статья "Решение коррекционных задач через интеграцию образовательных задач"
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В статье описывается опыт работы по решению коррекционных задач через интеграцию образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_korrekcionnyh_zadach_cherez_integraciyu_obrazovatelnyz_zadach.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение коррекционных задач
через интеграцию образовательных областей
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655).
Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
По мнению таких исследователей, как М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Лазаревой, реализация принципа интеграции способствует формированию у детей целостной картины мира, развитию коммуникативных навыков и умения свободно делиться впечатлениями, даёт возможность реализовать творческие способности.
Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих целостность восприятия ребёнком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Я работаю учителем-логопедом в МАДОУ «Детский сад № 395» г. Перми компенсирующего вида с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа).
Коррекционно-логопедическая работа проводится по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Выполнение коррекционных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексно-тематическому подходу и интеграции работы специалистов.
Учитель-логопед определяет коррекционные задачи (в соответствии с программой) и распределяет, в какой образовательной области и какими специалистами они будут решаться.
Работой в образовательной области «Коммуникация» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свою образовательную деятельность в соответствии с его рекомендациями. В данной таблице приведена образовательная деятельность по реализации коррекционных задач по лексической теме «Золотая осень. Деревья» (см. таблицу).
В работе по реализации образовательной области «Познание» участвуют воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед. При этом педагог-психолог решает задачи по развитию высших психических функций, а воспитатели организуют работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению кругозора, координируют познавательно-исследовательскую деятельность, обеспечивают развитие навыков конструирования и математических представлений.
Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом особенностей развития детей с ОНР.
Основными специалистами в областях «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Социализация» выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты подключаются к его работе.
В образовательной области «Музыка», кроме музыкального руководителя, работает так же и учитель-логопед (проведение логоритмических упражнений).
Работу по реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляет инструктор по физическому воспитанию, воспитатель группы.
- Как реализуется комплексно - тематический подход и интеграция работы специалистов в ДОУ? (см. таблицу)
Лексическая тема «Золотая осень. Деревья»
№ | Задачи | Физическое развитие | Социально - личностное развитие | Познавательно-речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Образовательные области |
Ф. | З. | Б. | С. | Т. | П. | К. | Ч.х. лит. | Х. т. | М. |
1. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
2. | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, в падеже | Х | Х | Х | Х |
3. | Образование относительных прилагательных | Х | Х | Х | Х | Х |
4. | Согласование существительных с числительными | Х | Х | Х | Х |
5. | Образование существительных во мн. числе (им. п., род. п.) | Х | Х | Х | Х |
6. | Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности. | Х | Х | Х | Х |
7. | Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Х | Х | Х | Х | Х |
8. | Развитие речевого дыхания. | Х | Х | Х |
Решение первой задачи проходит через все образовательные области. Каждый из участников образовательного процесса активизирует, обогащает словарь детей по данной лексической теме. Словарную работу по теме прописывает учитель-логопед.
Так же мы видим, как коррекционные задачи по данной лексической теме, проходят через образовательные области. Каждый специалист, который реализует определённую образовательную область, использует свои методы, приёмы, игры для решения коррекционных задач.
Таким образом, мы видим, что данная таблица интеграции образовательных областей помогает планировать работу каждого специалиста, с учётом решения коррекционных задач для детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи.
Взаимодействие всех специалистов способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Список литературы:
Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (С 3 до 7 лет) [Текст]: Н.В Нищева. – СПб., Изд. ДЕТСТВО ПРЕСС ,2011. – 558с.
Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. О.В. Дыбиной.– М.: Изд. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования: приказ от 23 ноября 2009 г. №655
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст]: – М., Изд. Просвещение, 2010.- 255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»
Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...
Образовательная деятельность, через интеграцию образовательных областей музыка, художественное творчество для младшего и среднего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст многими педагогами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На за...
Конспект интегрированного итогового занятия во второй младшей группе «Солнечное приглашение в весенний лес», Реализация задач происходит через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное
Реализация задач в занятии, происходит через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность); «Художественное творчество» (продуктивная деятел...
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848. Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины мира».
Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при совместной, квалифицированной, комплексной и систематической работе логопеда, во...
План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музы...
Повышение качества дошкольного образования через интеграцию образовательных модулей "Робототехника" и "Лего конструирование" в образовательных проектах с воспитанникамими
Повышение качаства дошкольного образования через интеграцию образовательных модулей "Робототехника" и "Лего конструирование" в образовательных проектах с воспитанниками...