Консультация для воспитателей «Развитие предметно-развивающей среды через формирование бережливого отношения к игрушке»
консультация

Гущина Ольга Александровна

Развитие предметно - развивающей среды через формирование бережливого отношения к игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие предметно-развивающей среды через формирование бережливого отношения к игрушке»

Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным ценностям, к собственности. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Благосостояние и рост населения страны, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости у дошкольников. К большому сожалению, существует мнение о том. Что бережливость – это проявление жадности. Скупости и выражается она от материального недостатка, от бедности.

Бережливость, как правило, противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.

Воспитание бережливости связанно с формированием у детей разумных потребностей. Несомненно, дети должны иметь качественную одежду, игрушки, качественное питание, школьные принадлежности и книги. Но при этом всегда следует помнить о мере. Так, если у ребенка наряду с необходимой одеждой, существует много лишних вещей, которые в основном позволяют родителям самоутверждаться, то, как правило, ребенок не ценит и не бережет ее. Многие дети не берегут свои вещи, теряют их, при этом, не огорчаются. Зачастую просто не помнят и не знают свои вещи. Увидев что-то понравившееся в магазине, этот же ребенок, начинает капризничать, требовать покупки. Часто родители «сдаются», потому что не хотят обижать ребенка, боятся, что ребенок будет выглядеть нереспектабельно среди сверстников. Так незаметно у ребенка формируется расточительность. Если не научить ребенка в детстве беречь вещи, став взрослым, он не будет с уважением относиться к общественным ценностям.

В связи с этим, дома и в детском саду следует проводить целенаправленную работу по формированию бережливого отношения к игрушкам.

Первостепенно, важно объяснить ребенку, что любая игрушка – это результат труда: с одной стороны того, кто ее изготовил, с другой стороны, того, кто заработал деньги и купил ее. Поэтому, намеренная порча игрушек, отсутствие внимательности, небрежное отношение с ними, частая потеря игрушек – это признак неуважения к людям, работавшим   над изготовлением и покупавшим игрушки. Следует осуждать такое поведение и в семье, и в детском саду.

Воспитание бережливости – это длительный процесс, в котором сталкиваются детские «хочу» с «нельзя» взрослых. В свою очередь взрослые должны проявлять с одной стороны, такт и терпеливость, с другой, твердость и последовательность.

Следует выполнять следующие правила формирования бережного отношения к игрушке у дошкольников:

  1. Не стоит давать ребенку сразу много игрушек. Обилие игрушек мешает ребенку длительно заниматься той или другой игрушкой, и все они быстро надоедают ему. Какая-то часть игрушек всегда должна быть убрана и время от времени они должны заменяться. Набор игрушек, находящихся в пользовании у ребенка, должен включать разные по типу предметы – для подвижных игр, для игры в куклы, для спокойных игр за столом.
  2. Важно приучить ребенка бережно относиться к игрушкам, целесообразно ими пользоваться. Нельзя позволять ребенку бросать игрушки, рвать книги т.п. каждая игрушка должна быть, по возможности, на глазах у ребенка починена, исправлена. Если же этого нельзя сделать, то изъята из пользования. Необходимо приучать ребенка убирать игрушки после игры на места. Все это воспитывает у него аккуратность, бережное отношение к вещам.
  3. Ребенку для игры следует выделить отдельное место, где он сможет спокойно играть. Уголок ребенка должен быть соответствующе обставлен: поставить стол, стул, на пол постелить небольшой коврик. Игрушки должны храниться в определенных местах. Постоянное, правильное место для игры приучает ребенка к порядку, аккуратности и способствует большей сосредоточенности во время игры.
  4. Важно приучить ребенка к мысли, что место каждой испорченной им умышленно игрушки не заменит новая игрушка, так как такое ложное представление у дошкольников формирует у них небрежное отношение к игрушкам.
  5. Работу по формированию бережного отношения к игрушкам у детей – дошкольников ДОУ следует проводить совместно с родителями дошкольников, так как ребенок не научиться беречь игрушки, если дома родители не будут уделять этому аспекту воспитания внимания.

Формирование бережного отношения к игрушке у дошкольников – один из способов развития предметно- развивающей среды в ДОУ.

В целях развития личности и защиты интересов детей министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно – техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Игрушки не должны:

  • Провоцировать ребёнка на агрессивные действия;
  • Вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать как играющие партнеры (сверстники и взрослые), так и сами игрушки;
  • Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
  • Провоцировать его на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей;

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • Остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень)
  • Многовариативность
  • Открытость (возможность придумывать новые задачи)
  • Разнообразие по уровню сложности
  • Возможность применения группой детей
  • Использование различных фактур
  • Полифункциональность. Обеспечивающая гибкое использование игрушки в соответствие с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях
  • Возможность применения в совместной деятельности, пригодность игрушки к использованию в коллективных играх, способность инициировать совместные действия
  • Дидактическая ценность, обеспечивающая возможность использования игрушки в качестве средства обучения ребенка
  • Эстетическая ценность, позволяющая использовать игрушку как средство художественно – эстетического развития ребенка. Приобщая его к миру искусства.

Чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно – гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однако, подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Очевидно то, что такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами,...

Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей»

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и воз...

Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды по формированию у детей математических способностей".

Основное требование к организации окружающей среды для математической работы с детьми дошкольного возраста - соответствие основным концептуальным подходам программы, которая реализуется в данном ДОУ....

Консультация для воспитателей: Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей

Одним из определяющих факторов воспитания является предметно-развивающая среда...

Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....

Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специальные приборы и оборудование»

В данном материале дано описание предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специалтные приборы и оборудование. Дано описание данных приборов и оборудования....