Духовно-нравственное воспитание
консультация (подготовительная группа)

Богун Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Представление опыта работы25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Тема заседания РП(М)О: «Практико-ориентированные технологии, активные формы организации детской деятельности в направлении познавательного, эстетического, духовно-нравственного развития и воспитания»

Доклад на тему:

«Детско-взрослые проекты как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Опыт работы педагога»

Выполнила: Богун Ольга Владимировна,

Воспитатель

г. Надым 2023 г.

   Слайд 2. Из покон веков Русь славилась своими традициями, обычаями, крепкими семьями, патриотизмом и любовью к Отчизне. Какова причина этого явления?

   С детства родители знакомят своих детей с героями русских народных сказок и легенд, играют в русские народные игры, малыши разучивают Потешки и народные песни–все это благотворно сказывается на развитие ребенка и укрепление семьи, ведь именно в семье начинается развитие духовно–нравственного становления личности.

   Слайд 3. В нашей стране в последние годы уделяется много внимания развитию семейных ценностей. Так, одним из важных распоряжений Правительства РФ от 25.08.2014 г. №1618-р стало утверждение «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».[1] Этот документ представляет собой целую систему принципов, задач и приоритетных мер по поддержке, укреплению и защите семьи как фундаментальной основы российского общества, а также по сохранению традиционных семейных ценностей, повышению роли семьи в жизни общества, улучшению условий и повышению качества жизни семьи.[3]

   Слайд 4. Духовно-нравственное воспитание–это духовная культура и среда, в которой живет ребенок, то место, где происходит его становление и развитие. Именно в семье, подрастая, ребенок постепенно перенимает опыт и традиции старшего поколения, становится полноправным представителем своего народа. Только в семье закладывается чувство патриотизма, любви и уважения к близкому человеку, щедрость, доброта, ответственность за свои поступки.[2]

   Слайд 5. Семейные традиции живы пока мы с вами чтим и передаем их из поколения в поколение. Каждая семья уникальна, потому что в каждой семье есть свои ценности и традиции.

   Слайд 6. Общаясь с родителями наших воспитанников, я вижу духовно-нравственные основы каждой семьи. Для большей сплочённости поколений в нашем саду проводятся тематические мероприятия, такие, как «Диалог–марафон», «Семейный клуб», клуб «Гармония».

Слайд 7. За время работы в системе образования и в работе с родителями воспитанников для себя я выделила несколько правил:

  1. Семья, ее традиции и устои навсегда останутся в сознании ребенка.
  2. Все, что происходит в детском коллективе – пересказывается дома детьми.
  3. Личный пример педагога – половина выполненной работы для создания сплоченного коллектива родителей.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка возможно только при условии тесной работы «Ребенок+родители+педагог».

Слайд 8. Поэтому моя работа по созданию детско-взрослых проектов всегда имеет хороший результат.

Например, согласно первому правилу, семья влияет на сознание ребенка: используя игровые технологии, в моих группах всегда ярко, интересно проходят праздники ко Дню матери, ко Дню отца, патриотические акции «Посылка солдату», «Открытка солдату» (мы отправляем человеку, которого знают дети, потом всегда есть возможность для обратной связи), «Теплый день», «Пасхальная радуга».

Используя здоровьесберегающие технологии, мы проводим утреннюю зарядку с родителями, спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

Родители всегда активно принимают участие в муниципальных и институциональных конкурсах.

Слайд 9. Второе правило – это мотив привлечения родителей к совместной

родителям, что только вместе, только сообща мы сможем воспитать добрую, всесторонне развитую личность.

Слайд 13. Кластер - является как один из методов критического мышления.

Кластер — это графическая форма работе со своими детьми. Главное, заинтересовать ребенка.

Слайд 10. Так у меня возникают и успешно реализуются проекты по исследовательской деятельности, уже ставшие традиционными акции моих воспитанников: «Витаминный букет», «Сами садик мы садили…», «Фруктовый салат для родителей», «Цветы для мамы», «Подарок детскому саду» (выращивание цветов для озеленения территории),

Слайд 11. «Солдатский платок», «Бессмертный полк», «Военная книга моей семьи», «Созвездие моей семьи» и т.д. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.

Слайд 12. Третье правило работает всегда! Как только я рассказываю детям о том, что я делаю и как я делаю, на утро у меня много вопросов от родителей в приемной. Так работает технология критического мышления, которая дает возможность развивать творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, формировать предпосылки для дальнейшей универсальной учебной деятельности. Я стараюсь своим личным примером показать детям и их организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

 «Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.

Для заполнения кластера и легкости запоминания необходимо использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.

Слайд 14. Технология «Скрайбинг» - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).

Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует. Рисовать можно чем угодно и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии, все – таки, не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование. 

         Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Слайд 15. Я всегда участвую в акции «Бессмертный полк», знаю историю своей семьи до 6 колена, пишу стихи и сочинения о своих предках, веду здоровый и активный образ жизни. В прошлом году свой опыт работы с семьями воспитанников на тему: «Сохранение традиционных христианских ценностей и традиционных форм семьи как залог формирования здорового общества и государства» я представила на XII Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Мой доклад признан лучшим в ЯНАО.

Слайд 16. В нашей группе есть «семейный» альбом, в котором собраны фотографии наших воспитанников на различных праздниках, в разных уголках нашей огромной страны и фото детей с родителями. Так же есть фотографии пап в солдатской форме. В свободное от занятий время ребята с удовольствием рассматривают альбом и делятся своими впечатлениями о путешествиях, об отдыхе в кругу семьи.

   Слайд 17. Такие мероприятия воспитывают уважение и гордость за свою семью, за своих родных, за пап – защитников Родины и своей семьи.

   Слайд 18. Почти все дети в группах–крещеные. Очень радует, что дошколята знают историю основных православных праздников, знают, традиции и атрибуты многих церковных праздников. И эти знания они получили дома, от своих родителей, бабушек и дедушек.

Слайд 19. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что начальное духовно-нравственное воспитание дошкольников должно зарождаться в семье и развиваться в дошкольных образовательных учреждениях через совместные проекты, совместную работу. Семья воспитывает детей–граждан своего государства. А детский сад наполняет жизнь детей и их семьи духовным смыслом, помогает укреплять нравственные устои, которые делают крепкими и семью, и государство. Я считаю, что укрепление института семьи позволит России обеспечить национальную безопасность и сохранить главенствующее положение среди мировых держав.

                                                     Литература:

  1. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 августа 2014 года № 1618 – р. Доступ из справочно – правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Патрушева И.Н. Роль семьи в формировании духовно – нравственной личности (г. Санкт – Петербург, январь 2014 г.)
  3. Минникова Л.Ф., Курбацкая Т.И. Традиционные семейные ценности как основа формирования культуры современного общества и личности (Электронный журнал «Образование Ямала», № 14, октябрь 2016 г.)
  4. Матвиенко: забота о детях – основополагающее направление государственной политики России – URL.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...