Мастер-класс для родителей «Проведение опытов с детьми 5-7 лет в домашних условиях»
материал

Грекова Галина Сергеевна

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде путешествия по сказкам. Считаю этот метод наиболее эффективным, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме.

И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Итак, наша сказка называется «Удивительное путешествие с Красной шапочкой».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_rodit_opyty_1.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

детский сад комбинированного вида № 31 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Мастер-класс для родителей

«Проведение опытов с детьми 5-7 лет

в домашних условиях»

                                                            Подготовила: Грекова Г.С., воспитатель

Цель: Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса

- Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде путешествия по сказкам. Считаю этот метод наиболее эффективным, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме.

И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Итак, наша сказка называется «Удивительное путешествие с Красной шапочкой».

- «Жила была Красная шапочка. Уж очень она была старательная и ответственная девочка, но, однажды, она услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Красная шапочка отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела радугу….»

А давайте вместе с вами попробуем сделать радугу! 

Для этого нам нужны: емкость, наполненная водой (ванна, тазик, фонарик, зеркало, лист белой бумаги (на столе для 4 человек 1 комплект).

Опыт № 1. В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги.

- «Полюбовалась Красная шапочка радугой и пошла дальше. Дошла до пруда и увидела перед собой вулкан. Но в этот день вулкан был спокоен, а вот мы попробуем увидеть извержение настоящего вулкана!»

Для этого нам понадобятся: Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус (на столе для 4 человек 1 комплект).

Опыт № 2. Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

- «Пока наша героиня путешествовала, незаметно наступил вечер. Солнце постепенно садилось за горизонт, и в отражении пруда была такая красота! Давайте и мы попробуем увидеть эту красоту»

Для этого нам нужны: цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт № 3 : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

- «Красной шапочке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, но с наступлением темноты пришлось вернуться домой. И она решила ещё раз куда-нибудь сходить, но только в следующий раз»

Обсуждение экспериментов с родителями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Огромное спасибо за внимание. До свидания!

Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности :

Домашнее задание «Эксперименты для всей семьи»

Актуальность

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической, познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимость. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относятся к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают? Эти вопросы и стали основополагающими для разработки проекта «Эксперименты для всей семьи». 

Таким образом, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь –май 2021г).

Участники проекта : дети и родители (законные представители) старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.

Цель проекта : развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями (законными представителями) в домашних условиях.

Задачи проекта :

- Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;

- Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях;

- Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников;

- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

- Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента;

- Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

Гипотеза: Проведенная работа по проекту «Эксперименты для всей семьи» позволит расширить и обобщить представление о развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями в домашних условиях».

Для реализации проекта использовать следующие формы работы с детьми:

• Совместная деятельность воспитателя с ребенком;

• Совместная деятельность с семьей;

• Самостоятельная деятельность детей;

• Наблюдения в природе;

• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

• Беседы по теме эксперимента;

• Целевая прогулка.

Формы работы с родителями: мастер класс, консультация, буклеты, памятки, беседы, анкетирование, фото - выставки.

Предполагаемый результат:

- Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности;

- Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;

- Создание родителями лаборатории в домашних условиях;

- Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Изучение методической литературы и интерет – ресурсов для реализации проекта.

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Разработка перспективного плана по взаимодействию с родителями (законными представителями).

Разработка цикла консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».

Основной этап:

Анкетирование«Эксперименты дома. Миф или реальность?».

Реализация перспективного планирования.

Консультирование родителей (законных представителей) «Экспериментируйте с ребенком дома».

Мастер - класс «Экспериментальные выходные».

Заключительный:

Анализ результатов проекта.

Фото-отчёт.

Реализация проекта:

С родителями было проведено анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?», в котором приняло участие 10 родителей, результаты опроса представлены в диаграмме.

Анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?» помогло выявить имеющиеся у родителей знания об опытно-экспериментальной деятельности. Результаты показали: все опрошенные родители знают, что такое экспериментирование, но используют его в домашних условиях лишь 2 из 10 родителей, к тому же, делают это довольно редко, 3 родителей из 10 считают, что использование данного метода дома – это миф, остальные все-таки полагают, что при желании эксперименты в доме могут стать реальностью.

Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома» по темам

-«Детское экспериментирование в домашних условиях»,

- «Экспериментируем дома»  

Экспериментируем на кухне», основная цель которых – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего ребенка.

Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому была проведена акция «Экспериментальные» выходные». В выходные дни родители совместно с детьми проводили дома опыты и эксперименты.

В помощь родителям была создана картотека опытов «Занимательные опыты и эксперименты», которая помогло увлечь их идеей экспериментирования в домашних условиях.

Результатом работы над проектом стало создание фото - отчета «Домашняя мини – лаборатория» с описанием совместно проведенных опытов детей и родителейА главный итог: родители и дети стали роднее и ближе друг другу, так как каждый занимался своими делами, а вместе, мама и сын или папа и дочка, проводили весело и с пользой свободное время. Не на этом ли держится семья!

Процесс реализации проекта «Эксперименты для всей семьи» оказался очень увлекательным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей  дошкольного возраста в домашних условия...

Конспект мастер – класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Конспект мастер – класс для родителей«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осущ...

Мастер-класс по изготовлению открытки к празднику 9 мая для родителей в домашних условиях

Дети старшего дошкольного возраста вполне осознанно могут проявить свой творческий потенциал, например в изготовлении праздничной открытки к празднику 9 мая....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»Цель:Научить игровому взаимодействию родителей и детей, продуктивно проводить совместно...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНУЮ КВЕСТ – ИГРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Цель: повышение интереса у родителей к игровой деятельности детей...