План по самообразованию за 2023-2024гг.
материал

Емельянова Алёна Витальевна

 План по самообразованию на 2023-2024 учебный год «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_saoobrazovaniyu.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение « Детский сад « Колосок»

Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики

План по самообразованию на 2023-2024 учебный год
«Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Воспитатель:

Емельянова А. В.

Этап работы над темой: 1 год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 г.

Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

#1040;ктуальность:
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой личности»
В. А. Сухомлинский
Всё чаще педагоги детского сада отмечают недостаточный уровень развития у детей мелкой моторики. Такой результат диктует сама современная действительность. Если ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на
куртке и так далее, то сейчас всё это уже в прошлом! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей.
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они не могут делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.
Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.

План реализации темы по самообразованию

Сроки
проведения

Деятельность

Тема

Сентябрь

Изучение методической литературы

«Развитие речевой активности детей раннего
возраста посредством пальчиковых игр и
упражнений»

Октябрь

Подготовить доклад для педсовета

«Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста»

Ноябрь

Создание интерактивной презентации

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи
детей»

Декабрь

Разработать методический материал;
Разучивание новых пальчиковых игр.

«Комплексы пальчиковой гимнастики»

Январь

Оформление картотеки

«Картотека пальчиковых игр»

Февраль

Мастер – класс для родителей

Развитие мелкой моторики рук в процессе
изобразительной деятельности. Рисуем
нетрадиционным способом.

Март

Открытый показ на уровне ДОУ

«Использование пальчиковой гимнастики в
режимных моментах в младшей группе»

Апрель

Составление и распространение памяток, буклетов
для родителей по теме самообразования

«Пальчиковая гимнастика – для развития речи у
детей раннего возраста»; «Развитие мелкой моторики рук»

Май - июнь

Консультация для родителей;
Отчёт о проделанной работе за учебный год,
обмене опытом с коллегами.

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика»;
«Играем с нашими пальчиками»;
«Применение пальчиковой гимнастики в работе
с детьми с речевыми нарушениями».

План работы с детьми и родителями

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СЕНТЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска»,
«Курочка», «Мыши».
Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»;
Игры с предметами: «Мозайка», «Пирамидка».
Лепка из соленого теста.
Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков
су-джок.
Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи»,
«Осень».
Цель пальчиковых игр: формировать
положительный настрой, развивать мелкую
моторику рук, активизировать движения пальцев
рук.

Консультация для родителей: «Пальчиковая
гимнастика».
Методические рекомендации «Развитие мелкой
моторики ребёнка посредством пальчиковых игр»

ОКТЯБРЬ

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем
машинки».
Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель
пальчиковых игр: формировать положительный
настрой, развивать мелкую моторику рук,
активизировать движения пальцев рук.
Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Анкетирование родителей: «Важно ли играть в
пальчиковые игры»
Папка-передвижка «Развитие мелкой моторики
ребенка раннего возраста: нормы и отклонения»

НОЯБРЬ

Игры с карандашами, счётными палочками.
Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных
шариков и муки, с нарисованными рожицами
Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка
(различие цветов, размера, формы).

Индивидуальные беседы «Речь ребенка на кончиках
пальцев».
Папка – раскладушка «Пальчиковые игры в
развитии мелкой моторики у детей»

ДЕКАБРЬ

Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как
вчера у бабушки».
Лепка из солёного теста.
Узоры из ниток. Выкладывание узоров или
геометрических фигур из шерстяных или холщевых
ниток разной толщины и длины на бархатной
бумаге. Это позволяет тренировать не только
мышцы рук, но и способствует развитию
тактильных ощущений, внимания, мышления,
координации в пространстве.

Родительское собрание:
«Развитие мелкой моторики ребенка в процессе
изобразительной деятельности. Рисуем
нетрадиционным способом».

ЯНВАРЬ

Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель
пальчиковых игр: формировать положительный
настрой, развивать мелкую моторику рук,
активизировать движения пальцев рук.
Игры с предметами: кубики со шнуровками и
липучками, прищепки, молнии, бусы.

Мастер-класс «Изготовление игр для развития
мелкой моторики из бросового материала»
Памятки для родителей:
«Ум ребенка на кончиках его пальцев;
«Пальчиковые игры»

ФЕВРАЛЬ

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда»,
«Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр:
формировать положительный настрой, развивать
мелкую моторику рук, активизировать движения
пальцев рук.
Игры с предметами: кубики со шнуровками и
липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки,
наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Оформление папки-передвижки «Игры с
пальчиками»

МАРТ

Научить детей пользоваться пальчиковым театром.
Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с
использованием пальчикового театра, доставить
детям радость.
Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми но и тренировки зрительного восприятия ребенка
(различие цветов, размера, формы). пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении
соотносить действия со словами («Мышка»,
«Чижик-пыжик»).
Сделать игры с природным материалом (ракушки,
шишки, крупа)
Цель: развивать мелкую моторику и речь.

Круглый стул «Что необходимо знать и уметь
родителям для развития мелкой моторки ребенка от
2 до 3 лет?»

АПРЕЛЬ

Конструирование: «Паровозик из пуговиц».
Цель: Развивать творческую фантазию малышей,
выкладывать пуговицы по рисунку, развивать
мелкую моторику, развивать конструктивные
способности детей.
Раскручивание и закручивание пластмассовых
гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Мастер – класс для родителей
«Волшебные рисунки ладошками»
(нетрадиционное рисование)

МАЙ

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»
Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое.
Поставить с детьми инсценировку сказки:
«Колобок».
Цель : учить малышей рассказывать сказку,
различать по внешнему виду животных, правильно
показывать их, развивать речь , память.

Просмотр презентации «Наши достижения. Играем
- мелкую моторику развиваем»

В течении
года

Разучивание новых пальчиковых игр
Повторение выученных пальчиковых игр, с
обязательным проговариванием материала.
Анализ динамики развития мелкой моторики детей в
течение года.

Индивидуальные беседы с родителями по теме
самообразования.
Привлечение родителей к обогащению
развивающей предметно-пространственной среды в
группе.

Литература по теме:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
6. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
7. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
8. #1089;айт «Развитие ребёнка»
9. Сайт для воспитателей детских садов.
10. Сайт для детей и взрослых.
11. Всё для детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"на 2023-2024гг

План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования" за 2023-2024гг...

План по самообразованию 2023-2024гг. Художественно-эстетическое развитие у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования и картинной галереи

Изобразительное творчество является одним из древних направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование – это естественная потребность ребенка и у него нет «компле...

«План по самообразованию педагога на 2023-2024гг.»

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у дошкольников»...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.

Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....

План по самообразованию на 2023-2024гг.

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»Данный план разработан мной самостоятельно, рассчитан на 1 учебный год. Работа ведется по 3 направлениям: с д...

План работы ППК на 2023-2024гг.

План работы ППК на 2023-2024гг....

План по самообразованию на 2023-2024гг. "Развитие творческих способностей у детей 4-5 лет через нетрадиционные техники рисования"

Целью работы над темой является создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповтор...