Памятка "Формулирование задач"
методическая разработка

Фирсова Марина Владимировна

Формирование целей и задач при построение конструкт-конспектов и планов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_formulirovka_zadach.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по формулировке задач

Термины «задачи» и «цели»  часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями.

 Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем.

Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цель  – это конечный результат, то, к чему мы стремимся. Поможет в этом ответ на вопрос: Что я хочу получить в результате проведенного занятия?

Цели должны быть:

 - Диагностируемые.

 - Конкретные.

 - Понятные.

 - Описывающие желаемый результат.

 - Реальные.

 - Побудительные (побуждать к действию).

 - Точные.

 - Личностно значимыми для воспитанников.

Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной (не просто расширить (закрепить) представления детей о тереме Деда Мороза, а что именно дети узнают (или уточнят) о тереме в рамках данного занятия). 

Задачи выражены глаголом неопределенной формы («формировать», «развивать», «закреплять»). То есть задачи формулируют для того, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели.

При этом задачи разделяются на следующие аспекты:

  • Обучающие задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.
  • Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).
  • Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).

Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание., мышление) за одно занятие невозможно.

В технологических картах образовательных мероприятий с воспитанниками необходимо указать обучающие (ую), развивающие (ую) и воспитательные (ую) задачи (задачу). При этом самих задач может быть НЕ более пяти!

Обучающие задач направлены на систематизацию и обобщение имеющихся у детей знаний и представлений, полученных в ходе стихийного обучения и целенаправленного обучения в режимных моментах, а также на обучение детей новым способам, умениям.

 Формулировка обучающих задач должна отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер непосредственно организованной образовательной деятельности вы планируете: по сообщению нового знания,  или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач НООД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о …»

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность ….

«Расширить знания детей о … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

Примерные формулировки обучающих задач

Формировать умения, навыки……

Познакомить с особенностями …..

Обобщить представления по теме…..

Закрепить представление……

Отработать умения применять……

Формировать понятие…….

Обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками…….

Активизировать воспитанников к.. Апробировать прием ……

Обеспечить повторение (закрепление)….

Обобщить и систематизировать материал по теме…..

Подготовить детей к усвоению…..

Овладеть умениями…..

Сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения. Формировать представление о….

Ознакомить детей с ……….

Расширить (углубить) представление о………..

Дать понятие………….

Способствовать обогащению…..

Активизировать……..

Обогатить….

Уточнить …….

Систематизировать…….

Совершенствовать умение………

Побуждать (побудить) к решению задач……

Помочь детям выявить….

Упражнять….

Расширить представления……

Создавать условия…..

Продолжать упражнять…….

Углубить…….

Продолжать знакомить………

Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

 В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

 - если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «способствовать развитию…» и т.д.

Примерные формулировки развивающих задач

Развивать внимание (на основе выделения…) в процессе…

Развивать умения передавать чувства….

Развивать логическое мышление…

Развивать умение выделять главное.

Развивать умение сравнивать…

Развивать умение делать выводы…

Развивать мыслительные действия по аналогии……

Развивать умение излагать мысли…

Развивать эмоции….

Развивать познавательный интерес (активность)………

Стимулировать проявление любознательности……

Развивать память….

Развивать самостоятельность (мышление)…..

Развивать воображение……….

Способствовать развитию положительных эмоций путем….

Развивать эмоциональное отношение к…..

Содействовать развитию….

Стимулировать развитие……

Вызвать интерес…….

Развивать навыки……..

Развивать способность…

Развивать творческое воображение..

Развивать чувство эмпатии….

Развивать ассоциативное мышление

Развивать интерес……

Развивать творческие способности...

Развивать мыслительные операции …

Воспитательные задачи направлены, как правило,  на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

 Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

         В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

-  если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …»  и т.д.

- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …»   и т.д.

Примерные формулировки воспитательных задач

Воспитывать чувства….

Воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность)……

Обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за…..)

 Воспитывать самостоятельность через организацию……

Содействовать воспитанию трудолюбия……

Воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения)..

Воспитывать культуру поведения..

Воспитывать желание…

Воспитывать бережное отношение….

Воспитывать толерантное отношение к……

Воспитывать гуманные отношения к …….

Воспитывать аккуратность…..

Воспитывать интерес…

Воспитывать любознательность

Воспитывать чуткость к ….

Поощрять самостоятельность..

Воспитывать любовь и заботливое отношение……

Воспитывать доброжелательное отношение…….

Воспитывать уважение…….

Воспитывать ответственность..

Распределять между собой работу по подготовке …..

Согласовывать друг с другом действия …..

Совместно проверять правильность выполнения задания ….

Важно помнить!

Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими образовательным областям основной образовательной программы и возрасту детей.

Формулировка задач может отражать четыре уровня усвоения материала:

Уровень усвоения материала

Используемые термины

Примечание

1) Уровень представления

- сформировать,

- познакомить,

- дать представление…

Два уровня объединяются в уровень знаний

2) Уровень понимания

- дать понятие,

- научить,

- анализировать,

- характеризовать…

3) Уровень применения

- сформировать умения,

- выработать,

- развить умения,

- закрепить…

Это практическая, алгоритмическая деятельность по образцу

4) Уровень творчества

- научить решать нетипичные задачи,

- находить пути решения…

Перенос опыта,

 побуждение к собственным открытиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение коррекционных задач через интеграцию образовательных задач"

В статье описывается опыт работы по решению коррекционных задач через интеграцию образовательных областей....

Доклад на тему: "Как мы интегрируем задачи образовательных областей "Познание", "Художественное творчество" и задачи коррекционной программы".

Процесс развития современного образования требует применения нетрадиционных форм. интегрированные занятия имеют нетрадиционнуую форму и структуру проведения. Они представляют собой проведение нескольк...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».

закрепить знания детей о  соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...

Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников.

Дорогие мамы и папы предлагаю вам подборку логических задач. Они помогут вам развить в ребенке любознательность и вместе с пользой провести время. Желаю успехов!...