Сообщение из опыта работы на тему:" Эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ"
методическая разработка

Бирюкова Оксана Ярославовна

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»

 Макаренко А.С.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом дошкольного образования. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого, как педагогам, так и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему: «Эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ»

Подготовила воспитатель высшей категории МДОУ «Детский сад55»

Бирюкова О.Я.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»

 Макаренко А.С.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом дошкольного образования. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого, как педагогам, так и родителям. Родителям для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам – чтобы эффективнее в этом оказать помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав направить общие усилия на его развитие. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения выступил инициатором в обеспечении конструктивного взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Опираясь на опыт работы с родителями,  в 2017 году  нами было решено создать в ДОУ -  Клуб  « Школа  молодой мамы». Спросите,  почему выбрано именно такое название?

Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития детей младшего дошкольного возраста. Педагогами группы раннего развития была проведена анкета для родителей под названием: «Давайте познакомимся!» и оказалось, что 80% от всех опрошенных родителей  - составляют молодые семьи, имеющие первых детей  и средний возраст законных представителей от 20 до 30 лет.

Современная российская семья развивается в условиях качественно новой ситуации. Часто молодые родители не осознают всего спектра проблем, связанных с воспитанием. Они ограничиваются функциями удовлетворения ребенка материальных и физиологических потребностей. Такие родители игнорируют эмоциональную и коммуникативную стороны воспитания. Именно поэтому педагоги детского сада выступили с миссией оказания помощи родителям в понимании внутреннего мира ребенка, создании психологически комфортных условий для эмоционального общения участников образовательных отношений. Ребенок проводит большую часть времени в детском саду и дома, и важно, чтобы педагог и родители стали союзниками и единомышленниками. Были едины в подходах воспитания и развития ребенка.

Цель и задачи клуба

Целью функционирования клуба  «Школы молодой мамы» является оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в молодой семье.

 Задачи:

-выявить и использовать эффективные организованные формы взаимодействия с семьей;

-оказать консультативно-методическую помощь молодым родителям;

-повысить уровень педагогических знаний молодых родителей в вопросах развития детей;

-способствовать профилактике социально-опасного положения семьи;

-приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

-пропаганда положительного опыта семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Большую популярность при взаимодействии педагогического коллектива с семьей приобретают нетрадиционные формы работы. Где присутствуют взаимопонимание, взаимопомощь в социальном развитии ребенка.

Формы сотрудничества могут быть разнообразными, в зависимости от условий детского сада и возможностей родителей. Родители могут выступать в роли экспертов, консультантов или организаторов по проблеме, которую готовят вместе с педагогом; могут принимать на себя роль ассистентов и помощников в  проведеиии различного  вида деятельности с детьми. Безусловно,  составляется перспективный план работы с родителями и детьми, согласовывается с поставленными задачами ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников. Темы заседаний клуба могут быть выбраны самими родителями по волнующим их  проблемам  воспитания и развития детей, учитывая возраст и особенности  детей. В нашей группе была создана «Почта доверия», в которую родители регулярно помещали свои предложения и рекомендации в письмах на волнующие вопросы. Почта регулярно просматривалась и обсуждалась на совете активных родителей с присутствием педагогов. К участию в обсуждении темы заседаний привлекались и воспитанники.  Затем принималось решение в подготовительном этапе проведения выбранной темы заседания. В совместной деятельности с детьми и педагогами  готовились «Пригласительные» открытки , «Выставки детского творчества », «Фотоколлажи» для родителей. К участию выбранной темы заседания тщательно готовились все ! Родители оказывали посильную помощь в подготовительном этапе, а также   с огромным интересом участвовали и посещали Клуб «Школа молодой мамы».  На протяжении нескольких лет работы Клуба  создалась своя традиция по завершению заседания за круглым столом устраивать чаепитие с угощениями. В теплой и дружеской атмосфере родители делятся своими секретами и рецептами приготовленной выпечки. Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно. Спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, окружающем их.

 Необходимо отметить эффективные формы по взаимодействию с семьями воспитанников: совместные досуги и праздники; проектная деятельность и участие детей  в различных творческих и спортивных конкурсах разного уровня; участие и проведение акций; проведение игр и тренингов педагогического содержания ; создание видеороликов; оформление фотоальбома «Интересные события в жизни ДОУ; выпуск газет, журналов и буклетов; создание и оформление лэпбуков; совместные концерты художественной самодеятельности; посещение «Семейного киноклуба» и др.  

 Важно отметить в гарантированном эффективном сотрудничестве – искреннее доброжелательное отношение педагога к воспитанникам  и родителям; заинтересованность педагога в решении проблем детей; системный характер работы.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу  в тех вопросах, где видят заинтересованность и активность своих родителей. И как результат – новое отношение родителей к ДОУ,  положительная оценка его деятельности.

Педагогическая правильная организация взаимодействия семьи и ДОУ позволяет эффективно координировать усилия родителей и педагогов следовать по индивидуальной  образовательной траектории развития дошкольника. Благодаря новым формам работы, мы отметили большую заинтересованность родителей к тому, чем занимается их ребенок. В результате такого взаимодействия установились более тесные отношения между педагогами и родителями, появилась потребность делиться совместно решать проблемы в области воспитания и развития ребенка.

Важнейшим условием является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями. Такой подход дает возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.

Наступивший  2024 год  в России считается Годом семьи. Такое решение принял президент В.В.Путин, чтобы защитить и сохранить семейные традиционные ценности в стране. В связи с этим, было принято переименовать название Клуба «Школа молодой семьи». Безусловно,   каждая   семья – одна из важных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека.   

В заключении следует отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ  с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Чем грамотнее налажено социально – педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с семьей, тем эффективнее будет социальное развитие ребенка, прочнее будут усваиваться им нормы и ценности, принятые в обществе.

Список использованной литературы:

  1. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005.
  2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
  3. Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.
  4.  Арнаутова Е.П. «В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей». - М., 2004.
  5. Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.АСотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
  6. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
  7. Т.Н.Зенина Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России Москва 2006
  8. Данилина ТСовременные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.
  9.  Лидия Свирская  Работа с семьей: необязательные инструкции Линка – Пресс Москва 2007
  10.  Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф.
  11.  Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»....

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...

Сообщение из опыта работы на тему: «Эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ»

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Сотрудничество педагогов и родителей. Равенство позиций партнеров. Уважительное отношение взаимодействующих сторон. Учет индивидуальных возможностей и потре...