является хорошим средством от вредителей (медведки, «чёрной ножки»). А скорлупа, рассыпанная под растениями, отпугивает слизней.

2. Контейнеры для рассады

Описание: у целого яйца снимается верхушка, содержимое яйца  используется  для приготовления любого блюда. Шилом делаем отверстия. Так получается ёмкость, в которую можно поместить семена овощей или цветов по 1–3 штуки. Почва будет снабжаться питательными веществами, а когда придёт пора высаживать рассаду, достаточно слегка сжать скорлупу, чтобы она потрескалась.

Вывод: Минеральные компоненты скорлупы способствуют быстрому росту рассады

3.Средство для полива (Приложение 9)

Описание: для получения жидкого удобрения необходимо насыпать в емкость 200 г измельченной в порошок скорлупы (примерно от 5 яиц), залить ее 800 мл кипятка, накрыть и оставить на 5 дней, периодически перемешивая настой. Чтобы цветы стали более крепкими, готовый состав используют для полива с периодичностью 1 раз в 30 дней.

Вывод: Минеральные компоненты скорлупы способствуют здоровому росту растений

2.6. Творческая лаборатория

   Скорлупа куриного яйца – это великолепный материал для творчества. Несмотря на то, что ее оболочка нежна и капризна, она имеет массу преимуществ. Скорлупа отлично комбинируется с бумагой, картоном, тканью, пластилином, поддается окраске. Посетив школьный кружок «Умелые ручки» под руководством учителя начальных классов Коротковой Елены Геннадьевны, мы с ребятами конструировали из яичной скорлупы  «Птички»

Этапы выполнения поделки из яйца «Птичка»

1.Подготовка яичной скорлупы. (вымыть, сделать шилом два прокола с противоположных сторон, выдуть содержимое яйца, вымыть, просушить)

2. Покрасить яйцо и приготовить детали птички (клюв, крылья, хвост, лапки)

3. Наклеить детали на сухое яйцо с помощью двухстороннего скотча

4.Приклеить ниточку, повесить на веточку

   Выполнение поделки из яичной скорлупы  «Птичка» нас с ребятами заинтересовала. Легко, просто и увлекательно. Оказывается  из цельной скорлупы можно сделать разных зверей, рыб, героев мультипликационных фильмов. А  еще к Новому году украсить елку собственными игрушками будет гораздо приятнее. (Приложение 10)

   Яичная  скорлупа – великолепный материал для мозаики. Мозаика - это техника создания изображений и декорирования поверхностей прикреплением к общей основе кусочков материала, различающихся по цвету, фактуре и структуре. Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера в  живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Такие трещинки стали называть кракелюрами, а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ. Я решила освоить данную технологию. (Приложение 11)

                                Этапы изготовления картины в технике «Кракле»

1. Подготовить скорлупу (снять пленки, промыть и просушить).

2. Лист картона или изделие покрыть  пластилином, толщиной 1-2 мм, способом размазывания.

3. Скорлупу прикладываем выпуклой стороной наружу к листу и прижимаем с усилием, немного раздвигаем скорлупки, чтобы получить трещины.

4. Покрытый скорлупой лист промазываем клеем ПВА, сушим.

5. Выполняем эскиз простым карандашом.

6. Эскиз обводим перманентным черным маркером, стираем карандашные линии.

7. Разукрашиваем работу фломастером.
8. Покрываем работу акриловым лаком, сушим

9. Оформляем картину в раму.

   Данная технология мне  понравилась и увлекла. Картины получаются яркими и  могут служить украшением для дома.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1.Изучив свойства яйца и посетив, мастер – класс Первичной ветеранской организации узнала, что яичная скорлупа полезна, как удобрение при посадке и поливе растений.

2.Ознакомившись, с дополнительным материалом, выяснила очень много интересных фактов о яйце.

3.Вторичное использование яичной скорлупы помогает нам решать вопросы экологии.

   Анкетирование среди   дошкольников и школьников показало, что дети любят кушать яйца, но как использовать яичную скорлупу знают не многие. Яйца – полезный продукт, содержащий множество витаминов, укрепляющие зрение, сердце и улучшающие память. Оказывается, из яичной скорлупы можно сделать много полезных и интересных поделок.

Я доказала свою гипотезу: если я освою способы использования яичной скорлупы в нашей жизни и привлеку окружающих, то  внесу небольшой вклад в сохранение экологии нашего края.

Исходя из всего сказанного,  у меня появился план работы на будущее:

  1. Посетить птицефабрику ООО «РУСКОМ»
  2. Освоить технологию «Резьба по яичной скорлупе»

Своей работой мы хотели привлечь внимание окружающих нас людей к проблеме экологии: не стоит выбрасывать многие используемые предметы в  мусорное ведро. Дайте им вторую жизнь. Найдите способ их применения в быту. Осмотрите ваш дом - скорее всего, вам пригодится хоть одна из идей. Воспользуйтесь ею, войдите в число людей, пытающихся сохранить наш мир зеленым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов. Яйцо» Санкт-Петербург, 2009.
  2. Выпуск телепередачи ««Чудо путешествия» Опыт с яйцом.
  3. Детская энциклопедия"Мир вокруг нас"
  4. Все знайка // http://znajko.ru

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaytso.pptx829.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отделение МАОУ «ГСОШ № 4» д етский сад «Ромашка» д.Земляная Муниципальный научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее » Автор: Целегородцева Ксения Научный руководитель: Казаринова Татьяна Юрьевна

Слайд 2

«В природе нет ничего бесполезного и ненужного» М.Монтель

Слайд 3

Бытовые (отходы жизнедеятельности) человека) Сельскохозяйственные (удобрения, корма) Радиоактивные (вредные материалы и вещества) Строительные ( остатки строительных материалов, мусор) Промышленные (остатки сырья) ОТХОДЫ (ТВЕРДЫЕ, ЖИДКИЕ, ГАЗООБРАЗНЫЕ )

Слайд 4

Тема исследования: «Волшебные проделки яичной скорлупы»

Слайд 5

: Цель: изучение свойств яйца и раскрытие применения скорлупы куриного яйца в повседневной жизни человека Задачи : 1. Собрать и изучить информацию о яйце и яичной скорлупе; 2. Показать практическую значимость изделий из яичной скорлупы; 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, через рациональное использование яичной скорлупы;

Слайд 6

« Экскурсия в сельскую библиотеку » « Встречаем праздник Светлой Пасхи » Участие на празднике «Красная горка» в Земляновском ДК

Слайд 7

Опрос «Применение яиц и скорлупы в жизни» Участники опроса №1 вопрос «Любите ли кушать яйца?» №2 вопрос «Знаете ли вы, сколько яиц съедаете за неделю?» №3 вопрос «Что вы делаете со скорлупой?» да нет только белок только желток да нет Да (используем в быту) Нет (выбрасываем) Дошкольники 10 - - - - 10 10 Школьники 6 - 1 - 3 4 2 (корм для куриц) 5

Слайд 8

Беседа с фельдшером Земляновского Фапа Габдулкаримовой Н.К «Яйца - полезны для питания человека» Беседа с фельдшером Земляновского ФАПа Габдулкаримовой Н.К «Яйца - полезны для питания человека»

Слайд 9

Строение яйца

Слайд 10

о Экскурсия на подворье «Почему скорлупа яиц бывает разного цвета?» рье ««Почему скорлупа яиц бывает разного цвета?»

Слайд 11

Советы врача - стоматолога

Слайд 12

Опыт «Влияние различной пищи на зубы»

Слайд 13

Опыт «Как зубная паста защищает наши зубы»

Слайд 14

Мастер – класс от жителей старшего активного поколения первичной ветеранской организации Первичной Ветеранской организации ласс от жит елей старшего активного поколения Первичной Ветеранской организации Яичная скорлупа – удобрение для растений Яичная скорлупа – контейнеры для рассады Яичная скорлупа – средство для полива

Слайд 15

Конструирование поделок из яичной скорлупы со школьниками на кружке «Умелые ручки»

Слайд 16

Картины в технике « Кракле »

Слайд 17

Планы на будущее… Экскурсия на Голышмановскую птицефабрику « Руском » Освоить технологию « Резьба по яичной скорлупе»

Слайд 18

Люблю природу русскую. Хочу сберечь от все Её творенья чудные Дающие успех. Друзья мои, товарищи, Хочу я вам сказать: «Давайте станем дружненько Природу защищать!» Не будем больше мусорить Следить за ней всегда. И будет благодарна Нам матушка-земля! Вот так легко и весело можно дать ВТОРУЮ ЖИЗНЬ ОТХОДАМ! Давайте сохраним нашу планету зеленой!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА "МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПОДЕЛОК ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ"

Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей показала хорошее владение различными техническими навыками, как по рисованию, так и по моделированию с природным и бросовым материалом. Дет...

Перечень работ допущенных к очной защите участников муниципальной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор» 2019

В соответствии с приказом начальника Управления образования города Югорска от 06.02.2019 № 63...

Итоговый протокол результатов конференции молодых исследователей "Шаг в будущее. Юниор" в дошкольных группах Лицея им. Г.Ф.Атякшева

Протокол подтверждает моё участие в составе жюри институционального этапа конференции молодых исследователей "Шаг в будушее. Юниор"...

Мастер класс «Развитие (поддержка) инициативности дошкольников посредством музицирования»в рамках XVI Всероссийских с международным участием научных чтений молодых исследователей, посвященных памяти В.И.Даля

Мастер-класс как локальная технология демонстрирует один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Данная форма продуктивна для передачи знаний и умений, обмена опыт...

Конференция молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор». «Социально-личностное развитие» Тема: «Азбука газовика»

Конференция молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор».«Социально-личностное развитие»Тема: «Азбука газовика»...

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"...